Подвижные игры 5

1044 1030m.jpg

«Гуси – утки»

Все садятся в круг на корточки. Водящий ходит вокруг всех и дотрагиваясь до каждого говорит: «утка». Как только водящий дотрагивается и говорит: «гусь», то этот игрок должен догнать водящего, а водящий должен занять место игрока. И т.д.


«Третий лишний»

Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача убегающего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями .


«Воробьи вороны»

Участники делятся на 2 команды. По жребию одни становятся воронами, другие – воробьями. Обе команды становятся вдоль одной линии спинами друг к другу. Ведущий кричит «вороны», либо – «воробьи». Если он называет команду ворон, то вороны догоняют воробьев. Если называют команду воробьев, то они догоняют ворон (можно договориться о том, чтобы та команда, которую называют, убегала).

Те, кого поймали, выходят из игры, оставшиеся игроки продолжают игру. Можно сыграть несколько раз, затем посчитать оставшихся игроков в командах. Выявляются победители. Примечание: догоняющие ловят до тех пор, пока убегающие не забегут за некоторую линию, начерченную на поле.


«Голова – хвост»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, последний хвост. В игре Голова стремится поймать хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает хвост. Потом можно сменить Голову и хвост.


«Обезьяньи салки»

«Обезьяньи салки» – разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.


«Охотник и сторож»

Из числа играющих выбирается «охотник» и «сторож». «Сторож» становится на середине площадки. Возле него чертят круг диаметром в два метра. Остальные играющие «звери» разбегаются по площадке в разных направлениях. «Охотник» гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану «сторожа». Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если «сторож» или «охотник» запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.


«Мы веселые ребята…»

Участники делятся на две команды. Одна команда играет роль догоняющих, вторая – убегающих. Команды играющих выстираются в линию на разных концах игрового поля. По команде обе команды начинают двигаться навстречу друг к другу, говоря: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас догнать!» Как только закончат произносить слова, команда догоняющих ловит команду убегающих. Пойманных приводят к ведущему и считают. Команды меняются ролями. Победители - по количеству пойманных. Догоняющие могут ловить противников до тех пор, пока они не забегут за свою линию.


«Конный бой»

Играют две команды. В каждой команде ребята разбиваются по парам. Один, тот, кто покрепче, посильнее, выполняет роль «коня», а другой, поменьше и послабее, роль «всадника» и садится «коню» на шею.

Игра проводится на площадке или на пляже. Команды выстраиваются и по команде устремляются в «бой». Задача каждой пары вынудить «всадника» сойти со своего коня. Победителем считается та команда, которая сумеет одержать побед больше другой. «Всадники» и «кони», потерпевшие поражение, выбывают из игры, а их победители имеют право оказывать своим товарищам по команде. Это условие нужно оговорить обязательно до начала игры.

Можно устроить и индивидуальные соревнования в «рыцарском турнире».


«Американский треугольник»

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, держась за руки и раздвигают руки как можно шире. Один – оставшиеся вне круга – водящий. Его задача - запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача троих – не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходить смена водящего или игрока «напротив».


«Золотые ворота»

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через «ворота», образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцепить которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:

       Золотые ворота 
       Пропускают не всегда.
       Первый – разрешается,
       Второй раз запрещается,
       А на третий раз
       Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается.

Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки.

Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.


«Французские салки»

«Французские салки» – разновидность пятнашек. Участвуют: «охотник» – водящий, «собаки» – помощники водящего, «утки» – убегающие. Охотник стоит в небольшом кругу с мячом. Его задача – сбить «летающих» вокруг уток. Мяч ему приносит собака, которая гуляет по большой окружности. «Сбитые» утки становятся собаками.


«Бояре»

Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии метров 10 – 15. Первая команда идет вперед со словами: «Бояре, а мы к вам пришли!» и назад: «Дорогие, а мы к вам пришли!» и оказываются на том же месте, где и была. Другая повторяет этот маневр со словами: «Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?». Начинается диалог:

-    Бояре,  нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-    Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то.

-    Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:

-    Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-    Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-    Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-    Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-    Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-    Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а  мы к доктору сведем.
-    Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

-    Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали «невестой», должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то «невеста» остается в первой команде, то есть «выходит замуж». В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге. Впрочем, правила можно изменить.


«Цепочка фигур»

Играющие встают спиной в круг. Первый номер показывает любое движение, фигуру, жест второму номеру, тот в свою очередь третьему и т.д. Последний номер показывает уже всем и сравнивают начальную и конечную фигуру.


«Черти в Аду»

«Черти в Аду» – разновидность пятнашек. На песке чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство «Адом». Внутри него бегают 2 ведущих, взявшись за руки. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и перебегают через него. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.


«Коршун и наседка»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплят». Один из играющих «коршун». Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает «коршуну» путь разведенными раками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».


«Лабиринт»

Лабиринт – разновидность пятнашек. Играют не менее 11 человек. Два из них водящие – кошка и мышка. Участники стоят упорядоченно, расставив руки в стороны, лицом в одну сторону (образуя коридоры). По команду ведущего (либо хлопок, либо свисток) все участники поворачиваются обратно. «Кошке» и «мышке» разрешается бегать только по коридорам. Если кошка поймала мышку, то они меняются ролями, либо с кем-то из стоящих в лабиринте.


«Ловля парами»

«Ловля парами» – разновидность пятнашек. Один водящий сначала пятнает одного. Затем, взявшись за руки, они пятнают вдвоем, затем втроем, когда число водящих станет – 4, то они разбиваются на 2 пары и т.д., пока все не станут водящими.


«Ловля цепью»

«Ловля цепью» – разновидность пятнашек. Начало – как в предыдущей игре, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.


«Антилопы и львы»

Разновидность пятнашек, участники делятся на 2 команды: одни – львы, другие – антилопы. Львы – это водящие, они прячутся на местности и ждут, когда участники (антилопы) подойдут близко. А дальше как в простых салках.


«Заяц без логова»

Участники стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих – «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит «зайца», то они меняются ролями.


«Здравствуйте»

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.


«Али-баба»

Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами: «Али-баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем слуга?» Вновь говорит первая команда: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!». При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.


«Кошки – мышки»

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и чем могут помогают ей . например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома «, «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота.

Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.

Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.


«Салки»

Сюжет этой игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих вариантов.

1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.


«Невод»

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определиться игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».


«Капканы»

Шесть играющих становятся парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – то, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.


«Слон»

В этой игре участвуют две команды мальчиков по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу, впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда – «слон». Вторая команда должна «взобраться» на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны «слоновьего хвоста», разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока – «слона», делает как модно больший прыжок на «слоновью спину». Он должен «приземлиться» так, чтобы не упасть со «спины» и даже не коснуться ногами земли. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды «наездников». Если кто-то из них не удержался и свалился со «слона», то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно и никто не упал, то «слон» должен пройти с наездниками 8 – 10 метров. Если это «слону» удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами.

Игра требует не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команде.


«Хлопни в ладоши»

Количество играющих – 5 и более человек.Игроки встают в круг. Ведущий обращается к одному из соседей по кругу возгласом «Ап!» и одновременно ставит ладонь правой руки под подбородок, а пальцем указывает на кого-либо из участников. Этот игрок, в свою очередь, указывает пальцем на стоящего справа или слева, произнося «Пон!» и кладя руку на голову. Третий все делает так же, но уже хлопает в ладоши, обращаясь к одному из соседей. Последовательность действий: рука под подбородком, рука на голове, хлопанье в ладоши – соблюдается строго. Направление же передачи – по желанию каждого играющего.

Непреложное правило игры – сочетание нужного слова с правильным движением. Самое трудное в игре – промолчать при хлопанье в ладоши. Кто из участников игры допустит ошибку, тот и выбывает.


«Заяц без логова»

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это – логово зайца. Выбираются двое водящих – заяц и охотник. Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в логово, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.


«Второй – лишний»

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может встать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами, в затылок друг другу. В этом случае убегающий останавливается впереди любой из пар, а оказывающийся третьим убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»). Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, – убегающим.


«Жмурки-носилки»

Две команды строятся в колонны. В противоположном конце площадки находятся два любых предмета. Задача играющих – по очереди с завязанными глазами приносить и уносить предметы.


«В руке – ложка, в ложке – картошка»

Не так-то просто пробежать несколько десятков метров, не уронив эту ношу! Вместо ложки можно взять две палочки и постараться удерживать картофелину ими. Картофелина на земле? Придется задержаться, подобрать ее ложкой или палочками. Если составилась подходящая компания, можно и эстафету устроить, разбившись на две команды.


«Кто не успел, тот опоздал»

В круг диаметром 1 м становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади него лежит 8 небольших мячей (теннисных, небольших резиновых). По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и, пока тот находится в воздухе, игрок должен подобрать как можно больше мячей. Затем, не выходя из круга, ловит волейбольный мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.


«Задом наперед»

На одной линии размещают 7–9 кеглей с интервалом 0,5–0,7 м. Участник должен запомнить их расположение, повернуться кругом и двигаться спиной вперед. Задача – обойти и не задеть кегли.


«Ходьба по болоту»

Чертят линию старта, а в 8–10 м от нее отмечают финиш. Двое играющих получают по 3 деревянных бруска, толщина которых не менее 10 см. Уложив 2 бруска (один на линию старта, другой – на расстоянии одного шага от первого), играющий становится на них ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладет третий перед собой и переставляет на него ногу. Освободившийся брусок перекладывает вперед и переставляет на него другую ногу. Так оба игрока передвигаются до линии финиша. Победителем считается тот, кто быстрее преодолеет расстояние и не оступится. Оступившийся завязнет в трясине!


«Нагруженный»

Разделите группу на две команды, каждая не более 12 человек. Приготовьте и поставьте в одном конце комнаты два стола с любыми предметами так, чтобы на каждого члена команды приходилось хотя бы по одному из них. Команды выстраиваются в шеренги на другом конце комнаты. По сигналу ведущего один игрок от каждой команды бежит к «своему» столу и берет наугад какой-либо предмет. Затем бежит назад и передает взятый предмет другому игроку. Тот кладет его в корзину, бежит к столу, что-то выбирает, возвращается и передает взятое следующему и так далее до тех пор, пока одна из команд не очистит свой стол от предметов и не перенесет их к своей корзине. Если на дистанции что-то уронили, нужно остановиться и поднять.


«Челнок»

Играющие делятся на две команды и становятся шеренгами одна против другой. В середине площадки проводится стартовая черта для прыжков. Первый в шеренге игрок одной из команд прыгает с места от черты как можно дальше. Место его приземления отмечается черточкой. Игрок второй команды становится на том месте, где приземлился его предшественник, и делает прыжок в обратном направлении, стараясь приземлиться за стартовой чертой, то есть прыгнуть дальше своего про тивника. Следующий игрок делает прыжок с новой отметки и т.д. В результате игроки одной команды прыгают в одну сторону, а игроки другой команды – в другую, создается как бы челночное движение. Длину прыжка и, соответственно, отметку делают по месту отпечатка пяткой. Победа присуждается той команде, игроки которой в итоге окажутся за линией старта.


«Перестрелка»

Играющие разделены на две команды. На площадке чертятся две линии. Между ними находится одна команда. Другая команда делится поровну и становится за линиями. Для игры нужны 2 или 3 мяча. Один мяч от другого отличается по цвету. Задача – попасть мячом или несколькими мячами в игроков противоположной команды. Причем каждая команда имеет право бросать мяч только «своего» цвета. Засчитываются лишь прямые попадания. Если игрок ловит попавший в него мяч руками, то он не считается вышедшим из игры. Если в игре 3 мяча, то 2 мяча имеет право бросать та команда, которая располагается вне очерченных границ.


«Мяч – среднему»

Играющие делятся на три-четыре равные команды. Игроки каждой команды становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середине каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу он бросает мяч одному из игроков и, получив его обратно, передает следующему. Так водящие бросают мяч всем игрокам и, получив его от последнего игрока, поднимают мяч вверх. Поднятый раньше всех мяч означает, что команда становится победительницей. Игра повторяется несколько раз.


«Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые игроки должны исполнять в том случае, если руководитель предваряет команду словом группа. Если это слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.

Игра продолжается около трех минут. По окончании игры отмечают самых внимательных, то есть тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам шаг вперед делают те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо «шага вперед» невнимательным можно начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.


«Тропинка»

Играющие делятся на команды по 8–10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «Копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Гора!» ребята снова строятся в цепочку (колонну), при этом первая пара встает во весь рост, вторая приседает, а остальные садятся на пол.

После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо. Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко.


«Воробышки»

Посредине площадки чертятся на расстоянии 3–4 метров две параллельные линии (или прокладывают шнур). Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно передвигаются по полю. Учитель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и прыгайте по дорожке!». Дети прыгают на обеих ногах через дорожку на луг. Когда все ребята окажутся по другую сторону дорожки, учитель вновь разрешает перемещаться (летать), не переходя черту. Игра повторяется. В конце учитель отмечает самых подвижных птиц.


«Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5–6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий находится между линиями примерно посередине, спиной к игрокам. Водящий называет какой-либо цвет. Если у играющих этот цвет есть в одежде, они беспрепятственно пробегают мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.


«Стрелок»

Водящий становится с мячом в очерченный круг. Его задача – попасть мячом в пробегающих мимо игроков. Тот, в кого попали мячом, становится водящим. Если играющие ловят мяч руками или водящий промахивается, то ему просто возвращают мяч.


«Перехвати мяч!»

Дети становятся в круг. Передают мяч по кругу одной рукой от плеча в одну и другую стороны. Направление передач можно изменять по сигналу и произвольно. То же, но в кругу находятся два игрока, которые стараются перехватить мяч.


«Булава»

Количество играющих – 10 и более человек. Две команды выстраиваются друг против друга и рассчитываются по номерам. Перед каждой командой чертится штрафная линия, а между линиями – круг, в центре которого ставится булава. Ведущий называет номер, и из обеих команд игроки под этими номерами бегут к кругу, стремясь схватить булаву. Если один из игроков успел сделать это первым, он бежит к своей команде, а его противник стремится догнать его и запятнать. Если игрок схватил булаву и сумел уйти, его команде засчитывается очко. Если игроку другой команды удалось запятнать его, очко присуждается другой команде. Если оба игрока схватили булаву одновременно, очко никому не засчитывается. Правило: игрок может запятнать «противника» только до штрафной линии.