Строка 40: |
Строка 40: |
| | | |
| Если ребенок шумит после отбоя, когда остальные уже начинают засыпать, НЕ НАДО думать о том, какой он нечуткий и срочно начинать воспитывать в нем внимание к близким (иногда это делается с помощью ора или злобного шипения в адрес нарушителя покоя). Ваша задача — добиться тишины. Не изменений в ребенке — изменений в его поведении. НЕ НАДО ломать голову над тем, бессовестный у вас этот ребенок или нет, думает ли он о вас и остальных хоть чуть-чуть. Потому что стоит вам начать думать в этом направлении, вечер сложится очень предсказуемым образом. Будьте скромнее. Ваша задача — добиться, чтобы поведение шалуна было прекращено. Потому что остальные хотят спать, а вы хотите заняться своими текущими делами и имеете на это право. А про бессовестность поразмышляете завтра, если уж очень захочется. | | Если ребенок шумит после отбоя, когда остальные уже начинают засыпать, НЕ НАДО думать о том, какой он нечуткий и срочно начинать воспитывать в нем внимание к близким (иногда это делается с помощью ора или злобного шипения в адрес нарушителя покоя). Ваша задача — добиться тишины. Не изменений в ребенке — изменений в его поведении. НЕ НАДО ломать голову над тем, бессовестный у вас этот ребенок или нет, думает ли он о вас и остальных хоть чуть-чуть. Потому что стоит вам начать думать в этом направлении, вечер сложится очень предсказуемым образом. Будьте скромнее. Ваша задача — добиться, чтобы поведение шалуна было прекращено. Потому что остальные хотят спать, а вы хотите заняться своими текущими делами и имеете на это право. А про бессовестность поразмышляете завтра, если уж очень захочется. |
| + | |
| Конечно, мы имеем право надеяться и верить, что правильное поведение сформирует в конечном итоге правильный характер, а тот, согласно поговорке, правильную судьбу. Но только надеяться, а не пытаться формировать детей по своим замыслам. Практика показывает, что самые хорошие и благополучные дети у тех вожатых, которые просто живут с ними, любят, уважают, общаются, отстаивают свои собственные права и интересы и не очень много занимаются «воспитанием». | | Конечно, мы имеем право надеяться и верить, что правильное поведение сформирует в конечном итоге правильный характер, а тот, согласно поговорке, правильную судьбу. Но только надеяться, а не пытаться формировать детей по своим замыслам. Практика показывает, что самые хорошие и благополучные дети у тех вожатых, которые просто живут с ними, любят, уважают, общаются, отстаивают свои собственные права и интересы и не очень много занимаются «воспитанием». |
| | | |
| Только не надо теперь спрашивать "А КАК добиться?" Ибо на все случаи нет одного ответа — как и когда, но в частных конкретных случаях, обычно, есть решение как. А иногда и никак, и тоже нормально. А иногда все это вообще не важно, и нужно срочно что-то делать с отношениями в целом, а шум — фигня. Бывает очень все по-разному. | | Только не надо теперь спрашивать "А КАК добиться?" Ибо на все случаи нет одного ответа — как и когда, но в частных конкретных случаях, обычно, есть решение как. А иногда и никак, и тоже нормально. А иногда все это вообще не важно, и нужно срочно что-то делать с отношениями в целом, а шум — фигня. Бывает очень все по-разному. |
| + | |
| + | Формально, со стороны метод последствий может порой выглядеть как наказание, однако между наказанием и методом естественных последствий есть большая разница. Так, наказание – это всегда лишение чего-то, часто основанное на авторитете взрослого и нередко без выбора. При этом, наказания часто имеют мало общего с собственно плохим поведением или шалостью, которую ребенок совершил. |
| + | |
| + | Последствия требуют постоянства и дают детям самое главное - возможность сознательно совершать выбор, принимать решения. Метод последствий помогает детям понять результаты своих действий, и также получить картинку другого, ожидаемого от них поведения. Эта воспитательная техника, в отличие, от наказания, вызывает у детей меньше сопротивления, и, как следствие, спокойно воспринимается ими. |
| + | |
| + | Наказание - это стратегия, которая контролируется "обладающим властью" взрослым над ребенком. Это кнут из дуальной пары "кнут и пряник", и кнут этот не дает ребенку проявить внутреннюю мотивацию. Наказание всегда внешний стимул вести себя хорошо, иначе накажут. Поэтому основной мотив растущего человека - избежать наказания. Наказания вызывают в ребенке сопротивление, неприятие родителей и страх. |
| + | |
| + | Последствия - совсем другое дело. |
| + | Этот метод предусматривает сотрудничество с ребенком. Метод последствий позволяет ребенку брать на себя ответственность за свое поведение. |
| + | |
| + | |
| + | Характеристики метода |
| + | # Метод последствий пытается помочь ребенку совершать информированный выбор, учить выбирать и жить с последствиями своего выбора. |
| + | # Метод последствий напрямую связан с событием и происходит прямо сейчас, одновременно с плохим поведением. |
| + | # Метод последствий демонстрирует ребенку модель внутренней мотивации, а не внешней. |
| + | |
| + | |
| + | Основы метода |
| + | |
| + | Взрослый должен связывать логически действие, которое совершает ребенок и последствия этого действия - результат. Вожатый должен предоставлять ребенку выбор. Последствия могут быть неприятными для ребенка (детей), но они всегда должны быть безопасны для ребенка и окружающих. Выбор, который вы предоставляете ребенку, должен быть понятным ему. Говорить о последствиях и выборе ребенка стоит спокойным голосом, без гнева и фрустрации. |
| + | |
| + | Последствия должны быть одобрены обоими вожатыми детского отряда. Вполне вероятно, что на первом этапе все не будет проходить гладко, но со временем этот метод даст результаты. |
| + | |
| | | |
| | | |
| [[Category:Статьи]] | | [[Category:Статьи]] |