Основы вожатской этики: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 205: Строка 205:
  
  
 +
'''Педагогическая этика'''
 +
 +
Все педагоги, в силу личного опыта, имеют разные мнения на одни и те же ситуации, собственные методы работы с детьми, по-иному ставят авторитет. Но существуют вещи, которые педагог или вожатый ни в коем случае не должен совершать. Так называемые — педагогические «нет».
 +
*Не жалуйся детям на работу. «Вот я — молодец! Всю ночь для вас игру придумываю, потом рано встаю, работаю, а вы, неблагодарные, плохо себя ведёте!»
 +
*Твой внешний вид. Никакой откровенной одежды, рваной,и тем более грязной!
 +
*Дешёвый авторитет. Не показывайте детям, что вы старше их и вам можно больше.
 +
*Негатив и сплетни. Никаких сплетен! Зачем это вам? Если они появляются от детей, сразу же выясните от кого и примите меры. Также сюда можно отнести обсуждение вами других детей с детьми в плохом свете, их родителей.
 +
*Ругань с напарником. И такое бывает, но делать этого при детях не стоит. Бывают ситуации, когда детям абсолютно не нравится какой-то их вожатый и они начинают говорить об этом со вторым. Каким бы он ни был — защищайте его, при этом запомните о чем говорили дети, и тогда уже разговаривайте с напарником. Это также касается других сотрудников лагеря.
 +
*Ко всему этому можно подвести итог: вы — пример для своих детей! Если вы хотите от них чего-то добиться — начните с себя.
 +
*Любимые дети. Любимчикам говорите — нет. Лучше сделайте так, чтобы все дети в вашем отряде получали достаточно внимания и заботы.
 +
*Раздражитель. Попадаются дети, раздражающие вожатых, но это не повод его не поддерживать, не взаимодействовать с ним или не защищать его.
 +
*Детские идеи. Ребёнок придумал сценку, но вам она откровенно не нравится и не подходит к теме мероприятия. Не говорите ему об этом! Придумайте куда эти идеи можно применить. Если не на этот концерт, так на другой. Не губите детские фантазии.
 +
*Косяки. Понятно, что если накосячил весь отряд, то вы ругаете весь отряд, но если какая-то ситуация касается одного ребёнка, не выносите это на общем отрядном сборе.
 +
*Вы со своим отрядом целых 21 день, а возможно и больше. Теперь они по настоящему «ваши» дети. Что бы ни случилось, вы на их стороне.
 +
*«А у вас есть вторая половинка? Расскажите!». Точно с таким столкнётесь. Никакой личной жизни при детях и ее обсуждения.
 +
*«Я хочу стать полицейским! А я художником». Старайтесь не навязывать детям своё личное мнение к дальнейшему выбору: профессия, религия, музыка и т.д. Оно у них обязательно появится.
 +
*«А можно на ты?». Нет, нет, еще раз нет. Имя и отчество. Можно отнести к дешёвому авторитету.
 +
*Не стоит забывать о границах. Как бы вы ни были близки и дружны: вы — вожатый,они-ваши дети.
 +
 +
Да, теперь вы умные, важные, серьезные педагоги!
  
  
  
 
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]

Версия от 19:54, 29 апреля 2020

25598875mGlm.jpg

«Кто-то рождается человеком, а кто-то идет к этому в течении жизни»

© Живая сталь


Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности. Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях любого возраста даже самая идеальная форма критики вожатого или директора лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.


Умей общаться, Вожатый!

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
  2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
  4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
  5. Владение чувством юмора.
  6. Владение словом.


При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

  1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.
  2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.
  3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.
  4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.
  5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.


Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

  • как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
  • у кого спросить совета;
  • кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.


Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

  • будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;
  • развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;
  • умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);
  • учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;
  • следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.


Взаимоотношения с коллегами.

В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

  1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.
  2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.
  3. Установите общие точки зрения.
  4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.
  5. Найдите общие точки зрения.


Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.

Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.


Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.


Как произвести первое впечатление!

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

  1. Ваш внешний вид.
  2. Выражение вашего лица.
  3. Ваши запахи.
  4. Тембр вашего голоса.
  5. Ваша жестикуляция.


Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.

Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Записная книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».

Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.


Вожатская этика:

  1. Не давайте детям посторонней личной информации о других членах педагогического отряда;
  2. Не нарушайте единство педагогических требований;
  3. Не роняйте авторитет вожатых других отрядов и членов административной группы перед детьми;
  4. Не устраивайте соревновательных процессов с напарником и другими членами педагогического отряда (кого больше любят дети).


«Непричесанные мысли»

  1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.
  2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.
  3. Знай: скучная жизнь детей бывает только в скучного взрослого.
  4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.
  5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.
  6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.
  7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.
  8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.
  9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.
  10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.
  11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.
  12. Люби всех детей, а больше всего - самых неприятных для тебя.
  13. Справедливость - главная дорога взрослого.
  14. Критикуй детей не с удовольствием, а с болью.
  15. Талантливый взрослый всегда ищет, а следовательно - не может не ошибаться.
  16. Не сердись долго на ребенка - это не профессионально.


Что следует помнить о нормах поведения c детьми:

  • Дети Вам ничего не должны.… А Вы им обязаны на основании Вашего заявления о приеме на работу и добровольном возложении на себя обязанностей.
  • Вы приехали в лагерь, чтобы обеспечить детям приятный и полезный отдых, а не дети, чтобы обеспечить Вас местом работы.
  • Ничего не требуйте категорично - убеждайте в разумности, рациональности, необходимости. Требуйте мягко, но жестко.
  • Главное в любом деле - обеспечить сохранность жизни и здоровья детей, а потом уже творческая и личностная реализация.
  • Не перекладывай ответственность за детей и работу на других. Это неудачный и бесчестный ход. Непризнание меры ответственности, на самом деле не снимает ее.
  • Постарайся все решать по-доброму, спокойно, без угроз (тем более, если Вы их не сможете осуществить). Вначале используй внутренние ресурсы, а уж потом переходи к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно набирая «обороты» до получения нужного результата.
  • Не забывай о том, что Вы сейчас для детей значите очень много…Ты - мама , папа, брат, сестра, священник, друг, помощник, учитель, советчик, судья…
  • Правильно почувствовать, понять чего от Вас ожидают, соответственно отреагировать - залог успеха в общении и работе.
  • Пользуйся историческим опытом общения и работы с детьми. Активно используй свой позитивный опыт и личное обаяние.
  • Не повторяй ни своих, ни чужих ошибок, и других предостерегай.
  • Не бойся признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит твой авторитет, а совсем не наоборот.
  • Больше разговаривай с детьми, размышляй об услышанном, анализируй, умей хранить секреты, не торопись давать оценки и советы.
  • Трепетно относись к моменту доверия - это многого стоит.
  • Показывай на личном примере модель правильного поведения и общения.
  • Используй в общении с детьми юмор (не путать с сатирой и сарказмом).
  • Ты можешь, в случае необходимости, попросить о помощи более опытных педагогов, людей, которым ты доверяешь, или воспользоваться их советом. Но при этом помни: если ситуацию выпало решать тебе - значит этот опыт нужен тебе.
  • Не позволяй ни кому в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка. В этом вопросе нет «авторитетов».
  • «Дешевый» авторитет – плохой помощник в построении настоящих отношений. Не заигрывай с детьми. Они всегда отличают настоящее от фальшивого.
  • Все матерные, жаргонные, сленговые, оскорбительные слова- не для общения с детьми. Дети могут подумать, что их использование- это хорошо или нормально.
  • Никогда не выясняй отношений на глазах у детей.
  • Избегай задавать бестактные вопросы. Ты рискуешь получить соответствующий ответ , а других поставить в неудобное положение.
  • Мальчики и девочки не одно и то же! Они похожи только кое в чем. Поэтому строить отношения с ними нужно по-разному, использовать разные методы и приемы.
  • Нет «хороших « и «плохих» людей. Просто все мы «разные». Умей принять и по достоинству оценить эти разности.
  • Время изменяет все, в том числе нас, наши представления, идеалы, планы, педагогические подходы, детей, с их проблемами и запросами.… Поэтому чутко прислушивайся к происходящему, мудро и адекватно реагируй на происходящие процессы.
  • Дети в большинстве своем не ленивы. Их отказ от участия в жизни и работе лагеря - это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным, осмеянным. Найдете причину - измените следствие.
  • Переделывать детей по своему образу и подобию не следует. Твоя задача в другом - помочь стать ему самим собой.
  • Чаще вспоминай себя в возрасте твоих ребят. Ты всегда соответствовал предъявляемым требованиям?
  • Согласовывай обещания не с желаниями, а со здравым смыслом и своими возможностями.
  • Будь интересным, покоряй детей удивляй, поражай (но не наповал, особенно шокирующим внешним видом ).


Ценности

Правила по которым работает весь коллектив лагеря:

  1. "Тусовка вытекает из работы, а не работа из тусовки". Мы здесь чтобы работать и делать свою работу хорошо.
  2. "От детей". Мы стараемся слушать и слышать маленьких людей их чаще называют детьми. То, что мы делаем, продуктивно исключительно их потребностями и интересами, а не нашими прихотями и желаниями.
  3. "Нет Богов". В штабе нет "богов" повелителей "мух" . Есть люди готовые слушать понимать и работать вместе с вами.
  4. "Принцип диких обезьян". Каждый вожатый имеет право быть таким, какой он есть. Мы не делаем из вожатых - аниматоров или романтичных исполнителей песен у костра. Каждый вправе самостоятельно выбрать свою роль и место в пространстве.
Помните, что дети — те же взрослые, только прав у них меньше. О них можно либо заботиться, либо быть с ними на равных.
Вставайте до восхода солнца. Если ты встречаешь солнце — многое успеешь сделать, если солнце встречает тебя — многое останется несделанным.
Не зацикливайтесь на результате, любите сам процесс общения с детьми, давайте им больше свободы.
Не ждите благодарности от детей. Даже если она будет, пусть станет приятным сюрпризом.
Улыбайтесь.


Педагогическая этика

Все педагоги, в силу личного опыта, имеют разные мнения на одни и те же ситуации, собственные методы работы с детьми, по-иному ставят авторитет. Но существуют вещи, которые педагог или вожатый ни в коем случае не должен совершать. Так называемые — педагогические «нет».

  • Не жалуйся детям на работу. «Вот я — молодец! Всю ночь для вас игру придумываю, потом рано встаю, работаю, а вы, неблагодарные, плохо себя ведёте!»
  • Твой внешний вид. Никакой откровенной одежды, рваной,и тем более грязной!
  • Дешёвый авторитет. Не показывайте детям, что вы старше их и вам можно больше.
  • Негатив и сплетни. Никаких сплетен! Зачем это вам? Если они появляются от детей, сразу же выясните от кого и примите меры. Также сюда можно отнести обсуждение вами других детей с детьми в плохом свете, их родителей.
  • Ругань с напарником. И такое бывает, но делать этого при детях не стоит. Бывают ситуации, когда детям абсолютно не нравится какой-то их вожатый и они начинают говорить об этом со вторым. Каким бы он ни был — защищайте его, при этом запомните о чем говорили дети, и тогда уже разговаривайте с напарником. Это также касается других сотрудников лагеря.
  • Ко всему этому можно подвести итог: вы — пример для своих детей! Если вы хотите от них чего-то добиться — начните с себя.
  • Любимые дети. Любимчикам говорите — нет. Лучше сделайте так, чтобы все дети в вашем отряде получали достаточно внимания и заботы.
  • Раздражитель. Попадаются дети, раздражающие вожатых, но это не повод его не поддерживать, не взаимодействовать с ним или не защищать его.
  • Детские идеи. Ребёнок придумал сценку, но вам она откровенно не нравится и не подходит к теме мероприятия. Не говорите ему об этом! Придумайте куда эти идеи можно применить. Если не на этот концерт, так на другой. Не губите детские фантазии.
  • Косяки. Понятно, что если накосячил весь отряд, то вы ругаете весь отряд, но если какая-то ситуация касается одного ребёнка, не выносите это на общем отрядном сборе.
  • Вы со своим отрядом целых 21 день, а возможно и больше. Теперь они по настоящему «ваши» дети. Что бы ни случилось, вы на их стороне.
  • «А у вас есть вторая половинка? Расскажите!». Точно с таким столкнётесь. Никакой личной жизни при детях и ее обсуждения.
  • «Я хочу стать полицейским! А я художником». Старайтесь не навязывать детям своё личное мнение к дальнейшему выбору: профессия, религия, музыка и т.д. Оно у них обязательно появится.
  • «А можно на ты?». Нет, нет, еще раз нет. Имя и отчество. Можно отнести к дешёвому авторитету.
  • Не стоит забывать о границах. Как бы вы ни были близки и дружны: вы — вожатый,они-ваши дети.

Да, теперь вы умные, важные, серьезные педагоги!