Первый день в лагере. Как он проходит и что важно помнить

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
UVHAw6F03Co.jpg

Это не точный план, но примерно так все будет проходить. Утро и сборы на автобус, если вы едете с автобусом:

8:00 - Дома проверяете, что все вещи (особенно портфолио вожатого) у вас с собой

8:30 - Встреча у автобуса

  • Положите свои вещи в автобус (подпишите их, чтобы дети не перепутали)
  • Достаньте/возьмите у руководителя смены список детей вашего отряда и табличку с номером отряда
  • По мере подхода родителей с детьми:
    • Отмечайте прибытие (в автобусе надо будет еще раз проверить!)
    • Проверьте, чтобы багаж был подписан (для этого возьмите бумажный скотч и маркер)
    • Родителей в автобус не пускать
    • Узнать, кого укачивает (можно еще на медосмотре), посадить вперед и следить тщательнее
  • При посадке в автобус сами рассадите детей, чтобы не было ссор “за место у окна”
  • Познакомьтесь с детьми (представьтесь), проведите еще одну перекличку и убедитесь, что никого не забыли
  • Обязательно всех пристегните, напомните правила поведения в автобусе (не есть, не мусорить, не вставать, не ходить по салону тем более, если плохо или хочется в туалет - позвать)
  • При поездке из города дети обычно залипают в телефон и привыкают к отсутствию родителей. Вы можете дать им пока побыть в спокойствии, а можете занять их (игры в автобусе, либо песни под гитару или радио). ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: НЕ МЕШАЕМ ВОДИТЕЛЮ, КОТОРЫЙ ВАС ВЕЗЕТ.
  • Постоянно следите за ними, особенно на санитарных остановках. Не всегда ребенок, которому плохо, может вовремя об этом сказать. Держите пакетик наготове.

10:30 - Приезд в лагерь, заселение

  • В первый день вообще лучше разделить роли вожатых. Один - в корпусе (проверяет его, направляет и расселяет), другой - провожает детей в корпус, помогает донести вещи.
  • Проследите, чтобы никто не разбегался от автобуса, вместе все идете к корпусу
  • Если вы были в лагере до заезда детей, то встретьте их возле автобуса, представьтесь
  • Если нет, то заранее узнайте план корпусов, подготовьте «встречалку» (плакаты, украшение холла или подобное)
  • Проследите, что все в состоянии донести свои вещи, помогите тем, кто не может
  • Проверьте корпус до входа детей на наличие поломок, сфотографируйте все, чтобы потом могли документально подтвердить, что это было сломано до вас
  • В корпусе сразу расселить. Все делают это по-разному: кто-то селит друзей вместе, кто-то делит, кто-то дает детям селиться самим. Пара важных советов:
    • тихоню лучше не селить с крикунами
    • крикунов лучше селить напротив вожатской
    • девочек желательно расселять одного возраста, мальчиков - наоборот
    • самая большая ошибка, которую можно совершить – подойдя к корпусу, крикнуть: «Ребята, вот ваши комнаты, занимайте кто, какую хочет». Если так сделаете, то до самого вечера (в лучшем случае) вы будете заниматься расселением, решать жилищные вопросы, многократными переселениями и перемещениями, слезами и попытками найти оптимальное решение, удовлетворяющее всех (не найдете).
    • вообще, каждый вариант может принести как плюсы, так и минусы.
      • + можно селить буйных к буйным, а тихих к тихим - это приведет к локализации хаоса
      • - но тем не менее есть риск того, что вся эта комната будет настроена против тебя из-за частых наказаний
      • + можно селить буйных к тихим на рандоме, и это может привести к тому, что хаоса будет существенно меньше
      • - ну, или существенно больше
      • - да и к тому же есть вероятность травли
    • вариант решения проблемы с расселением:
      • собрать всех перед корпусом и согласно количеству человек, в комнате объявить о том, что для заселения n-ой комнаты нужно столько-то человек (мальчиков или девочек). Если желающих окажется больше или меньше, необходимо объяснить, что никаких перестановок кроватей не будет. Когда комната укомплектуется – отведите ее состав в нее и распределите кровати, а затем приступайте к формированию второй. Лучше, как говорилось выше, разделить эти обязанности между вожатыми.
  • Но важно дать понять детям главное, что никаких переселений больше не будет, иначе вы будете переселять всех ссорящихся и сдружившихся каждый день.
  • Проконтролировать, что у всех есть постельное, тумбочка, что нет поломок, которые вы не видели. Ограничьте время заселения (часа точно хватит, чтобы разложить вещи и немного познакомиться в комнате). Проверьте, что все справились, поторопите минут за 15 до истечения установленного времени.
  • Соберите сладкий шкаф, медикаменты (подписать где чьи пакеты!), запрещенные продукты, электроприборы
    • Все вкусности (вообще еда) сдается вожатым в начале смены. В комнатах хранить пищу и медикаменты запрещено!
    • Запрещенную еду (скоропортящуюся, чипсы, дошираки, газировки) отдать родителям в родительский день. Дети не должны употреблять запрещённую пищу во время смены.
    • Важно: во время сладкого шкафа дети берут столько, сколько смогут съесть за раз, сколько поместится в ладошку
    • Пусть перекусят в холле, не тащат мусор в комнаты. Так сложнее будет прятать запас конфет, и не придется снова подметать пол от сушек и прочего.
    • В соответствии с требованиями СанПиН разрешаются следующие продукты - кондитерские изделия (конфеты - карамель, галеты, печенье, крекеры, (с минимальным содержанием пищевых ароматизаторов); фрукты (яблоки, груши, бананы (тщательно вымытые дома), цитрусовые (апельсины, мандарины) с учетом индивидуальной переносимости – употребить в первые дни, хранить в холодильнике; соки натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного производства, предпочтительно в мелкоштучной упаковке. Исключаются все скоропортящиеся продукты, а также содержащие консерванты, синтетические стабилизаторы и пищевые добавки (чипсы, сухарики и др.), а также блюда домашнего приготовления (холодец, колбасы и др.)
    • Электроприборы (фены, плойки, выпрямители, приборы с нагревательным элементом) и распыляющие средства (дезодоранты, средства от комаров, средство от загара и тд.) хранятся в вожатской, в подписанном состоянии
    • Все медицинские препараты отнести в медпункт в подписанном состоянии
  • Не забывайте заселиться сами и организовываем пространство в вожатской:
    • место для канцелярии, спортивного инвентаря, сладкого шкафа, если нет на этаже, место под телефоны, место для документов и списка детей, противопожарных принадлежностей (на стену на скотч). И не забудьте про то, что вам надо где-то спать :)
  • ВСЕ детские вещи подписать. Особенно если это младший отряд. Но и у старших лучше подписать все, вплоть до носков и трусов.
  • Все чемоданы и вещи, которые не необходимы каждый день, необходимо убрать в чемоданную комнату. Ее лучше закрывать на ключ, чтобы никто ничего не украл.
  • Стоит оставить детей на несколько минут в покое после расселения, чтобы они привыкли к обстановке, но не оставлять их без внимания.
  • Объявить операцию «Уют», предварительно рассказав, где расположены туалеты, где и что следует хранить и дать время (заранее оговорить сколько) на то, чтобы дети могли разложить свои вещи, после которой они все должны будут собраться в холле. За это время пробежаться по палатам и составить списки детей по комнатам.

11:30 - Мед.осмотр в лагере (осмотр на вшей, записать рост и вес)

  • Лучше договориться между отрядами и распределить время
  • Занимаем детей в очереди:
    • игры на знакомство, если не провели еще до этого
    • истории про лагерь
    • истории о предстоящей смене
    • инструкции детям
    • напомнить про поведение в мед.пункте
  • Узнайте у медика аллергии детей, в столовой следите за тем, чтобы у ребенка с аллергией всегда была замена того, чего ему нельзя

12:00 - Первый сбор. Это самое важное в первый день.

  • Этот сбор знакомит детей с вами, с лагерем, создает первичный авторитет, создает настрой на смену. Поэтому важно сделать его нескучным и заинтересовать детей, найти к ним подход уже сейчас.
  • Важно делать перерывы на игры. Дети не могут долго воспринимать информацию. Идеально - 10-15 минут информации, 5 минут игры.
  • Здорово, если вы сможете сделать весь сбор в игровой форме - представление себя, знакомство, рассказ про смену (например, рассказать сказкой), правила и законы лагеря, традиции. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не портить воздух в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими. Если дети будут участвовать в придумывании - им будет нескучно, и они быстрее запомнят (но не факт, что не будут нарушать :))
  • Важно проговорить санкции за нарушение правил и дать подписать детям. Так сильнее чувствуется ответственность.
  • Что необходимо рассказать на сборе:
    • Представиться, рассказать кто ты и откуда
    • Познакомиться с детьми
    • Рассказать про тематику смены, краткий план того, что их ждет
    • Рассказать режим дня
    • Рассказать, что необходимо придумать название, девиз отряда, речевку, создать отрядный уголок (или просто украсить холл так, чтобы было уютно), что надо подготовить номер на концерт открытия к послезавтра (например), придумать названия комнат и написать на двери списки тех, кто там живет (желательно по кроватям, чтобы вы быстрее запомнили)
    • Постарайтесь сделать так, чтобы придумывали дети. Просто закиньте им идеи, а дальше поддерживайте их. Не придумывайте все за них. Дайте волю их фантазии. Ваша работа и вклад в их развитие уже начался :)
    • Узнать, у кого какие таланты, кто чем хотел бы заниматься в отряде. Как вариант, создать отделы, и назначить ответственных за каждый отдел. Танцевальный, художественный, театральный, спортивный, отдел чистоты, настольных игр и все, что вы сами придумаете или придумают ваши ребята.
    • Выбрать командира отряда/дежурного командира. Он может быть выбран на 1 день, на 5, на всю смену. Но в первый день понять, кто же будет хорошим дежкомом сложно. Зато можно выявить лидеров или тех, кто ими мог бы стать.
    • Придумать название, девиз, кричалку, клубы по интересам (музыкальный, танцевальный, художественный, журналистики) и сразу сказать им о задаче по подготовке отрядного уголка и номера на открытие смены. Стоит подтолкнуть детей к этой инициативе, но не давать прямого задания сделать все.
  • Правила лагеря: можно запустить игру с поиском расклеенных в разных уголках лагеря стикеров, на которых написаны эти самые правила. Но для этого важно расклеить их заранее. Заодно будет знакомство с территорией.
  • Правила и законы лагеря, которые необходимо помнить:
    • Правила правой и левой руки (правая - тишина, левая - шум)
    • Запрет (категорический!) курения и алкоголя (и тем более наркотиков) - за это исключение из лагеря и увольнение
      • Конечно, если ребенок приехал на смену уже курящим, то вы вряд ли сможете его отучить. Скорее, он просто будет сбегать покурить каждый час, а вы будете его регулярно терять. И хорошо, если никто больше не начнет, что маловероятно! Поэтому необходимо сразу выяснить, кто из детей курит, обговорить все условия (например, что если спалится - вожатый не знал, но при возможности прикрывал ребенка) и предупредить их о наказании за привлечение к этому изначально не курящих детей. Для большинства детей действенна угроза извещения родителей о пагубном пристрастии их чад. В некоторых лагерях за курение грозит исключение.
    • Запрет насилия, грубости (не обзываться, не ругаться, не материться - за это наказание)
    • Закон 00 (точного времени) - никуда не опаздываем и приходим вовремя, лучше выйти немного пораньше. Иначе либо вам не достанется чего-то, либо все будут ждать, что тоже неприятно.
    • Закон чистоты: кроме корпуса за чистотой необходимо следить и на территории лагеря - не мусорить в том числе. Скорее всего, за вами будет закреплена территория, на которой вы будете дежурить.
    • Закон территории. Ребёнок не может выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых. Выход за территорию - страшное нарушение. Кроме того, на территории лагеря есть запретные места, куда детям так же ходить нельзя, например, хоздвор. Обычно, эти места окружены забором.
      • Выход за территорию необходимо согласовать с администрацией (алгоритм лучше заранее уточнить у администрации). За территорией надо быть особо внимательным. Обычно один вожатый идёт впереди, другой сзади и постоянно пересчитывает детей. При выходе из лагеря пересчитать детей, при возвращении так же пересчитать, сравнить числа.
    • Закон информации. Вы должны всегда знать, где находится каждый ваш ребёнок. Приучите детей отпрашиваться, куда бы они не пошли. В то же время каждый ребёнок должен знать, где находятся вожатые и отряд. Дети обязаны извещать, куда они отправились и когда они вернутся. Может, стоит упомянуть о тетрадочке, в которой Вы отмечаете то время, когда они обязаны вернуться, и фактическое время возвращения. Мол, столько-то промахов, и на разрешениях будет поставлен крест.
    • Правила поведения в столовой (мыть руки, завязывать волосы, соблюдать тишину, очередь)
    • Правила поведения в душе (не шуметь, не бегать, не брызгаться, не разливать шампуни и прочее)
    • Уважение к сотрудникам (со всеми здороваемся, сразу же сказать, как зовут директора и важных шишек лагеря)
    • Сладкий шкаф - по времени (например, после обеда перед тихим часом), если обнаружится нычка - тоже штраф. Пренебрегать этим пунктом нельзя, важно быть жестким, так как иначе дети будут пользоваться данным в начале послаблением. Они в любом случае будут ныкать еду. Лучше, чтобы это происходило ближе к концу смены.
    • В некоторых лагерях собирают мобильные телефоны и тоже выдают по времени (не забудьте выключить, иначе проснетесь ото всех звонков мамам и будильников). Только заранее предупредите об этом родителей, а также дайте детям позвонить родителям, что они доехали и все в порядке
    • Закон зеленого друга (не топтать газоны, не лазать по деревьям и подобное)
    • Ходим строем по территории - так проще считать и следить