Изменения

{| border=0
| [[Image:193366_600.jpg]]
| [[Image:194046_320.jpg]]
| [[Image:79748_320.jpg]]
| [[Image:194670_320.jpg]]
|-
| [[Image:40959_600.jpg]]
| [[Image:16964_600.jpg]]
| [[Image:16701_320.jpg]]
| [[Image:7822_600.jpg]]
|}
Принципы совместной педагогики и Тропа


1. Принцип взаимной человечности

На Тропе это прежде всего разнообразная взаимопомощь (в том числе и закон Крика), без которой сколько-нибудь безопасная жизнь в горах невозможна. Большинство следующих принципов эту взаимопомощь конкретизирует.

Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, охлократического начала, противостоящих педократии – власти детей. Защита эта бывает по необходимости весьма жёсткой, – но ведь иначе – гибельный хаос.


2. Принцип взаимной надёжности

Психолого-педагогический процесс Тропы возникает по поводу общей работы – прежде всего, прокладки тропы в лесу. Успех всякого общего дела предполагает взаимную надёжность участников. Надо, чтобы рядом с тобой работали люди, на которых ты можешь положиться. Дефицит взаимной надёжности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки – будь человеком!


3. Принцип взаимной интеграции

Непосредственно имеется в виду взаимная интеграция участников. В порядке взаимности. Фактически речь идёт о создании того, что называется безбарьерной средой. Об устранении барьеров между ребятами.

Но этот принцип, разумеется, можно истолковать и шире – как принцип устранения межличностных барьеров, как принцип взаимопонимания. В непростых условиях Тропы без взаимопонимания никак не обойтись. Недоразумения возможны всегда, по самому ничтожному поводу, и надо уметь культурно эти недоразумения прояснять.


4. Принцип совместно-разделённой дозированной деятельности

В ходе обучения взрослая активность должна стремиться от единицы к нулю, а детская, – наоборот, – от нуля к единице.


5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы над массовыми действами

На Тропе главная забота – «масштабирование» группы и отдельного члена в группе. И группа не должна быть слишком многочисленной, чтобы ни один отдельный ребёнок не мог в ней потеряться, как неизбежно теряешься в толпе. И то, что ребята живут не в одном лагере, а в нескольких, цепочкой нанизанных на нитку строящейся тропы, – объясняется не только интересами строительства, но прежде всего психолого-педагогической необходимостью максимального раскрытия индивидуальности каждого. Такое раскрытие индивидуальности называется масштабированием личности.

Имеет место быть зависимость, удивительно напоминающая... гегелевскую триаду: тезис – антитезис – снятие. Один – тезис, второй – антитезис, а третий снимает, уравновешивает первых двух. Получаем тройку. Теперь тезис – тройка, другая тройка – антитезис, а седьмой член группы – диалектическое снятие, уравновешивание троек. Теперь семёрка – тезис, другая семёрка – антитезис, и пятнадцатый член группы – диалектическое снятие, уравновешивание двух семёрок. И всё, больше не должно быть, иначе получится чересчур много, и индивидуальность потеряется в массе, не сможет масштабироваться. (Иногда и пятнадцать, и семь – слишком много; спасибо, если получится масштабироваться в пределах тройки.)

Ежевечерние разборы дня у костра на Тропе – прежде всего инструмент масштабирования, а не просто способ угомонить неугомонных перед отбоем. После трудового дня ребята и так устали, угомонятся вполне естественно – спать хотят.


6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы и самостоятельности

Психолого-педагогический процесс вообще очень динамичен, так как его содержание – содействие человеческому росту юного существа. Ситуация быстро меняется, чего не умели раньше, то умеем сейчас, чего не понимали раньше, понимаем теперь. И если этого не учитывать, мы обречены на хронический конфликт из-за отставания отношения взрослых к ребёнку от его возросших возможностей. Может отставать и отношение части взрослых (обычно родителей) к новому социальному статусу ребёнка: другие (взрослые, ровесники) могут относиться более адекватно – и ребёнок, естественно, предпочитает ориентироваться на них, «потому что они его лучше понимают».

На Тропе всегда есть перспектива роста: ничего не умеющий и не понимающий «суслик» превращается в опытного «старичка», носителя и передатчика традиций Тропы; «старичок» становится надёжным помощником взрослых руководителей. Идеал – полное самообслуживание каждого и группы в целом. Но все на виду, о каждом известно, какой он путь прошёл, и никого не опекают излишне, а при затруднениях всегда готовы помочь.


7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем

Термин «обходные пути» имеет в виду решение тех или иных проблем в обход той или иной проблемы.
В общем, речь идёт об одной из форм взаимопомощи, которая, конечно же, работает и на Тропе. Там вообще работают все мыслимые такие формы. Закон Тишины – не галдеть по-пустому, дабы услышать, не заглушить крик о помощи. Закон Крика – услышав крик, всем бросать все дела и бежать на крик. Если это был крик о помощи – помочь, а нет – вернуться к своим делам, не упрекая крикуна за ложную тревогу. Ну, а обращение за небольшой повседневной помощью то к одному, то к другому члену группы – это уж течёт само. Поводы для обращения за такой текущей помощью возникают постоянно – и на нитке тропы, и в лагерном самообслуживании, и в ходках в город за продуктами, или дальше в горы – на разведку, как дальше тянуть нитку тропы.


8. Принцип самоопределения личности

На Тропе самоопределяются прежде всего по отношению к работе – по строительству тропы, по обслуживанию и снабжению лагеря. Либо участвуешь в работах, либо нет.


9. Принцип полной разновозрастности

Ведущая роль предоставляется ребятам. Лагерная группа включает в себя возрасты от самого младшего до самого старшего. И это совершенно естественно – как в семье.


10. Принцип самосоревновательности

Не «пример для подражания», а диалог образов жизни – вот что должно быть нормой. Не соревнование с «другими», а соревнование с самим собой. Вчера я чего-то не умел, а сейчас умею. Завтра ещё чему-то научусь и/или в чём-то усовершенствуюсь. То есть на первом месте должны быть мои достижения, а не чьи бы то ни было ещё. Превзойти надо стараться прежде всего себя самого, и лишь во вторую и десятую очередь – ещё кого-то. Чрезмерный азарт, чрезмерная озабоченность тем, что у кого-то лучше получается, может серьёзно искалечить, деформировать личность. Сделать её завистливой, закомплексованной на собственной неполноценности.

Соревнование – от слова «ревность». «Ревновать», в смысле – ревностно относиться, надо не к чужим успехам, а прежде всего к своим. Нормально «ревновать» не к другим, а к себе. Тогда за других научишься радоваться, а не завидовать им.


11. Принцип уединённого труда души

На Тропе не мешают плакать. Легче с этим справиться, если окружающие делают вид, что ничего не замечают. А участливые расспросы о причине слёз только делают плач ещё неудержимее.

Ночное дежурство – поддерживать ночью костёр и, главное, – побыть наедине с красотой ночи. Это – очень тонкая человеческая, эстетическая потребность.

Уважай чужое одиночество. То есть – уважай чужое уединение. Ведь одиночество – всегда беда, а уединение – дело добровольное и счастливое.


{| border=0
| [[Image:Img_1015694_39732844_5.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39717435_7.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39849510_12.jpg]]
| [[Image:193613_600.jpg‎]]
|-
| [[Image:Img_1015694_39861247_10.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39621199_6.jpg]]
| [[Image:193171 600.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39570096_2.jpg]]
|-
| [[Image:Img_1015694_39688064_6.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39942466_10.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39623445_6.jpg]]
| [[Image:Img_1015694_39712759_3.jpg]]
|}




----

Дополнительно ссылки
* [http://rudocs.exdat.com/docs/index-177904.html А. В. Суворов. "Философия процесса или Педагогика Тропы".]
* [http://za-togo-parnya.livejournal.com/tag/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%91%D1%82%20%D0%BC%D0%B8%D1%80 Тропа познаёт мир]


Скачать
* [[Медиа:Filproces.rar | А. В. Суворов. "Философия процесса или Педагогика Тропы".]]







[[Category:Статьи]]