Отличный вожатый

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
798 2521m.jpg

"Найти себя невозможно — себя можно только создать"

Джонни Депп


Вы решили стать лагерным вожатым? Работа вожатым будет для вас незабываемым впечатлением. Если вы последуете этим советам и будете относиться к своей работе с неподдельной любовью, то моментально станете любимым вожатым всех детей!

  1. Узнайте, что представляет собой эта работа. Она не так проста. Если вы сможете остаться на позитиве в тяжелые времена и подарить детям самое лучшее лето в их жизни, то читайте дальше. Если это не так, то стоит подумать о поиске другой работы. Это веселая, но сложная работа. Этому нельзя научиться за неделю! Вы должны быть ответственными и уметь справляться с любыми ситуациями.
  2. Подготовьтесь. Будьте готовы к тому, что преподнесет вам каждый новый день. Если вы будете готовы сами, то сможете подготовить детей. Тогда они будут меньше беспокоиться в ожидании. Подготовка себя и отдыхающих поможет вам преодолеть трудности.
  3. Уделите внимание подготовке. Многие лагеря предлагают обучение, во время которого вас ознакомят с работой лагеря и дадут указания по действию в аварийной обстановке. НЕ отвлекайтесь во время занятий! Ведь никогда не известно, пригодятся ли вам эти навыки. Когда маленькому Джимми станет плохо прямо на детской площадке, вы не будете думать про себя «Надо было слушать лекцию, а не смотреть на ту белку»
  4. Подружитесь с другими вожатыми. Не обязательно становиться лучшими друзьями, но нужно как минимум со всеми ладить. Если лагерные вожатые спорят даже вне пределов слышимости детей, они все равно заметят. Скорее всего, вам придется работать в команде с остальными вожатыми, а если вы подружитесь, все будет идти гладко. Ведь вы же не хотите провести все лето в компании вожатого, с которым вы так и не наладили отношения.
  5. Запомните расписание дня в лагере и ВСЕГДА носите его с собой. Вы должны знать, что идет дальше и когда будет следующая перемена. Если отдыхающие спросят, что запланировано по расписанию, а у вас его нет, то они подумают, что вы некомпетентны и перестанут вас уважать.
  6. Изучите черты характера детей. Кого-то из них вы полюбите, а кого-то нет (про себя, разумеется). Самое главное – знать, что они делают. Вы должны знать, за кем нужен глаз да глаз, а кто слушается с первого раза. Вы должны предвидеть их действия и то, как они будут вести себя друг с другом. Старайтесь каждый день уделять как минимум десять минут каждому ребенку. Если они будут чувствовать себя в центре внимания, то полюбят вас больше, а это поможет вам лучше их узнать.
  7. Проводите групповые занятия несколько раз в неделю для того, чтобы помочь им поладить друг с другом, это поможет детям почувствовать себя членами команды. Задавайте им вопросы, устраивайте обсуждения и играйте в игры, которые помогут малышам узнать друг друга, и НИКОГДА не устраивайте игры или занятия, которые могут настроить их друг против друга (только через несколько дней). Это может привести к конфликтам в отряде
  8. Устраивайте собрания в конце дня. Важно знать, что дети думают друг о друге и проведенном дне. Перед отбоем усадите их в круг и сделайте следующее:
    Как общее мнение: «Роза, Бат и Торн» (Что сегодня произошло хорошего и плохого и чего вы ожидаете от завтрашнего дня) «Случайный вопрос» (Какую сверхъестественную способность вы хотели бы иметь? Какое ваше любимое занятие и почему? Если бы у вас была последняя еда, то что бы это было.)
    Для занятий в группе. «Положительные качества» (Дети сидят в кругу и должны сказать одно положительное качество каждого, кроме себя) «3 общие черты» (Разделите детей на пары – они должны найти, что у них есть общего с партнером/шей и после окончания поделиться с группой. Это также предотвратит разделение детей на «группировки»)
  9. Старайтесь хорошо провести время. Может казаться, что работы невпроворот, но вы изменяете жизни. Ведь прекрасно видеть, как застенчивая девочка, сидевшая в уголке в начале смены, начинает общаться с другими ребятами или видеть, чему они все научились. Результат будет зависеть от вашей самоотдачи. Если вы БУДЕТЕ ХОРОШО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, то и дети последуют вашему примеру! Будьте позитивным образцом для подражания, подбодрите себя.


Не факт, что все вожатые приехали именно с тем багажом знаний, который требуется в лагере. В процессе работы иногда приходится подучивать педагогический состав дополнительно. Работа с детьми – это весьма трудоемкий процесс. Возникают проблемы с поведением, случаются разлады в отряде и в каждой ситуации требуются грамотные действия. Здесь на помощь и приходят совещания соответствующего содержания, берется на вооружение методический материал из копилки лагеря.

Отрядный вожатый главное действующее лицо в лагере. От него зависит многое. От его умения работать с детьми зависит успех всего дела. Отличные вожатые имеют характерные черты. Вот некоторые из них:

  • Строит свою работу так, что ребенок начинает чувствовать себя увереннее.
  • Тщательно готовится и имеет разнообразный материал в арсенале.
  • Знает, как занять детей, имеет заготовки игр и рассказов.
  • Знает различные организационные методики для сплочения коллектива.
  • Умеет совладать с плохим поведением детей без брани, но эффективно.
  • Находит индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Творчески подходит к проведению мероприятий, может многое предложить и сделать совместно с детьми.
  • Видит ситуацию в отряде и настроение каждого ребенка, чтобы поддержать и направить, если нужно.
  • Вовлекает в активную деятельность всех детей, чтобы никто не оказался в стороне.
  • Умеет вовремя заметить проблему у ребенка и оказать помощь.
  • Грамотно распределяет обязанности в отряде, учитывая распорядок каждого дня.
  • Знает много способов похвалы и ободрения детей.
  • Является примером активного участия во всех делах лагеря.
  • Имеет чувство юмора, демонстрирует энергичность и энтузиазм.
  • Трудолюбив и всегда добивается успеха.


Что значит быть профессионалом?

Как профессионалы своего дела мы должны привнести все самое лучшее, что умеем в деятельность лагеря. Мы проводники хорошего настроения детей. От того, как мы работаем, зависит успех всего процесса, который создается ради детей. Поэтому мы учимся не довольствоваться серединой, а развиваем все только самое лучшее, а именно:

  • Демонстрируем высокие моральные качества.
  • Контролируем ситуацию и не позволяем ей контролировать нас.
  • Ведем себя собранно и организованно, ожидая того же и от своих коллег.
  • Относимся к каждому с уважением, как к личности со своими индивидуальностями.
  • Руководствуемся законами и существующими правилами. Если мы требуем, чтобы их соблюдали другие, то сами должны показать пример.
  • Создаем творческую и комфортную обстановку для отдыха детей.
  • Относиться с уважением и пониманием к мнению коллег.
  • Проявляем стремление к профессиональному росту и пополнению знаний.
  • Относимся к работе добросовестно сами и воспитываем такое же отношение и в детях.
  • В отношениях с людьми приветствуем выдержку, такт и терпение.
  • Следуем высоким моральным стандартам в воспитании детей.
  • Демонстрируем искренность, скромность и открытость в общении друг с другом и с детьми.

Стремитесь развивать в себе достойные качества, искоренять вредные привычки и демонстрировать организованность, инициативу и порядочность. С такими качествами, каждый из нас станет лучше, а значит и успех нашего дела гарантирован. Атмосфера в лагере станет доброжелательной, значит это работа профессионала своего дела.


Вожатый и дети

От того, какой вы зададите тон, зависит дисциплина и настроение в отряде. Некоторые дети, особенно в первые дни, начинают скучать по дому, кто-то зажат и не может свободно общаться. Ситуации бывают разными, но задача вожатого найти верный способ общения с детьми, чтобы они почувствовали уверенность в себе. То, что и как мы говорим, оказывает огромное влияние на поведение детей. Вот несколько советов, которые могут быть полезными в общении, как с коллективом, так и индивидуально с отдельным ребенком.

  • Разговаривайте с детьми простым языком. Никому не хочется летом, на отдыхе слушать заумную речь.
  • Обращайтесь к детям уважительно и внимательно. Делайте все, чтобы их пребывание в лагере было приятным.
  • Планируя день, старайтесь, чтобы в вашем отряде всегда происходило что-нибудь необычайно интересное и увлекательное. Используйте каждую минуту для игры, события или просто беседы.
  • Если вы заметили ребенка, который старается держаться в стороне, найдите время для индивидуальной беседы. Надо обязательно понять, что происходит.
  • Хвалите детей, замечайте участие каждого. Скажите: «Молодчина! Вот это результат! Отличная работа! Я вами горжусь! Поздравляю! Сегодня все получилось! Я под впечатлением! Вы сегодня были очень дружными! Мне понравилось, как вы выступили! Нет сомнения, ты талант! Ты просто супер! Спасибо за понимание!» И еще много других фраз, которые приободрят ребенка. Помните, похвальные слова также легко использовать, как и ругательные. Только с грубыми словами результат будет хуже.
  • Никогда не обсуждайте одного ребенка с другими детьми или со взрослыми в присутствии детей. Воспитательные вопросы должны обсуждаться с коллегами или с администрацией лагеря.
  • Помните, что вы несете ответственность за жизнь детей. Ситуацию необходимо контролировать, и ваша организаторская способность играет здесь важную роль.
  • Вовлекайте детей в общие лагерные дела, не давайте им скучать и оставаться пассивными. Разнообразие программ гарантирует дело по вкусу каждому. Если возникает ситуация, когда вам необходимо поговорить с родителями, старайтесь найти решение проблемы в духе сотрудничества, советуясь, но ни в коем случае не показывая озлобленность.


Порой мы видим в лагере отряд собранный, сплоченный и всегда во всем активно участвующий. Или наоборот: шумный, несобранный и пассивный. Отчего это зависит? Во многом от вожатого. Вожатый, который повышает голос, будет иметь шумный отряд. Дети, как зеркальное отражение своего лидера. Они чувствуют отношение к себе и все это выражают своим поведением. В этом кроется проблема и в этом же лежит ее разрешение. Следует помнить какой вожатый, такими будут и дети. Будьте энергичны, приветливы, доброжелательны и дети станут вести себя точно также. Скучный, неэмоциональный вожатый порождает неуправляемое поведение. Не воображайте себя королями и королевами, а детей подчиненными. Чем больше дети будут уважать вас, тем меньше проблем с поведением вы будете иметь. И еще, если вам не нравится работать с детьми, не приезжайте в лагерь. Дети быстро вычислят ваше отношение к своей работе.


Ваш авторитет

Есть старая вожатская мудрость: в первые три дня вы работаете на авторитет, следующие три недели он работает на Вас. Поэтому в первые 2-3 дня с детьми ведите себя чуточку… ну не знаю… жёстче что ли, или даже требовательнее, чем того требует ситуация. Если Вы упустите время и не станете для детей авторитетным, поверьте – потом голос сорвёте. Поэтому немножко, ну совсем чуть-чуть закрутите гайки поначалу – это нужно, чтобы впоследствии дети просто-напросто Вас слушались. Затем, когда они привыкнут к требованиям лагерной жизни, так сказать «втянутся», то нужда в «гайках» отпадёт сама собой.

Уважение. Заставить себя уважать в принципе невозможно – кроме страха, неприязни и антипатии ничего вы взамен не получите. Уважение к вожатому пропорционально доверию к нему же. Поэтому ищите их доверия, доверяйте им сами и они вас, сами того не подозревая, начнут уважать.


Власть вожатого… или искушение властью

Вы - вожатые - в лагере будете обладать реальной властью – это действительно так. Своего рода элитарность и избранность будет вам поначалу мерещится на каждом шагу. Но в том-то всё и дело, что это только кажется… На самом деле, старайтесь почаще задавать себе вопросы: «Зачем я здесь? Чего ради я приехал?»

Относитесь к детям как равный к равному, без какого-либо превозношения с Вашей стороны. Просто Вы немного более взрослый и чуточку опытней, чем они. И именно поэтому дети вам доверяют, а затем вследствие оказанного доверия и проявляют послушание.


5 качеств, которыми обязательно должен обладать вожатый:

– Активность и энергичность;
– Стрессоустойчивость;
– Умение говорить, доносить свою мысль;
– Понимание психологии детей;
– Внимательность и ответственность.