Подготовительный период

Материал из Летний лагеря
Версия от 20:59, 24 февраля 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

За три дня до приезда детей

19q.jpg

За три дня до приезда детей администрация лагеря проводит общее педагогическое совещание, где уточняются цели, задачи, содержание предстоящей смены, определяются вожатые кон кретных отрядов, организационно педагогическое обеспечение программы, вырабатываются единые педагогические требования к детям — участникам программы, распределяются обязанности внутри педагогического коллектива.

Задачи совещания:

  • знакомство с пояснительной запиской и общелагерным планом работы в соответствии с логикой обеспечения воспитательного и оздоровительного процессов;
  • необходимые пояснения по методическому обеспечению основных предусмотренных планом работы лагеря мероприятий, по работе общелагерных органов детского самоуправления;
  • знакомство с графиками дежурства отрядов по столовой и территории, расписанием работы кружков и спортивных секций, режимом спортивных, танцевальных и музыкальных часов, экскурсионных поездок и туристских походов, выходных для педагогов и т.п.;
  • знакомство с составом творческих групп по подготовке и проведению общелагерных дел;
  • знакомство с графиком педагогических планёрок и совещаний при начальнике лагеря;
  • знакомство с режимом дня.


Первое совещание — это основной информационный этап в планировании деятельности вожатого команды. В ходе совещания постарайтесь выяснить всё, что не совсем понятно, иначе в будущем появятся проблемы, которые, как лавина, обрушатся на вас в ходе смены. После этого совещания вожатый должен перенести в свой педагогический дневник педагогический проект общелагерного плана работы. Любой из названых элементов организации жизнедеятельности детского лагеря является единым педагогическим требованием для каждого педагога лагеря.

В качестве основной цели деятельности педагогического коллектива обозначим: воспитание у подростков норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной деятельности, направленной на развитие лидерского потенциала, социального опыта подростка и его оздоровление.

Основной принцип реализации цели: принцип обеспечения социального, интеллектуального, психологического и физического благополучия подростка в жизнедеятельности детского коллектива.

В качестве основных задач определяются:

  • создание условий для физического оздоровления и закаливания, закрепления навыков безопасного и здорового образа жизни, осознания ценности собственного здоровья как условия успешной жизни;
  • обеспечение социального творчества как элемента содержательной деятельности команды;
  • актуализация лидерских и гуманитарных возможностей ребенка, направленных на его адаптацию и личностное становление во временном детском коллективе;
  • формирование содержания совместной деятельности детей на основе благополучного, развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в отношениях и деятельности;
  • создание в детском коллективе подвижных по составу групп для проведения запланированных совместных творческих дел, формирующих социально значимый опыт подростка;
  • обеспечение самодеятельности и самостоятельности детей в совместной деятельности со взрослыми как условие реализации проекта детского лагеря.

Материал для размышления и подготовки плана работы на предстоящую смену получен. Цель, задачи, принципы и содержание деятельности детского лагеря, определённые в документах к смене, должны помочь вожатым найти те способы их реализации, которые отвечают их профессиональному опыту.

Путей для этого много. Постараемся конкретизировать их, описав дальнейшие действия двух вожатых напарников, которые договорились о единстве требований к детям своей команды, определили для себя сферы ответственности за организацию быта и жизнедеятельности ребят, распределили между собой обязанности.

Напарники приступают к проектированию смены в отряде и тех дел, которые будут обеспечивать в рамках программы лагеря приключений» (этот этап в работе вожатого называется этапом педагогического целеполагания и проектирования), а именно:

  • определяют содержательную направленность предстоящих дел (познавательная, интеллектуально-творческая, художественно_творческая, спортивная, трудовая, досуговая и т.д.) и

возможную форму их реализации;

  • оценивают возможные источники информационного обеспечения содержательного наполнения дел (материалы методической библиотеки детского лагеря, консультации специалистов и т.д.);
  • определяют способы подготовки дел в своей команде (инициативная или творческая группа, микрогруппа, совет дела);
  • избирают форму проективной работы с детьми («мозговой штурм», «атака», проблемная дискуссия, организационно-деятельностная игра, разведка интересных дел и друзей, конкурс на лучшую идею и т.п.);
  • оценивают возможные временные затраты на проектирование, подготовку и организацию, проведение и анализ предстоящего дела в условиях временного детского коллектива (это очень важная часть педагогического целеполагания, так как от неё зависит реальность замыслов педагога и ребят, успешность подготовки и проведения дел).


За два дня до приезда детей

M 17017.jpg

Этот день посвящён отрядному проектированию. Причем мы это сделаем в процессе виртуального (заочного) проживания смены.

Итогом его станет расписанный по периодам план работы команды и самих вожатых.


Педагогический проект деятельности команды в рамках детского лагеря

Описание проекта представлено в виде плана работы вожатого на день. По ходу описания будут приводиться методические рекомендации по проведению тех или иных дел команды, позиции педагога, а также те нюансы, на которые порой не обращают внимание.

Цель и задачи, обозначенные в общелагерном проекте, являются основополагающими для вожатых любого детского объединения, поэтому мы их здесь опускаем и выстраиваем проект исходя из логики развития смены и общелагерного плана работы.

Организационный период (в 21 дневной смене — 3 дня) состоит из двух этапов социальной адаптации подростков:

  • организующего, основная задача которого — удовлетворение острой потребности подростка в различной информации: о перспективах его жизнедеятельности в детском лагере, о нормах поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, о новых товарищах по объединению. Именно на этом этапе оргпериода формируется социальная позиция и роль подростка в детском объединении, его мотивационная сфера испытывает кризис соответствия ожиданий с реальными условиями проживания;
  • формирующего, в течение которого происходит формальная структуризация детского объединения. В ходе дел подросток совершает попытку демонстрации возможностей, определения в выборе роли и связей со сверстниками, через деятельностную и поведенческую активность определяется его субъектная позиция к предлагаемому содержанию программы смены, принимаются или отвергаются нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная цель: адаптация подростков к новым социальным условиям проживания и взаимодействия в программе лагеря.


Основные задачи периода:

  • знакомство с лагерем, его возможностями для удовлетворения потребностей подростка в самовыражении, самодемонстрации, самоопределении и включённости в сюжет смены;
  • создание условий для осознанного принятия подростками правил и требований жизнедеятельности в лагере;
  • диагностика возможностей и способностей ребят для вы явления лидеров команды;
  • формирование самоуправляемого детского объединения;
  • показ возможностей детского объединения для осуществления содержания программы;
  • закрепление ценностно ориентированных норм общения, поведения и деятельности;
  • совместная деятельность по определению перспектив жизнедеятельности подростков в программе смены;
  • педагогическая поддержка процессов адаптации подростка к новым условиях жизнедеятельности.

На реализацию этих задач и будет направлена вся деятельность вожатых данной команды:


За один день до приезда детей

Последний день подготовительного этапа смены. Завершается обустройство спальных комнат, отрядных мест, вожатые готовят для ребят уголок, в течение дня репетируют концерт вожатых, работают в творческих группах по делам организационного периода. В этот день проходит собеседование административной группы (начальник, его заместители, старший воспитатель, старший врач детского лагеря) с вожатыми детских объединений по уточнению их педагогической позиции в течение смены, содержанию их деятельности с детским объединением и напарником, с органами детского самоуправления; по их пониманию этапов лагерной смены, плана работы детского объединения, содержанию и формам совместной деятельности детей и взрослых в течение смены.

Собеседование — средство администрирования педагогической деятельности, координации усилий педагогического коллектива по осуществлению программы смены, анализ и оценка готовности педагогов детского лагеря к реализации содержания «Лагеря приключений»». Как и любая внешняя оценка деятельности, собеседование требует от вожатых собранности, понимания тех процессов, которые они будут обеспечивать в работе с подростками. Это не просто контроль со стороны руководства лагеря — это возможность проверить правильность выбора собственного содержания деятельности. Со беседования позволяют скоординировать усилия всего педагогического коллектива. Люди, проводящие собеседование, — профессионалы, отдавшие работе с детьми многие годы. Получить от них отзыв, совет — значит еще раз по новому взглянуть на свою будущую работу.

Руководители современных детских лагерей, находящиеся в ситуации рыночной конкуренции услуг, не могут, да и не имеют права допустить брак в работе отдельного педагога, так как это тут же скажется на его конкурентоспособности. Особое значение при этом придаётся выполнению требований сохранению жизни и здоровья детей в ходе лагерной смены. Для современных подростков и их родителей существенную роль играет уровень гостеприимства (чистота и порядок в жилых помещениях, организация питания и приветливое общение сотрудников детского лагеря с участниками смены, индивидуальное патронирование ребёнка со стороны педагогов и медиков), обеспечивае мый в конкретном лагере.

Мы приведём один из возможных вариантов собеседования по обоснованию программы деятельности команды на смену, на вопросы которого должны ответить вожатые напарники:

1. Цели, задачи смены. Основная педагогическая идея:

  • содержание деятельности команды;
  • структура команды (делится или не делится на микрогруппы, создаются органы самоуправления или соуправления);
  • органы самоуправления в команде, их роль и место в организации жизни коллектива.

2. Место деятельности команды в общелагерной программе:

  • целесообразность дел вашей команды в структуре общелагерных дел и мероприятий (то есть, как дела команды подчёркивают, освещают для подростков содержание деятельности лагеря приключений);
  • участие команды в общелагерных делах.

3. Организационный период:

  • цели, задачи, логика оргпериода;
  • средства работы, направленные на знакомство, раскрытие способностей, выявление лидеров, принятие подростками законов и традиций детского лагеря;
  • внешние атрибуты команды (название, девиз, визитки, оформление отрядного уголка, талисман команды).

4. Единые педагогические требования; какие из них вы_ зывают особые сложности в работе; педагогические средства, направленные на принятие подростками норм жизни в кол_ лективе?

5. Работа с ребёнком. Работа с детским коллективом. Как вы будете изучать интересы и потребности детей?

6. Напарничество:

  • распределение обязанностей;
  • совместное планирование смены, дня, дела;
  • общая организация труда.

7. Работа с педагогической документацией: наличие педагогического дневника, способы фиксации основных результатов педагогической деятельности по периодам смены, в течение дня, за смену, в том числе средства диагностики результатов.

8. Работа в творческих группах по подготовке общелагерных дел, подготовка материала одного из отрядных дел (из опыта своей работы).


Собеседование позволяет вожатым уточнить некоторые моменты деятельности детского лагеря, скорректировать подготовленный план работы команды на предстоящую смену.

Проделанная работа позволяет вожатым разработать маршруты поиска идей в коллективном деле детского лагеря (по сути — это разведка дел и друзей). Именно после собеседования вожатые разрабатывают подробный план оргпериода и распределяют поручения между собой. В нашем варианте мы уже это проделали путём планирования.


Ну, вот и завершился подготовительный этап. Впереди приезд детей и реальные события смены. Безусловно, они внесут коррективы в подготовленные планы. Ведь учесть все проблемы, с которыми предстоит столкнуться вожатому в течение смены, невозможно. Каждая смена в детском лагере уникальна и непредсказуема. Чем лучше будет готов к ней вожатый, тем легче ему выходить из сложных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

Успехов, удачи и творчества!