Педагогика отношений

Материал из Летний лагеря
Версия от 16:30, 14 декабря 2019; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
V44m.jpg

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!


Педагогика отношений требует пересмотра понятия педагогической технологии. Мы намерены в полной мере использовать отработанные в детских лагерях методы работы с детьми, однако с некоторыми существенными модификациями, Эти модификации отражены в перечне технологических условий, которые являются своеобразным перечнем критических моментов нашей работы.


  • Гибкость технологий

Вожатый будет считать формы работы с детьми не столько алгоритмом, сколько «палитрой». Задача вожатого, как педагога, не в том, чтобы провести дело, а в том, чтобы вывести отношения в коллективе на нужный уровень. Отношенческие задачи остаются фиксированными, деятельностные средства могут легко меняться.


  • Максимально возможный выбор

Одной из наших целей является максимально расширить сферу выбора для подростка - как в выборе видов деятельности, так и в определении содержания и характера предложенной деятельности Мы стремимся сократить ситуации педагогического манипулирования, когда подростку дается лишь иллюзия выбора.


  • Контекстуальность деятельности

В определенных контекстах любая деятельность может быть воспитывающей. В то же время любая самая отработанная форма работы с детьми в определенной ситуации может дать осечку. Мастерство вожатого, как педагога, не в умении проводить дела, а в понимании специфической ситуации.


  • Многовариантность деятельности

Для каждого отрядного и дружинного дела мы будем стремиться иметь «сценарий А», «сценарий Б» и т.д. Хороший вожатый всегда имеет в запасе план на случай дождя; точно так же он должен иметь план на случай конфликта, плохого настроения или внезапно возникшей потребности воздействовать на отношения в отряде.


  • Гибкое планирование

Производственные рамки лагеря, интересы жизни и здоровья детей и другие факторы требуют тщательного планирования педагогической работы с детьми. Тем не менее необходимо добиться существенно большей гибкости в планировании, особенно в отрядных делах. Нам нужно научиться реагировать на конкретные изменения отношений в отряде, а также научиться заполнять незапланированные паузы (что немаловажно). Можно «перепланировать» в наборе дел, но обязательно нужно «недопланировать» в жесткой привязке к времени, месту и содержанию деятельности.


Логика развития коллектива

Педагогика отношений осуществляется через поэтапное развитие детского коллектива, которое мы связываем со сменой ведущего звена отношений. Приведенная ниже схема лишь в абстрактном виде показывает логику развития отношений, но не может предсказать, как будет развиваться конкретный коллектив. Педагогика отношений предусматривает приоритет единичного над общим, контекста над закономерностью и конкретного — над абстрактным.


Таблица. Логика развития коллектива

Этап Ведущее звено Описание
Моделирование Ребенок-взрослый Вожатский отряд моделирует диалогическое сообщество, для того чтобы показать детям возможность осуществления такого типа отношений и создать конкретно-чувственный образ этих отношений. Моделирование происходит через знакомство с лагерем, легенды, традиции, демонстрацию искомого стиля общения между взрослыми.
Первый успех Ребенок-деятельность-ребенок Через серию коллективных творческих дел и других средств, у детей возникает чувство как личного, так и коллективного успеха. Складывается позитивное отношение к диалогическим отношениям, вера в собственные силы, идентификация со своим отрядом и лагерем. Завязываются симпатии, выявляются лидеры, устанавливается стиль общения.
Испытание Ребенок-деятельность-коллектив На этом этапе возникает ситуация, которая показывает детям, что уровень отношений в их коллективе не соответствует тем задачам, которые ставит перед ними жизнь в лагере. В зависимости от педагогического стиля вожатого, такой ситуацией может быть и личный конфликт, и неудачное (или наоборот, удачное) участие в общелагерном деле, и трудности похода, и нарушение дисциплины. Главное не в том, что именно происходит, а в том, что у детей возникает повод и потребность глубже разобраться в отношениях внутри отряда, проанализировать свою совместную деятельность, и вывести отношения на новый уровень.
Второй успех Ребенок-общение-ребенок Глубокий анализ и коррекция отношений непременно должна быть закреплена успехом, причем конкретное содержание этого успеха может бесконечно варьироваться в зависимости от обстоятельств, производственного плана лагеря, тематики смены и т.п. Дети должны убедиться в том, что внимание к динамике коллективных отношений приносят как внешний успех, так и внутреннее удовлетворение от общения с друзьями. Общение выступает как самоценность, содержание совместной деятельности отступает на второй план. Развивается взаимная забота и толерантность.
Финал Ребенок-мир Давно известный в вожатской практике «эффект финала» помогает закрепить в детях положительное отношение к себе и своему опыту, отряду и лагерю. В логике педагогики отношений этот положительный запас энергии должен быть хотя бы частично направлен на осмысление опыта пребывания в детском лагере в связи с предстоящим возвращением на «большую землю». Нужно, чтобы дети вынесли впечатление не столько об уникальности детского лагеря, сколько о важности пристального внимания к человеческим отношениям в любом контексте.


  • Диагностика

Диагностический инструментарий Школы отношений состоит из двух основных компонентов. Целью проведения диагностических замеров является выявление связи между отношениями диалогического сообщества и изменениями в личности ребенка.


  • Опросы

Опросы диагностируют выполнение задач но отношению к личности ребенка. Они проводятся в начале, в конце, и после завершения смены (по почте) и измеряют изменения в отношениях детей к себе, с другими и с миром.


  • Протоколированные наблюдения

Несколько раз в течение смены вожатых могут попросить заполнить бланки-протоколы наблюдений за конкретными ситуациями отрядной жизни. Форма протокола может включать в себя вопросы по составляющим отношений диалогического сообщества (доверия, толерантности, заботы и сотрудничества).


Анализ дня

В детских лагерях существует многообразие анализа дня детьми и вожатыми отряда. Здесь мы лишь слегка рассмотрим его на примере вечернего огонька (свечки). Что такое огоньки? Обычно под огоньками подразумевают вечерние посиделки, на которых все имеют возможность поговорить по душам, высказать свое мнение, спросить у товарища то, что давно хотел, но как-то не решался это сделать. На огоньках могут подводиться итоги дня, строиться планы на будущее.

Нужны ли огоньки в лагере? Это дело вкуса. Кто-то может считать, что детям совсем не обязательно собираться всем вместе вечером, достаточно загнать всех в кровати, выключить свет и прохаживаться по коридору, проверяя, все ли дети лежат на правом боку и храпят в одной тональности. Но в том-то все и дело, что дети не могут прийти с дискотеки, почистить зубы, лечь и спокойно заснуть — слишком много эмоций накопилось и им необходим выход. Это-то и обеспечивают огоньки. Они дают возможность обсудить прожитый день. Кстати, вы из обсуждения можете вынести много интересного. Многие моменты жизни детей ускользают от вожатого, а на огоньке вы можете узнать у кого какие проблемы, кому, что нравится в лагере, в вашей работе, что лучше изменить. На огоньке можно увидеть, как относятся дети друг к другу, кто с кем дружит, а кто соперничает, недолюбливает. Важно сгладить острые углы, попытаться примирить враждующих.

Лучше, если огоньки будут проводиться каждый вечер. Дети привыкнут к ним, огоньки будут создавать определенный вечерний настрой, ребята успокоятся, волнения дня улягутся, и с отбоем больших проблем не будет. Хорошо, если огонек будет заканчиваться определенным ритуалом: коллективным задуванием свечки, прыганьем до палаты на одной ноге, держась правой рукой за левое ухо, коллективным желанием всем спокойной ночи, пением хором любимых песен и т.п. Ритуал может быть любой и может быть придуман самостоятельно.

Ребята должны привыкнуть собираться по вечерам, это создает определенную общность отряда. Поэтому важно не начинать огонек пока весь отряд не в сборе. Первое время придется подождать, но можно придумать какие-нибудь смешные наказания для опаздывающих: они могут укладывать всех спать, или на следующий день застилать за всех кровати.


Возрастные особенности детей

При выстраивании с детьми отношений на отряде, вожатому необходимо учитывать их (детей) возрастные особенности. Детский лагерь — это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе.

Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать следующее деление детей по возрастам:

  • младшие отряды — 6-9 лет
  • средне младшие — 9-10 лет
  • средние — 11-12 лет
  • старшие — 12-14 лет

Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей.


Завершая данную статью, хотелось бы отметить, что любое мероприятие зависит как минимум от трех составляющих:

  • организации мероприятия;
  • детей (их возраста и темперамента);
  • атмосферы в отряде.

У вожатого не так уж часто имеется возможность выбрать отряд, на котором ему предстоит работать, поэтому важно учитывать характеристики детей именно своего отряда, атмосферу в коллективе, и оценивать какие игры хорошо пройдут сегодня и сейчас.


Top foto.jpg