Особенности общения подростков

Материал из Летний лагеря
Версия от 17:28, 3 января 2021; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Uq6WvNyOXRo.jpg

Подросток: "Я несу добро. Но не все это понимают. Вообще, со стороны это выглядит как немотивированная агрессия."


Подростковое «Я» еще неопределенно и pacплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, к попытке осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Ориентация подростка одновременно на несколько значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его реакцию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Преувеличение своей уникальности часто рождает застенчивость, страх показаться смешными, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения. Сознание собственной исключительности вызывает характерные для подросткового возраста чувства одиночества или страха одиночества.

Стремление жить по своим идеалам, выработка своих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавая конфликтные ситуации. Еще больше установки подростка, его личные особенности проявляются при конфликтном общении. Успешное общение подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении.

Часто подростки не умеют давать обратную связь - наблюдение за поведением подростков иногда создает впечатление, что их несет неведомая сила, при этом сами они не осознают мотивов своего поведения, того, что ими руководит в данный момент. Подростки не осознают различных частей своего «Я», которые определяют их поведение.

Огромно значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками - Отношения с ними находятся в центре внимания подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подросткового возраста часто характерным является отчуждение от взрослых и, как отмечалось выше, - усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с себе подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным.

В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своим действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для подростка делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.


На основе взаимопривлекательности, психической совместимости или общих интересов у подростков возникают другие отношения. В дружбе формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга. Отрочество также пора первой любви и сексуальных влечений.

Процесс самопознания и формирования широкого круга умений и навыков межличностного взаимодействия настолько захватывает подростков, что у них может наблюдаться резкое падение интереса к иной их деятельности. Для многих из них в течение нескольких лет ведущей деятельностью становится именно общение.

Необходимо обратить особое внимание на невербальный компонент общения, который является эмоционально значимым фактором в жизни подростков. Они начинают подолгу изучать себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические средства. Эта потребность в самопознании ярко выражается в исследовании проявления своих телесных возможностей, своего физического «Я». Несомненно, для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. Молодые люди вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой сфере. Неречевые средства общения отличаются наличием сугубо индивидуальных выражений, что затрудняет их прочтение. Кроме этого, отсутствие необходимого опыта, навыков невербальной коммуникации осложняют как понимание себя, так и понимание других людей по невербальным сообщениям, эмоциональной и двигательной экспрессии, что ограничивает развитие опыта межличностного взаимодействия, взаимопонимания, а также презентацию своего физического «Я».

Невербальная коммуникация - это не что иное, как язык тела, который посредством телесных сигналов и выражений дает информацию о личности. Отношение человека к жизни или его личный стиль отражается в том, как он держит себя, в его осанке, в том, как он двигается.

Есть такое мнение, что язык имеет свои корни в проприоцептивных ощущениях, так как основой всего языка является телесный язык. Это предположение обосновано на том, что общение в первую очередь является попыткой поделиться чувствами, которые, в свою очередь, являются телесным ответом на ситуацию и события. Эмоции тоже являются телесными проявлениями; они — это движения или жесты внутри тела, обобщенным результатом которых является некое внешнее действие.

Дети лучше осознают язык тела, чем более взрослые люди, которых в течение жизни долгие годы учили обращать внимание на слова и игнорировать выражение тела. Чтение языка тела требует, чтобы человек находился в контексте со своим собственным телом и чувствовал то, что оно выражает, благодаря чему формируется представление о самом себе, о своем физическом «Я». Практически это означает, что если человек может понять и почувствовать, что выражает его тело, то он может понять значение или выражение тела другого человека.

Чтение по выражению тела часто затрудняется отсутствием необходимого опыта, навыков невербальной коммуникации, что, в свою очередь, осложняет понимание себя и понимание других людей по невербальным сообщениям, эмоциональной и двигательной экспрессии, ограничивает развитие опыта межличностного взаимодействия, взаимопонимания, а также презентацию своего физического «Я».

Photo 339m.jpg

Свободное самовыражение в контактах предполагает способность хорошо осознавать то, что ты чувствуешь сам. Часто подростки не задумываются над своим поведением, их как будто что-то подхватывает и несет. Особенно часто это происходит в состоянии гнева. Гнев, который накатывает волной, является следствием подавленных ранее отрицательных эмоций, результатом неосознаваемой детской обиды. Эта проблема требует обязательной психологической проработки, если подросток хочет обрести уверенность и спонтанность в общении.

Очень важно в работе с подростками сконцентрироваться на выработке чувства легкости, спонтанности, уверенного спокойствия в контактах» — того, что некоторые психотерапевты называют свободным самочувствием!". Противоположностью «свободному самочувствию является постоянная внутренняя напряженность, сдерживание своих эмоций, зажатость, ожидание неприятностей.

Свободное самочувствие предполагает заботу о своем психологическом благополучии, умение адекватно отреагировать на слова и действия сверстника» сказать, какие чувства и ощущения вызывают у вас его поступки, донести до партнера сообщение о ваших чувствах, дать ему шанс проникнуться вашими переживаниями.

Чтобы предвидеть, как склонен поступить другой человек, требуется как бы проникнуть «в его душу», почувствовать его переживания, то, как он видит ситуацию и свое место в ней. Другими словами, предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его роли.

Проблема уверенного поведения важна для подростков, т. к. «ложится» на ведущую потребность подросткового возраста — потребность в общении со сверстниками. Очевидно, что молодой человек, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагирует при задевающем и провоцирующем общении умеет располагать к себе людей, способен оказывать другим поддержку и слаженно работать в команде.

В связи с вышеизложенным становится абсолютно ясно, что необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, основанным на невербальных средствах общения, как способов познания себя и познания других людей. Это необходимо также для развития самого себя, развития межличностной чувствительности, как условий для полноценного продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии.


Вожатому об особенностях подросткового возраста:

  1. У подростка возникает «чувство взрослости», однако желание быть взрослым есть, а возможностей (социально-психологических) не хватает. Чтобы оказаться «наравне» со взрослым, подросток либо сам стремится подняться до его уровня (берет ответственность, демонстрирует серьезное поведение), либо «опускает» взрослых до своего уровня (провоцирует взрослых, отрицает правила и нормы).
  2. Происходит развитие самосознания (подросток стремится сформировать мировоззрение, определиться с ценностями, определить содержание Образа Я). Подростков интересуют вопросы: кто я, какой я, как меня воспринимают сверстники. Возраст философствования. При формировании Образа Я подросток учитывает особенности своего тела, своих отношений и много переживает по этому поводу: самооценка не стабильна, часто возникает дисморфофобия (недовольство собой, в плане конкретных частей тела: «не такие уши», «нос картошкой» и т.п., а также страх перед соответствующей оценкой окружающих). Если с родителями или вожатыми в лагере складываются хорошие взаимоотношения, то они частично помогают в процессе самоопределения. Но важную роль также играют сверстники. Подростки, общаясь много и поверхностно, решают важные задачи: они наблюдают самые разнообразные типажи, сравнивают их с собой и таким образом «определяют себя». Также на разных аренах общения они могут попробовать разные модели поведения, и этот опыт позволит им выбрать те, которые сработали, и отсечь те, которые были для него не актуальны или потерпели фиаско.
  3. Ведущая деятельность – межличностное общение со сверстниками. Если социально психологическая задача младшего школьника – это добиться почета и уважения (оценка и любовь) взрослых, то задача подростка – добиться того же, но со стороны сверстников. Общение - один из важнейших факторов формирования личности подростка. Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
    • идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
    • событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь в отряде, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
    • эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
    • предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).
  4. Прорыв латентной стадии психосексуального развития – возраст «бури и натиска», гормональные изменения. Поэтому характер подростка не стабилен, обостряются те или иные его черты – акцентуации.

Вывод: взрослый (вожатый) должен стать полноценным источником информации о «взрослом мире», о жизни; необходимо создать условия для того, чтобы подросток смог лучше себя узнать, стороны своей личности.