Пишите письма

Материал из Летний лагеря
Версия от 16:48, 23 февраля 2009; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Игра «Почта» описана в западной литературе давно. Мы предлагаем вариант «Почты», адапт...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Cs.jpg

Игра «Почта» описана в западной литературе давно. Мы предлагаем вариант «Почты», адаптированный для подростков и ориентированный на развитие навыков сотрудничества, анализа коммуникативной ситуации, принятие групповых решений и т.д.


ПРАВИЛА

При первом прочтении игра выглядит довольно громоздко, но достаточно провести ее один раз, и вы уясните для себя все необходимые нюансы и тонкости. Можете начать с коллег — педагогов. Игра увлекательная и очень полезная.

Для ее выполнения требуется 13 человек: 6 участников, 6 наблюдателей и один почтальон. Участники садятся в круг за небольшие столики (парты), спиной друг к другу. При выполнении упражнения между собой они могут общаться только с помощью письменных сообщений. Для этого каждому участнику выдается большая стопка бумаги (небольшого формата, типа листочков для записей, 10 х 10 см). Каждый участник может послать столько сообщений, сколько захочет.

За каждым закрепляется номер: У1, У2, У3, У4, У5, У6. Важно убедиться в том, что игроки запомнили не только собственный номер, но и номера друг друга!

Во время игры участники будут писать письма друг другу. Они должны быть «именными». Это значит, что в верхнем углу каждого письма должно быть написано, каким номером оно отправлено и какому номеру адресовано. Взрослым предлагается самим писать вверху каждого отправляемого листочка: «От... к...». С подростками рекомендуем поступить иначе. Ведущий раздает участникам уже подписанные от их имени (точнее, но’мера) листочки. Им остается только вписать номер адресата.

Важный момент: если участник, к примеру У1, получил от участника У3 информацию, которую он считает полезной еще для кого-то, он не может просто переадресовать этот листочек. Он должен переписать информацию на свой бланк и отправить заинтересованному лицу.

На столе у каждого участника стоят две корзинки (коробочки). В одну из них почтальон письма кладет, из другой берет и относит по назначению.

Рядом с каждым участником сидит наблюдатель. В зависимости от выполняемой им функции могут быть два варианта игры.

Первый вариант. Мы имеем дело с ««чистым» наблюдателем: он не вступает в общение с участником, а только наблюдает за его действиями и отмечает для себя ход игры, делая умозаключения.

Второй вариант. Наблюдатель, по сути, является соучастником, но с правом совещательного голоса. Окончательное решение остается за основным игроком.

Второй вариант предпочтительнее в работе с подростками, так как они получают возможность задать уточняющие вопросы. Но первый вариант очень хорош, так как учит работать с инструкцией самостоятельно. А это очень важный психологический навык!


СУТЬ ИГРЫ

Каждый участник получает некое досье, в котором содержится информация для всех, приватная информация и бланк для итогового ответа.

Информация для всех (она может быть вложена в досье, а может быть озвучена ведущим устно).

Каждый участник игры получил листок, на котором изображены пять геометрических фигурок. Есть такой листочек и у тебя. Известно, что одна из фигурок — общая, то есть содержится в листочках всех шести участников. Какая это фигурка? Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда ты установишь, что это за фигурка, перерисуй ее на бланк для итогового ответа и отправь ведущему через почтальона. После того как ты отправил свой ответ, ты можешь продолжать отправлять и получать письма, если видишь в этом необходимость. Помни: игра закончится тогда, когда все участники сдадут свои ответы. Игра считается удачной, если все ответы окажутся правильными.

Такова инструкция. Мы видим, что работать участникам предстоит в ситуации дефицита информации. Стоящая перед ними задача носит индивидуально-коллективный характер: важно найти ответ самому и помочь определиться всей группе. Но не говорите об этом участникам! Они должны сами прийти к этому в процессе работы. В таком открытии — главная суть игры «Почта».

Приватная информация представляет собой листок, на котором нарисовано 5 фигурок. Как мы уже говорили, эти рисунки отличаются друг от друга и содержат лишь одну общую фигурку. Набор этих карточек:

У-1

Ris2w.gif


У-2

Ris3w.gif


У-3

Ris4w.gif


У-4

Ris7w.gif


У-5

Ris5w.gif


У-6

Ris6w.gif


Рис.1 Приватная информация для участников



Оформление бланка для итогового ответа.

Упражнение на коммуникацию
Проблема.........
У.....................
Листок-ответ

Рис. 2 Бланк для итогового ответа


Как мы видим, задача, поставленная перед участниками, очень проста. Теоретически группа может найти правильный ответ с помощью всего 30 сообщений. Но на практике их гораздо больше! Некоторые группы посылают больше 100 сообщений, и для решения им требуется до 30 минут!

ОБСУЖДЕНИЕ

После того как все участники дали свои ответы, ведущий оглашает правильный ответ и просматривает решения, предложенные участниками.

Дальнейшие события могут разворачиваться в двух направлениях.

Укороченный вариант: все садятся в круг, участники подсчитывают количество полученных ими сообщений. Все вместе — участники, наблюдатели, почтальон — анализируют, насколько эффективно действовала группа.

Более долгий по времени, но и более осмысленный вариант заключается в том, что ведущий предлагает всем принимавшим участие в игре разделиться на две группы: первая — участники, вторая — наблюдатели с почтальоном. Каждая из двух групп обсуждает в течение 10–15 минут следующие вопросы.

  • Какое поведение участников помогало искать правильный ответ? А какое мешало?
  • Какого типа письма были наиболее информативными?
  • Какие ошибки совершали участники в процессе игры?

Затем все садятся в общий круг и обмениваются мнениями. Главный итог обсуждения — выработка некоторой стратегии эффективного поведения в подобной ситуации.

Опыт подсказывает, что чаще всего встречаются следующие ошибки участников: работа на собственный выигрыш (конкурентная позиция, которая приводит к сокрытию информации); необдуманная, стихийная стратегия отправки писем; невнимательное отношение к просьбам, сформулированным в присланных письмах; несерьезное отношение к ситуации; невнимательное прочтение инструкции.

При всей кажущейся трудности игра «Почта», как правило, проходит на подъеме и приносит неплохие обучающие результаты. Советуем попробовать.