Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:0_2236c_f6f02e6e_Lm.jpg‎ |right]]
Основной период смены

'''Цель''' - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Основной период смены подразделяется на учебный блок, лидер-фол и закрепляющий блок.

* '''Задачи учебного блока''' - развитие соуправления и структуры ВДК (через ОАД, работу микрогрупп, УИСО, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность, систему удачек). Создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел)
* '''Задача лидер-фола''' - передача управления отрядом и лагерем от вожатого к детям (прим. - день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).
прим. Естественно имеется ввиду соуправление (совместное управление) и для старших отрядов.
* '''Задачи закрепляющего блока''' - создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (прим. - творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии по отрядному месту. Принимают гостей разные группы отряда. Можно принимать сразу несколько отрядов или по возрастам. Критерий успешности - инициатива ребят. Объединения по интересам (кружки).

'''Общие задачи''':
* формирование временного коллектива, его укрепление;
* поддержание благоприятного психологического климата в отряде;
* выполнение программы, досуг, оздоровление ребят;
* возможно введение дополнительной составляющей (обучение, творчество, труд…);
* создание условий для индивидуального развития;
* возможность выбора самовыражения личности;
* рефлексия и мониторинг.



'''Для вожатого важно'''
* Мотивация детей на активное участие в смене.
* Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
* Сплоченный отряд.
* Не переутомлять детей.
* Обсуждение проведенных дел с детьми.
* Анализ прожитого дня.
* Заложить основы соуправления.
* Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
* Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм.
* Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;
* Создание условий для проявления активности ребенка;
* Моделирование ситуации успеха.

'''Для ребенка важно'''
* Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
* Бодро пересечь 'экватор смены'.
* Участие в межотрядных и дружинных делах.
* Реализация собственных идей.
* Самореализоваться как личность.
* Чему-то научиться.
* Отдых и оздоровление
* Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
* Проявление своей самостоятельности.
* Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
* Возможность проявить себя лидером

'''Возможные отрядные дела основного периода'''
* Участие в дружинных (общелагерных) делах.
* Дела детских творческих групп.
* Спортивные игры.
* Межотрядные игры.
* Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение‘ и др.).
* Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
* Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
* Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
* Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
* Творческое дежурство.
* Костры, огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
* Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Юмора, День Самоуправления, День Любви и др.).
* и другое ...

'''советы по проведению основной части смены'''

Задачи:
# Моделирование ситуации успеха.
# Предоставление свободы выбора.
# Создание положительного эмоционального настроя.
# Создание условий для активности ребенка.
# Поддержание положительного эмоционального настроя.
# Организация взаимодействия.
# Поддержание групповых норм.

Предлагаемые формы работы:
# Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.
# Совместное планирование, проведение дел.
# Организация равноправного диалога с детьми.
# Совместное обсуждение возникающих проблем.

Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:
* ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .
* привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
* погружение - включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).
* закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
* передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)


Период сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.

Для этого необходимы:
* Забота друг о друге.
* Реализация ребенка через общественные отношения.
* Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
* Налаживаются основы соуправления.
* Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
* Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
* Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:
* Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
* Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
* Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
* Способствовать успеху деятельности.

Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.

Для этого необходимо:
* Укрепить единство в отряде.
* Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.
* Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, подчеркивающей единство отряда.



'''Основной период''' - это '''выполнение поставленных перед сменой задач''':
* формирование временного коллектива;
* психологический климат в отряде;
* выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.


''Период делового сотрудничества'' - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.

'''Задачи делового сотрудничества''':
* Включение ребенка в различные виды деятельности
* Обеспечение реализации программы смены
* Предоставление возможности для творческой и лидерской самореализации
* Помощь в решении личных проблем
* Организация совместной деятельности.
* Создание для разностороннего проявления личности.
* Получение социального опыта, обогащение новыми знаниями, умениями и навыками


''Период скрытых внутренних конфликтов''. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы '''способствовать единству отряда''', необходимо:
* Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
* Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
* Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
* Способствовать успеху деятельности.


'''Период морально-волевого напряжения'''. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.


''Период творческого союза''. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.


''Отрядные дела'' (примеры):
* Работа по творческим группам.
* Привлечение детей к различным видам деятельности.
* Стимулирование и мотивация.
* Участие в дружинных делах.
* Участие детей в Советах лагеря.
* Подготовка к дружинным делам.
* Дела детских творческих групп.
* Спортивные игры.
* Межотрядные игры.
* Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение', 'Яйца' и др.).
* Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
* Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
* Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
* Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
* Творческое дежурство.
* Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
* Тематические дни (День Тайного Друга, День Дурака, День Самоуправления, День Любви и др.).


''Аналитическая деятельность''.

Особое внимание в основной период необходимо уделить аналитической деятельности.

Что изучаем:
* Поведение
* Коммуникабельность
* Лидерские качества
* Эмоциональное состояние ( перед родительскими днями и после них)
* Состояние здоровья
* Микроклимат в коллективе
* Изучение референтных (комфортных) групп

Как изучаем:
* Свечки, Костры, Огоньки, Орлятский круг
* Личные дневнички
* Цветопись
* Наблюдения
* Тесты
* Анкеты
* Беседы
* Подведение итогов дня
* Анализ проведенного дела
* Живые анкеты
* Социометрия и т.д.
* ...



[[Image:Girls.jpg‎ |right]]
В деятельности лагеря особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Лишь недавно слово "игра" перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности.

Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.

Особый смысл в деятельности загородных центров приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы - их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда - это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.

Столь же важной для загородного центра является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.

Cюжетно-ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста.

Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

Как показывает практика, почти все дети с энтузиазмом принимают участие в сюжетно-ролевой игре. Она является, по существу, "школой эмоций", доступной для всех детей.
Для построения сюжетно-ролевой игры мы определили следующие принципы:
* Прежде, чем приступить к обучению детей стратегии решения проблем, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные умения.
* Новые понятия должны вводиться в контексте знакомого содержания.
* Содержание программы игры должно отражать межличностные, а не предметные отношения.
* В центре внимания должно быть овладение общепринятыми гуманистическими понятиями в межличностных отношениях.
* Следует формировать привычку искать решения, учитывая его потенциальные последствия, а не только абсолютные достоинства.
* Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.
Задачи, которые мы положили в основу сюжетно-ролевой игры, сформулированы так:
* научить детей анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей;
* научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми;
* развивать способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения следующими умениями:
*# выделять проблемы,
*# сформулировать альтернативные решения,
*# предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив (для всех участвующих лиц);
* прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.
Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в загородном центре, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.


Виды деятельности

# Интеллектуальная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
# Практическая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки.)
# Художественная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация.)
# Спортивно-оздоровительная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт, туризм.)
# Досуговая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.)

Обращаясь к теоретическому материалу, мы видим, что учет социально-психологических свойств детей в загородном центре, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу - необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных детских проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге.
Происходит это на основе грамотного объединения детей в досуговые общности, выделения групп, организующих свое досуговое поведение не похожее на то, что делается в других группах (отрядах, коллективах), но в то же время объединенных единой целью и направленностью на различную творческую деятельность.

Таким образом данная методика позволяет обратиться к непосредственно ребенку с тем, чтобы он правильно определил свое место в системе социальных отношений с окружающими.


[[Image:2738028999_4c2be4fbf0m.jpg‎ |right]]
Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
* '''''Поддерживание работы временного коллектива''''' - Итак, прошли первые дни смены. Планы скорректированы, созданы микрогруппы, смена “началась”. И целью вожатого становится поддержание работы отряда. Другими словами – вы “ведете” своих ребят по смене согласно Вашему плану, поддерживая по необходимости интерес отряда. Здесь главное – внимательны анализ Вашей работы. Что прошло хорошо, какие мероприятия наиболее интересны, чего не хватает, как ребята реагируют. Важно, также, получение “обратной связи” от ребят и своевременное корректирование работы.
* '''''Решение проблем''''' - Какой бы дружной и доброжелательной ни была обстановка в вашем отряде, проблемы будут возникать. Важнейшей задачей основного периода для Вас станет вовремя отслеживать возникающие проблемы и конфликты и решать их. Имеется в виду и межличностные отношения ребят в отряде, и групповые отношения, и личные проблемы ребенка, и проблемы бытовые и многое другое.
* '''''Ведение смены''''' - У каждой смены есть “идея”, некая общая направленность. Исходя из неё Вы ведете свою работу, поэтапно продвигаясь по плану смены. Не рекомендуется делать “резкие повороты”, кардинально менять идеи смены.




См. также...
* [[Первый этап основного периода или развитие отряда]]

[[Category:Лагерь от А до Я]]