Основные подходы к работе с детьми разного возраста

1319719089186 m1m.jpg

Организация жизнедеятельности детей — участников смены — предполагает знание интересов и возможностей ребят и включение их в соответствующую предметно-практическую и социальную деятельность. В социально-воспитательной практике особое значение приобретает «персональный подход»: учет в работе не только сегодняшнего состояния воспитанников, но также его «вчера» и возможного «завтра». Информация, источником которой являются друзья, родители да и сам ребенок, помогает более точно определить мотивацию, выяснить причины, приведшие к тому или иному результату в жизни участника смены в лагере и вне его.

7-8 лет

Энерджайзеры, но быстро утомляются. Частая смена деятельности через 20-30 минут. Подвижные игры сменяют спокойные. Тишина сменяется шумом. Прогулки и качели – песнями, подготовку к мероприятиям коллективным валяние или расслаблением, зарядкой. Любят тайны. Все делать через игру- уборку, поход в столовую, умывание, зарядку и т.д. Чаще позиция вместе и только когда надо строго - Над.

9-10 лет

Энерждайзеры, утомляются не скоро. Любят КТД, ответственное задание, нагружать почаще разными мероприятиями. Чередовать творческие развлечения, интеллектуальными викторинами, спортивными играми, конкурсами, подвижными играми. Очень любят ритуалы ( спокойной ночи, огонек и т.д.) Хорошо работает ассоциация при подготовке мероприятий можно её использовать. Беседы. Для них сообщение о плохом поведении директору или родителям, очень большое наказание. Позиция вместе.

11-12 лет

Коллективисты, прислушиваются к мнению коллектива. Вожатому надо быть старшим другом и не допускать панибратства. Легки на подъем. Подражание вожатому и старшим. Стремление к сплочению. Нравится отличаться от других. Сложность во взаимоотношении полов. Нельзя выделять любимчиков. Строго обозначить все правила вначале смены. Любят конкурсы, соревнования- Лучший из лучших. Девица краса. Богатыри и т.д., конкурс причесок. Творческие и ролевые игры- Крокодил, сантики – фантики, ток шоу, что? Где? Когда? Умники и умницы. Веселый автомобиль. Вожатый должен быть примером во всем. Мигалки, Любовь с первого взгляда, Тайный друг. В этом возрасте любовь самая нежная и чистая. Не спугните её грубым словом.


Для младших школьников — участников смен (7-10 лет) — характерны следующие особенности поведения:

  • жизнерадостность и высокий уровень активности, стремление к практической деятельности и постоянная готовность участвовать в любом предложенном деле;
  • общительность, контактность, эмоциональная насыщенность деятельности;
  • любознательность, целеустремленность, настойчивость;
  • преувеличенное представление о своих возможностях, быстрая смена интересов;
  • тяга к коллективной деятельности, к приключениям, к состязаниям;
  • стремление получить время на самостоятельные занятия и т.д.

В этом возрасте основу педагогической деятельности составляет игра: подвижная, интеллектуальная, сюжетно-ролевая, спортивная и т.д. И чем больше различных игр в арсенале вожатого, тем эффективней будет осуществляться реализация программы смены. От взрослого младший школьник ожидает прежде всего исполнения двух ролей — «судьи» и «защитника».


В младшем подростковом возрасте (условно определяем этот период рамками 10-12 лет) на первый план выходят такие черты поведения, как:

  • актуализация потребностей в самопознании, самоутверждении, определении своего места в среде сверстников;
  • сохранение стремления к большой мускульной активности;
  • усиление тенденции к самостоятельности и независимости;
  • возрастание чувствительности к критике; и агрессивность;
  • начало «противостояния» полов, мальчики и девочки соперничают друг с другом;
  • сохранение неустойчивости интересов, которые быстро меняются и т.д.

В этом возрасте ярко проявляется групповая идентификация, что нельзя не учитывать в жизнедеятельности лагеря («Наш отряд лучше, чем ваш!»). От взрослого младший подросток ожидает умения удивить, организации интересной деятельности, справедливости и уважения своего стремления к самостоятельности.


Подростков старшей группы (12-14 лет) характеризует:

  • склонность к групповому поведению, к подчинению своих интересов мнению команды;
  • антагонизм между мальчиками и девочками и в то же время влюбчивость;
  • сохранение стремления к самостоятельности, подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает;
  • сопротивляемость критике, внутреннее беспокойство, конфликтность;
  • мечтательность, создание «кумиров» и т.д.

В этом возрасте особенно заметной становится разница в темпах психофизического развития девочек и мальчиков.

Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убеждая в правильности своих действий. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах и поступках педагогов и родителей и болезненно относятся к даже незначительному расхождению между тем, что взрослые утверждают, и тем, как они сами поступают. Игра отходит на второй план, на первое место выходит общение, познавательная деятельность.

Ожидания от взрослых: позиция «советчика» и «организатора». Интересным представляется то, что в этом возрасте подростки начинают оценивать взрослых с точки зрения эталонов мужественности и женственности.


Следующая возрастная ступенька — юность. Правда, по официальным меркам, «ребенку» старше 14 лет в лагере находиться не типично. Но, как правило, на практике на лагерных сменах (чаще профильных) участвуют и пятнадцатилетние, и шестнадцатилетние «дети преклонного возраста».

Юность отличают:

  • всепоглощающее стремление к общению;
  • максимализм;
  • открытие и познание мира своих переживаний, поиск своего, взрослого поведения, укрепление представлений о себе как о мужчине или женщине;
  • прямолинейность и порой бескомпромиссность;
  • притягательность экстремальной деятельности, требующей повышенных физических, психических усилий и т.д.

А что же юноши и девушки ожидают от вожатого в лагере? Прежде всего, как и подростки, понимания. Наиболее притягательные роли взрослого — «консультант», «координатор». Иногда вожатый превращается в наставника - гуру, персонифицированный эталон поведения для юноши или девушки.


С разным возрастом есть свои плюсы работы. Работая, с детьми до 13 лет Вы можете быть уверенны, что Вы будете спокойно спать ночью, а днем Вам придется все время с ними общаться о сказочных героях, о приключениях. Работая со старшими детьми у них на первое место выходят формы интересного времяпровождения, наполненные свободой и радостью освобождения от родителей. Работая с уже устоявшимся танцевальным или хоровым коллективом – Вы обретаете возможность научиться их занятиям, а так же поприсутствовать на репетициях. В работе с такими детьми важно стать их новым другом, и помощником для руководителей.

В процессе взросления выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Возраст детей, соответствует двум возрастным периодам – младшему школьному и подростковому.

Младший школьный возраст (7-11 лет) – этот возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослых снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Он начинает ходить в школу, где приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Это период рождения социального «Я».

В этот период появляется особое чувство переживания. Ребенок начинает по-другому смотреть на свои успехи и неудачи. В этот период в ребенке, посредством протекания мыслительных процессов, формируется устойчивый аффективный комплекс - чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия, или чувство социальной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

Благодаря обобщению переживаний появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Появляется смысловая основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из этого периода и вступает в новый возраст.

Подростковый возраст – период развития детей от 11 до 15 лет – трудный период психического развития; он труден для самого подростка; труден и при работе с ним. Переход детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению ко взрослым. Стремление жить по своим идеалам, выработке своих образцов поведения может приводить столкновение подростков и их родителей. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

С другой стороны, этот возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается естественное отношение к себе, к другим людям. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе, как к члену общества. В подростковом возрасте личность стремится выйти из под опеки, стать свободным, самостоятельным, социально зрелым. Подросток стремится найти свое место в жизни.

Подростковый возраст – это возраст интенсивного формирования понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми они начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей социальной среды. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются их нравственные идеалы. Они являются достаточно глубокими, содержательными и действенными для того, чтобы играть роль своеобразного «морального эталона», на который можно равнять свое поведение.


Проблемы детей разных возрастов


Проблемы детей младшего возраста ( 5-8 лет)

Возможные проблемы Варианты их решения
Тоска по дому Предложить интересные дела, переключить внимание
Задают множество вопросов Внимательно выслушивать и терпеливо отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстро утомляются Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, труде
Не имеют навыков самообслу-живания (не умеют застелить постель, теряют вещи и т. д.) Терпеливо приучать к порядку
Не уверены в себе Дать нагрузку с учетом их возможностей и состояния здоровья, создать ситуацию успеха
Готовы пробовать все на вкус Рассказать о ядовитых ягодах и растениях в виде сказки
Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание С мена видов деятельности через каждые 20 – 30 минут.
Слезы и страх в темноте Не оставлять ребенка одного в темноте, оставлять на ночь свет в холле или в коридоре.
Копируют негативные привычки, манеры, лексикон взрослых Никогда не подавать им дурного примера, например, не выражаться в присутствии детей, не кричать.
Излишне впечатлительны Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму Создавать безопасные условия в игре, обозначить опасные места, потренироваться по выходу из помещения.


Проблемы детей среднего возраста (9-11 лет)

Возможные проблемы Варианты их решения
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям.
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов. Бодрствование после отбоя, мазание пастой, походы в соседние комнаты и отряды. Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов, например, нарколога. Найти, вместе с детьми, интересные для них занятия, например, походы в горы, спортивные игры, посещение тренажерного зала. Приучать к выполнению режима дня: усилить контроль, попросить ночных вожатых обратить повышенное внимание на ваш отряд или оставаться в оргпериод по очереди с напарником ночевать в секции.
Замкнутость, чувство покинутости. Обостренное переживание своих недостатков Стремится переключать внимание детей с их внутренних переживаний на жизнь вокруг, например, давать поручения, связанные с необходимостью общения. Помочь девочке сделать хороший макияж, грамотно подобрать одежду.
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Появление тайн, озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохранять их. Организовывать игры с элементами романтики, тайны.


Проблемы подростков.

Возможные проблемы Варианты их решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование хорошего и плохого настроения, уход в «себя» Завоевать авторитет подростка, разговаривать с детьми, обсуждая темы, которые их интересуют, интересоваться настроением.
Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, обсуждать действия и их последствия, стать приятным собеседником.
Недовольство внешностью. В беседе разъяснять подростку, что все люди меняются, у всех разная внешность, но все-таки – главное, что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешности, показать, как сделать макияж, помочь подобрать одежду, прическу.


Mal108m.jpg

Подвижные игры с детьми разного возраста

Двигательная активность помогает формированию здорового образа жизни и укрепляет здоровье человека вне зависимости от его возраста. Активные игры дают возможность не только получить пользу для здоровья, но и развлекают. Они развивают так же навыки коммуникации, стимулируют активность мышления, снимают психологические барьеры. Игры могут носить так же познавательный характер.

Игры используют для того, чтобы занять время, сплотить коллектив, развлечься и отдохнуть в перерыве между серьезным делом, закрепить приобретенные навыки или ввести новые знания, снять психологический барьер при знакомстве и т.д.

Игры можно проводить практически с любой аудиторией. На любое количество человек и возраст можно подобрать подходящую игру. Существуют некоторые особенности выбора игр в соответствии с возрастом участников. О них мы и поговорим в этой статье.


Игры с шести лет. Примерно с этого возраста дети активно интересуются окружающим миром. Они способны критически и упорядоченно мыслить. Прекрасно подойдут активные игры на улице. Предпочтительней игры на развитие реакции, развивающие выносливость и силу, а также игры на развитие мышления. В этом возрасте хорошо играть в игры для трех, четырех, пяти и более игроков.


Игры с одиннадцати лет. В этом возрасте у детей начинает формироваться интерес к противоположному полу, пока еще неосознанный. Важно помочь детям с уважением относиться друг к другу, приемлемыми способами выражать чувства по отношению к противоположному полу. Замечательно подойдут игры на развитие навыков общения и игры для групп.


Игры для подростков. Начинается бурное половое созревание, девочки превращаются в девушек, а мальчики в юношей. В этом возрасте сильно романтическое отношение к противоположному полу. Чтобы помочь преодолеть застенчивость и страхи перед противоположным полом, можно воспользоваться играми. Подойдут практически все игры на развитие навыков общения и раскрепощенности, а также игры для больших групп. Игры могут требовать хорошей физической формы, высокого умственного развития, могут иметь сексуальный подтекст. Во взрослой компании подойдут игры на развитие навыков общения и раскрепощенности.


Хорошо, чтобы игра оказалась увлекательной для участников, не была слишком легкой (это может оказаться скучным), помогала коллективу сплотиться, а участникам заметить друг в друге новые привлекательные стороны.