Педагогика Тропы

Материал из Летний лагеря
Версия от 06:39, 24 сентября 2018; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
193366 600.jpg 194046 320.jpg 79748 320.jpg 194670 320.jpg
40959 600.jpg 16964 600.jpg 16701 320.jpg 7822 600.jpg

Принципы совместной педагогики и Тропа


1. Принцип взаимной человечности

На Тропе это прежде всего разнообразная взаимопомощь (в том числе и закон Крика), без которой сколько-нибудь безопасная жизнь в горах невозможна. Большинство следующих принципов эту взаимопомощь конкретизирует.

Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, охлократического начала, противостоящих педократии – власти детей. Защита эта бывает по необходимости весьма жёсткой, – но ведь иначе – гибельный хаос.


2. Принцип взаимной надёжности

Психолого-педагогический процесс Тропы возникает по поводу общей работы – прежде всего, прокладки тропы в лесу. Успех всякого общего дела предполагает взаимную надёжность участников. Надо, чтобы рядом с тобой работали люди, на которых ты можешь положиться. Дефицит взаимной надёжности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки – будь человеком!


3. Принцип взаимной интеграции

Непосредственно имеется в виду взаимная интеграция участников. В порядке взаимности. Фактически речь идёт о создании того, что называется безбарьерной средой. Об устранении барьеров между ребятами.

Но этот принцип, разумеется, можно истолковать и шире – как принцип устранения межличностных барьеров, как принцип взаимопонимания. В непростых условиях Тропы без взаимопонимания никак не обойтись. Недоразумения возможны всегда, по самому ничтожному поводу, и надо уметь культурно эти недоразумения прояснять.


4. Принцип совместно-разделённой дозированной деятельности

В ходе обучения взрослая активность должна стремиться от единицы к нулю, а детская, – наоборот, – от нуля к единице.


5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы над массовыми действами

На Тропе главная забота – «масштабирование» группы и отдельного члена в группе. И группа не должна быть слишком многочисленной, чтобы ни один отдельный ребёнок не мог в ней потеряться, как неизбежно теряешься в толпе. И то, что ребята живут не в одном лагере, а в нескольких, цепочкой нанизанных на нитку строящейся тропы, – объясняется не только интересами строительства, но прежде всего психолого-педагогической необходимостью максимального раскрытия индивидуальности каждого. Такое раскрытие индивидуальности называется масштабированием личности.

Имеет место быть зависимость, удивительно напоминающая... гегелевскую триаду: тезис – антитезис – снятие. Один – тезис, второй – антитезис, а третий снимает, уравновешивает первых двух. Получаем тройку. Теперь тезис – тройка, другая тройка – антитезис, а седьмой член группы – диалектическое снятие, уравновешивание троек. Теперь семёрка – тезис, другая семёрка – антитезис, и пятнадцатый член группы – диалектическое снятие, уравновешивание двух семёрок. И всё, больше не должно быть, иначе получится чересчур много, и индивидуальность потеряется в массе, не сможет масштабироваться. (Иногда и пятнадцать, и семь – слишком много; спасибо, если получится масштабироваться в пределах тройки.)

Ежевечерние разборы дня у костра на Тропе – прежде всего инструмент масштабирования, а не просто способ угомонить неугомонных перед отбоем. После трудового дня ребята и так устали, угомонятся вполне естественно – спать хотят.


6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы и самостоятельности

Психолого-педагогический процесс вообще очень динамичен, так как его содержание – содействие человеческому росту юного существа. Ситуация быстро меняется, чего не умели раньше, то умеем сейчас, чего не понимали раньше, понимаем теперь. И если этого не учитывать, мы обречены на хронический конфликт из-за отставания отношения взрослых к ребёнку от его возросших возможностей. Может отставать и отношение части взрослых (обычно родителей) к новому социальному статусу ребёнка: другие (взрослые, ровесники) могут относиться более адекватно – и ребёнок, естественно, предпочитает ориентироваться на них, «потому что они его лучше понимают».

На Тропе всегда есть перспектива роста: ничего не умеющий и не понимающий «суслик» превращается в опытного «старичка», носителя и передатчика традиций Тропы; «старичок» становится надёжным помощником взрослых руководителей. Идеал – полное самообслуживание каждого и группы в целом. Но все на виду, о каждом известно, какой он путь прошёл, и никого не опекают излишне, а при затруднениях всегда готовы помочь.


7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем

Термин «обходные пути» имеет в виду решение тех или иных проблем в обход той или иной проблемы. В общем, речь идёт об одной из форм взаимопомощи, которая, конечно же, работает и на Тропе. Там вообще работают все мыслимые такие формы. Закон Тишины – не галдеть по-пустому, дабы услышать, не заглушить крик о помощи. Закон Крика – услышав крик, всем бросать все дела и бежать на крик. Если это был крик о помощи – помочь, а нет – вернуться к своим делам, не упрекая крикуна за ложную тревогу. Ну, а обращение за небольшой повседневной помощью то к одному, то к другому члену группы – это уж течёт само. Поводы для обращения за такой текущей помощью возникают постоянно – и на нитке тропы, и в лагерном самообслуживании, и в ходках в город за продуктами, или дальше в горы – на разведку, как дальше тянуть нитку тропы.


8. Принцип самоопределения личности

На Тропе самоопределяются прежде всего по отношению к работе – по строительству тропы, по обслуживанию и снабжению лагеря. Либо участвуешь в работах, либо нет.


9. Принцип полной разновозрастности

Ведущая роль предоставляется ребятам. Лагерная группа включает в себя возрасты от самого младшего до самого старшего. И это совершенно естественно – как в семье.


10. Принцип самосоревновательности

Не «пример для подражания», а диалог образов жизни – вот что должно быть нормой. Не соревнование с «другими», а соревнование с самим собой. Вчера я чего-то не умел, а сейчас умею. Завтра ещё чему-то научусь и/или в чём-то усовершенствуюсь. То есть на первом месте должны быть мои достижения, а не чьи бы то ни было ещё. Превзойти надо стараться прежде всего себя самого, и лишь во вторую и десятую очередь – ещё кого-то. Чрезмерный азарт, чрезмерная озабоченность тем, что у кого-то лучше получается, может серьёзно искалечить, деформировать личность. Сделать её завистливой, закомплексованной на собственной неполноценности.

Соревнование – от слова «ревность». «Ревновать», в смысле – ревностно относиться, надо не к чужим успехам, а прежде всего к своим. Нормально «ревновать» не к другим, а к себе. Тогда за других научишься радоваться, а не завидовать им.


11. Принцип уединённого труда души

На Тропе не мешают плакать. Легче с этим справиться, если окружающие делают вид, что ничего не замечают. А участливые расспросы о причине слёз только делают плач ещё неудержимее.

Ночное дежурство – поддерживать ночью костёр и, главное, – побыть наедине с красотой ночи. Это – очень тонкая человеческая, эстетическая потребность.

Уважай чужое одиночество. То есть – уважай чужое уединение. Ведь одиночество – всегда беда, а уединение – дело добровольное и счастливое.


Img 1015694 39732844 5.jpg Img 1015694 39717435 7.jpg Img 1015694 39849510 12.jpg 193613 600.jpg
Img 1015694 39861247 10.jpg Img 1015694 39621199 6.jpg 193171 600.jpg Img 1015694 39570096 2.jpg
Img 1015694 39688064 6.jpg Img 1015694 39942466 10.jpg Img 1015694 39623445 6.jpg Img 1015694 39712759 3.jpg




Дополнительно ссылки


Скачать