Педагогические особенности ВДО

Z 958474f3m.jpg

Дадим определение временного детского объединения как свободного объединения автономных личностей, направленного на создание ситуации выбора, развитие способности выбирать при наличии информации, необходимой для самоопределения участника этого коллектива. Обосновываются концептуальные идеи существования и функционирования детского объединения в блоке «защиты и развития» на принципах личностно-ориентированного подхода к воспитанию и программного обеспечения деятельности временного детского объединения (далее ВДО), на основе имитационно-деятельностной среды детского оздоровительного комплекса, ставящие ребёнка в субъектную позицию к основному содержанию деятельности детского лагеря.

Анализ работ вышеперечисленных авторов позволил нам выявить педагогические особенности ВДО как объединения автономных личностей, заинтересованных в самовоспитании, как объединения активного социокультурного воспитания личности ребенка.

Они таковы:

  • кратковременность его существования;
  • автономность существования;
  • насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
  • интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах деятельности;
  • принятие членами ВДО ценностно-ориентированных форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте социокультурного пространства;
  • высокая эмоциональность и окрашенность жизнедеятельности ВДО детского лагеря.


ВДО выполняет ряд специфических педагогических функций:

  • воспитательную, обеспечивающую педагогическое взаимодействие детей и взрослых в реализации содержания программы;
  • оздоровительную, направленную на сохранение, профилактику и совершенствование физического, социального, психического и интеллектуального благополучия и оздоровления ребёнка;
  • коммуникативную, направленную на показ культурных образцов отношений и общения в различных видах деятельности;
  • познавательно-преобразовательную, являющуюся отражением мотивационной сферы и ожиданий ребёнка от пребывания в лагере; изменений, происходящих с ребёнком под влиянием содержания программы детского лагеря в системе дополнительного образования.


Педагогическое руководство процессами жизнедеятельности ВДО, направленно на:

  • создание воспитывающей среды на основе законов и традиций, благоприятной для развития мотивационной сферы личности ребенка;
  • развитие самоуправления детей как условия для культурных и социальных проб подростков;
  • педагогическое программирование, планирование и отбор средств педагогической деятельности в рамках педагогической программы, побуждающих подростков к самореализации в системе отношений и разносторонней деятельности, повышающих их эмоциональную удовлетворённость от процесса жизнедеятельности в детском лагере.


Всё это создает своеобразную атмосферу жизнедеятельности временного коллектива.

Во-первых, временные границы существования придают особый динамизм деятельности и общения («день как жизнь»).

Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов, которые в постоянных группах идут несравнимо дольше. Темп, насыщенность и объём общения в ВДО (как правило, ничего подобного не было в предыдущем опыте большинства детей) становится своеобразным «рентгеном», просвечивающим отношения и личностные характеристики каждого члена этого коллектива (вожатый для подростков не становится исключением, его тоже постоянно «просвечивают», оценивают и «испытывают на прочность»).

Во-вторых, ВДО характеризует известная автономия: отрыв от семьи, школы и улицы. Всё это создаёт условия для единства воздействий, впечатлений, проведения единых педагогических требований. Вожатый обладает поистине уникальной возможностью влиять на индивидуальность каждого подростка, на формирование общественного мнения коллектива.

В-третьих, ВДО — это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся всё время в динамике, в движении. Вот почему многие процессы, характеризующие жизнедеятельность коллектива, в условиях ВДО проходят как бы в «свёрнутом», «сокращённом» виде. Всё же представляется возможным выделить три этапа формирования коллектива.


Первый этап — этап «номинальной группы». 25–30 ребят только формально образуют отряд: общее у них лишь номер отряда и вожатый. У каждого из них свое мнение, свои ожидания, своя реакция. Общественное мнение отсутствует на протяжении тех трёх-четырёх дней, которые мы называем оргпериодом. Но эти дни могут стать решающими для формирования коллектива: в это время складываются те предпосылки, из которых он разовьётся. Для этого этапа характерно открытое (прямое) влияние вожатого.


Второй этап — этап «диффузной группой». Все взаимоотношения на этом этапе обусловлены преимущественно эмоциональными моментами («нравится — не нравится»). Суждения, оценки, мнения, отношения и деятельность ещё не определены опытом совместной деятельности, общей целью и «отношениями ответственной зависимости».

Появление лидеров, формирование актива лишает вожатого на этом этапе развития ВДО монопольного влияния на сплочение отряда.


Третий этап развития ВДО — этап коллектива. Общественное мнение в нём определяется, прежде всего, отношениями «ответственной зависимости», общей целью, совместной деятельностью.

Эмоциональные отношения влияют на общественное мнение, но уже не являются ведущими. Появляется множество референтных групп как действенный регулятор поведения членов коллектива.

Внутри третьего этапа существует ещё один период. Это заключительные 4–5 дней. Отношения, пронизанные ощущением близкой разлуки, становятся особенно тесными и тёплыми.


Опыт обеспечения педагогического процесса в детских лагерях показал, что имеется определённая специфика в формировании детского сообщества лагеря, отличающаяся от классного коллектива школы или любого другого коллектива длительного действия.

Эти отличия таковы.

1. Временный детский коллектив всегда сборный, собравший подростков с разным опытом коллективной жизнедеятельности, из различных социальных слоёв. Это детский коллектив, представителям которого предстоит в течение лагерной смены в различных временных объединениях стать активными участниками программы предстоящей смены. При этом надо учитывать не только индивидуальность каждого подростка, но и возникающее при этом скрытое соперничество между подростками.

2. Нацеленность подростков на необычность их жизнедеятельности в детском лагере, которая придаёт особую оригинальность общению и отношениям участников программы лагеря, создаёт особую атмосферу функционирования и деятельности воспитательного коллектива детского лагеря, подчиняя её традициям и законам детского лагеря.

3. Наличие в каждом временном детском коллективе двух Педагогов-вожатых, авторитет которых для подростков формируется в течение первых 2–3-х дней нахождения ребят в детском лагере. Это создаёт особые механизмы взаимодействия между взрослыми участниками программы (вожатый — вожатые), которые при умелом руководстве с их стороны повышают эффективность педагогического влияния программы на формирование отношений в детской среде. Конфликтность ситуации состоит в том, что от позиции каждого педагога, их профессионализма, единства требований зависит педагогическая успешность всей программы, эффективность влияния на воспитание и развитие подростков. Поэтому требуется особая система работы вожатых напарников, которая снимет проблемы их взаимоотношений, создаст условия для активного привлечения подростков к реализации программы как субъектов педагогической деятельности. Решение этой проблемы может быть осуществлено через организацию взаимодействия напарников, определения их ролей в деятельности временного детского коллектива на различных этапах его развития, в отдельных ситуациях жизнедеятельности, в активном участии и руководстве подготовкой и проведением дел объединения, в совместной рефлексии процессов в детском коллективе, на которой вырабатываются единые педагогические требования на период совместной деятельности в программе смены.


Главное в повышении педагогических возможностей детского лагеря состоит в создании внешних и внутренних предпосылок в любом детском объединении для активизации перехода внешнего (педагогического) воздействия во внутренние стимулы развития самосознания, самовоспитания и поведения личности подростка на основе существа системы дополнительного образования, развития творческих возможностей ребёнка, его отдыха и оздоровления. Это позволило нам рассматривать возможности ВДО как условие совершенствования процесса взаимодействия детей друг с другом, взрослыми, природой, культурой при непосредственном включении ребёнка в разнообразное деятельное поле. Развитие ребёнка происходит в процессе жизнедеятельности с погружением в определённую систему ценностей, культурных образцов и отношений.

Основным фактором повышения педагогического влияния воспитания в условиях детского лагеря становится система воспитательно-оздоровительной деятельности, в которой содержание любой педагогической программы является средством реализации целей, задач и содержания деятельности педагогического коллектива по выполнению функций детского лагеря, а временное детское объединение становится личностно-ориентированным средством индивидуализации.