Пальчиковые игры

Asdf73m.jpg

Пальчиковые игры (в стихах)


МАЛАHЬЯ

Дети собираются в кружок, выбирают Маланью (можно посчитаться). Маланье повязывают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Маланья, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Hи за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показать "избушку".
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами, Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели Держать руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так... Дети показывают загаданное действие.


У БАБЫ ФРОСИ

У бабы Фроси Пяток внучат. Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки.
Все каши просят. Все криком кричат. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: “А-а-а!”ё
Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону
Баба тесто месила, кашу варила, молоко топила, внучат кормила. Руки “месят тесто”. Левая рука “помешивает кашу”. Руки “ставят корчагу в печь”. Руки “раздают миски”.
Как каши наелись, молока напились, бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.


НА ПОСТОЙ

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Hочь, в избе все спят.

Солдаты: - Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: - Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.
Солдаты: - Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы.
Дети: - Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.
Мама: - Что дети? Постукивают безымянные пальцы.
Дети: - Два солддата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Мама: - Спросите у папы! Постукивают безымянные.
Дети: - Папа! Постукивают мизинцы.
Папа: - Что дети? Постукивают средние.
Дети: - Два солддата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Папа: - Впустите! Постукивают средние.
Дети: - Входите! Постукивают мизинцы.
Солдаты: - Ах какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладонейю Руки вытягиваются вперед.


НА БЛИНЫ

Стала Маша гостей собирать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
— И Иван приди, и Степан приди, да и Андрей приди, да и Матвей приди. Кончик полусогнутого пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.
А Митрошечка — ну, пожалуйста! Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
— И Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, да и Матвею блин, Левая рука ладонью вверх, большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.
а Митрошечке — мятный пряничек! Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.
Стала Маша гостей провожать. Хлопки в ладоши (то правая, то левая рука сверху).
— Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
А ты, Митрошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху донизу.

При повторении игры руки меняются ролями.


БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2—3 секунды.
Да скучно ему одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца — мизинец и безымянный, задержать на 2—3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать на 2—3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.


ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что? Три раза постукивают указательные пальцы.
— Гости едут! Постукивают мизинцы.
— Hу и что? Постукивают указательные.
— Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок-чмок!) повторяются дважды


УТРЕЧКО

Солнце встало, утречко настало. Ладони скрещены, пальцы растопырены, как бы образуя солнышко с лучиками.
— Эй, братец Федя, разбуди соседей! Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
Вставай, Большак! Щелчок указательным пальцем правой руки по большому пальцу левой руки.
Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу.
Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу.
Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному.
И Крошка-Митрошка! Щелчок по мизинцу.
Привет, ладошка! Щелчок в центр ладони.
Все потянулись и проснулись. Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.


ПРИЖМИ БОЛЬШАК

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.

Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.

Ris1q.gif


ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

— Мама, мама!

Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

— Что, что, что?

Постукивают друг о друга указательные пальцы.

— Гости едут!

Постукивают мизинцы.

— Ну и что?

Постукивают указательные пальцы.

— Здрасьте! Здрасьте!

Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

— Чмок, чмок, чмок!

Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются). Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.


КОСИ, КОСА!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»

Ris4q.gif

Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»

Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.

Ris3q.gif


ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА (игра для самых маленьких)

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.


ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».


ЦАП!

Ris2q.gif

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.


ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.

Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.


В КОПНУ

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.

Ris5q.gif


ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.


ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».

Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.


МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?


ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.


ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.


Еще вариант - Летели дракончики.

Играющие встают в круг лицом в центр, руки они расставляют в стороны так, чтоб раскрытая правая ладонь каждого оказалась прижата своей наружной стороной к внутренней стороне левой ладони соседа справа. Затем один из играющих произносит первое слово простой считалки, хлопая при этом своей правой ладонью по правой ладони своего соседа слева, как бы зажимая его руку в своих ладонях. Сосед слева говорит второе слово, хлопая по ладони своего соседа слева и так далее. Текст считалки следующий:

- Летели дракончики, ели пончики, сколько пончиков съели дракончики?

Тот, до кого к этому моменту дошла эстафета, говорит, хлопая своей ладонью ладонь соседа, какое-нибудь разумное (то есть в пределах 20, примерно), натуральное число, затем считалка продолжается:

- … пончиков съели дракончики.

Затем таким же образом производится отсчет с единицы до названного числа. Называющий последнее число старается быстро хлопнуть по руке следующего, а тот, в свою очередь, старается эту самую руку отдернуть, так, чтобы предыдущий по ней не попал. На хлопок дается только одна попытка. Если хлопок не достигает цели, хлопающий выбывает из игры, иначе ее покидает тот, кого он хлопнул. Игра продолжается, пока не останется всего один участник, который и объявляется победителем.

Распространены также следующие варианты считалки:

- Летела ворона в голубых панталонах, читала газету за номером … .
- Улица Пушкина, дом Колотушкина, квартира под номером … .


ПЕРЧАТКИ

Слова потешки Движения пальцев
Скоро будут холода.

Что же делать нам тогда? Вот одной руке другая Одеваться помогает.

Поднести руки ко рту, подышать на ладони.
Надевай пальто, большой.

То-то стало хорошо!

Подушечками трех первых пальцев правой руки прогладить большой палец от кончика до основания.
Братья следом, раз-два-три,

Приоделись, посмотри.

Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.
Зазевался лишь малыш.

Одевайся, что стоишь.

Дважды прогладить мизинчик.

Повторить те же действия с другой рукой.

Все теперь в порядке:

На руках перчатки.

Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.


ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА

Если замерзают руки

Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке, разогреть.

Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.
Сначала ладошки

Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки. Но вот понемножку Согрелись ладошки, Горят, и взаправду, А не понарошке.

Растирать ладони все быстрее и быстрее.
Я горю, как от огня.

Вот, потрогайте меня.

Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.


ВЕРТОЛЕТЫ

Два пилота вертолета

Приготовились к полету. - Я готов! - И я готов! Отойдите от винтов.

Поставить кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.

Пошевелить большим пальцем левой руки, затем — правой.

Мы взлетаем выше, выше,

Там, внизу деревья, крыши, И дороги, и поля — Вся огромная земля. И туда, куда хотим, Мы летим, летим, летим!

Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх.

Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По желанию ребенка можно побегать по комнате.

Мы заходим на посадку.

Рейс окончен. Все в порядке.

Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь поставить кулачки на стол.