Изменения

Нет описания правки
[[Image:Bmpl15m.jpg |right]]
Экскурсия является одним из самых распространенных способов знакомства ребят с лагерем, его природой, историей, культурой, людьми.

С помощью экскурсии педагоги могут решать многие воспитательные и образовательные задачи.

Экскурсии бывают разные: пешеходные и автобусные, по ближайшим окрестностям и дальние путешествия в разные города, с профессиональным экскурсоводом и без.


Виды экскурсии:
* ''Обзорные'' (понемногу обо всем) – дают первичную информацию о месте, где оказались участники, его географических и климатических особенностях, истории. В условиях детского лагеря важно, чтобы дети знали основные объекты, где им придется жить и работать, чтобы они могли свободно ориентироваться.
* ''Тематические'':
** ''историческая'' – ее маршрут может быть проложен по историческим вехам детского лагеря. В ходе экскурсии необходимо рассказать о самых интересных событиях, которые здесь происходили, о людях, которые оставили свой след в жизни лагеря.
** ''архитектурная'' – Архитектура – это застывшая музыка, и надо постараться, чтобы эта музыка была хорошо слышна и стала понятна детям.
** ''экскурсия в природу'' детского лагеря –В этой экскурсии уже не будет проложенных тропинок и дорог, ведь в разное время года можно показывать детям разные места – заповедные уголки, которые вы им подарите.
** ''морская'' - море, пожалуй, одно из притягательных мест в детском лагере. Многие из детей встречаются с ним впервые. Им можно любоваться в любую погоду, в любое время суток. Не менее интересна и жизнь моря – его обитатели, его история, тайны, которые хранят темные морские глубины.
** ''романтическая'' – эта экскурсия построена на легендах детского лагеря и может использоваться как сюрприз или подарок детям.
** ''экскурсия в отделы и службы лагеря'' – подготовить и провести такую экскурсию непросто, но это всегда праздник встречи с интересными и необыкновенными людьми.


Формы экскурсии:
* ''Игра на местности'': предложите ребятам поучаствовать в игре "Потерянная карта" или "Поиск сокровищ".
* ''Экскурсия – инсценировка'': если экскурсия разрабатывается совместно с детской творческой группой, то ребята готовят инсценировку каких-либо исторических событий или легенд, связанных с данным объектом.
* ''Экскурсия – сюрприз'': ее втайне готовят вожатые или детская творческая группа.
* ''Экскурсия – пленэр'': группа «художников» или «фотографов» подыскивает и зарисовывает красивые виды детского лагеря, после чего открывается выставка или презентуется альбом.
* ''Экскурсия – энциклопедия'': ребенку или группе детей раздаются карточки с изображением какого-либо объекта. Необходимо его найти, собрать о нем информацию, красочно оформить и представить отчет.
* ''Экскурсия – прогулка'': рекомендуется проводить ее с детьми, чтобы снять напряжение, настроить на положительные эмоции.
* ''Экскурсия – разведка'': детям предлагается выступить в роли тайных агентов, которые разведывают и зарисовывают объекты.
* ''Экологическая охота'': ребята «охотятся» на экологических «врагов», выявляют причины их проникновения, предлагают пути решения, например: очистка клумб от сорняков, уборка мусора на пляже, очистка склонов, борьба с лианами.
* ''Экскурсия – викторина'': в ходе экскурсии ребята выполняют творческие задания, отгадывают кроссворды, отвечают на вопросы, демонстрируя при этом свои знания, смекалку и сообразительность.
* ''Экскурсия – симпозиум'': дети - это группа ученых, которые доказывают свою точку зрения, основываясь на материале экскурсии.
* ''"Топографы"'' – ребята составляют карту с указанием определенных объектов ("МЧС–тропа" – зарисовка опасных мест детского лагеря, "По следам друидов" – зарисовка растений).
* ''Экскурсия – живая газета'': ее корреспондентами являются растения и животные, которые рассказывают детям свои истории, просят помощи, дают полезные советы.
* ''Экскурсия – «неболейка»'': рассказ о полезных и опасных растениях на территории детского лагеря, знакомство с секретами народной медицины.
* ''Видеоэкскурсия'' - экскурсия с использованием видеоматериалов об истории, архитектуре, природе детского лагеря.


Что надо сделать, чтобы экскурсия прошла интересно?

Прежде всего самим ''хорошо знать материал'', даты, имена людей, названия растений.

Во–вторых, ''определить мотивы и потребности детей, поставить задачу''. Нельзя объять необъятное - в одну экскурсию заложить все, что вы знаете. Определите, что наиболее полезно будет детям в этот момент, этот период.

В–третьих, ''выбрать подходящую форму проведения экскурсии'' в зависимости от поставленных задач, возраста детей, погодных условий.

В–четвертых, ''подготовить встречу'', т.е. заранее предупредить людей, которые трудятся на том или ином объекте, договориться о выступлениях, возможности пройти в те или иные помещения.

В–пятых, ''подготовить ребят к совершению Открытия''. Возьмут ли они с собой фотоаппараты, блокноты и ручки, будут ли заполнять карту, подготовят ли небольшие сувениры – зависит от вас.

В–шестых, необходимо помнить, что ''максимальная продолжительность экскурсии'' – не более 1,5 часа для младшего и среднего возраста, 2,5 часа для старшего возраста. Необходимы короткие остановки для отдыха, для переключения внимания. В это время можно поиграть в подвижные игры, разучить песню.


На что следует обратить внимание при организации экскурсии:
при выборе маршрута:
* соответствие задачам и содержанию экскурсии,
* знание мест проведения экскурсии,
* степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых объектов для посещения детьми, доступность их осмотру,
* рациональность последовательности посещаемых объектов.


При разработке содержания:
* содержательность,
* не перегруженная и не очень бедная насыщенность содержания фактами и сведениями, их рациональный отбор,
* логичность,
* лаконичность,
* достоверность.


При выборе экскурсовода:
* умение заинтересовать экскурсантов,
* грамотность в изложении материала,
* знание темы, умение отвечать на вопросы,
* умение общаться, владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи,
* эмоциональность,
* оригинальность и самобытность.


Во время экскурсий, и прочих выходов за территорию лагеря…

Вне зависимости, куда и с какой целью Ваш отряд выбирается за пределы лагеря, перепишите детей на листе бумаги: фамилия и имя ребёнка, общее число, кто уходит, ФИО остающихся в лагере из вашего отряда (если таковые имеется). Отдайте этот лист директору лагеря или иному должностному лицу. Всё это для того чтобы чётко знать где в данный момент находится тот или иной ребёнок. Перед воротами постройте всех по парам и ПЕРЕСЧИТАЙТЕ!!! Передвижение отряда только в таком порядке – один вожатый в первых рядах, второй (строго!) замыкает колонну.

1. ЛЕС

Обязательно возьмите с собой репиленты от комаров!

Если ребёнок захотел в туалет, а вы идёте по лесной дороге. Перед выходом за территорию лагеря строго настрого объясните детям, что если кто-то из них захотел в туалет, то для этого необходимо подойти к своему вожатому и отпросится у него. И только так. Колонна в это время продолжает движение, но в два раза медленнее, а один из вожатых постоянно озирается назад, и, обнаружив ребёнка целым и невредимым, радостно делает ему взмахи руками: «давай типа, догоняй нас!»

2. ГОРОД

Вы приехали на автобусе ну… предположим, в какой то музей на экскурсию:

Перед выходом из автобуса пересчитать, перед входом в музей – пересчитать, после выхода из музея – пересчитать, перед отправлением автобуса – пересчитать три раза.
Как Вы уже догадались, считать Вам предстоит много и постоянно, но это необходимо, т.к. если кого-то будет не хватать, то Вы без труда вспомните на каком этапе ваших перемещений он потерялся.

Если ваш отряд переходит дорогу: один вожатый выходит на проезжую часть и останавливается посередине, отряд тем временем проходит мимо него.
Когда дети только приезжают и выскакивают из автобуса (при этом первым из автобуса всегда начинает выходить вожатый, и лишь потом – дети!), почему-то сразу начинают ломится в сторону киоска с сувенирами. Не вопрос. Пускай, если им так хочется потратить деньги. Но поступите мудро: «Ребята, мы сначала все вместе идём в музей, а после у нас будет 5 минут, чтобы купить то, что вы хотите».

По приезде в лагерь не забудьте пройтись по салону автобуса – обязательно найдёте пару забытых бейсболок и одну куртку…


Способы подготовки экскурсии.

Если у вас есть возможность – пригласите в отряд специалиста, который обладает более глубокими знаниями в той или иной области, и вместе с ним подготовьте экскурсию.

Еще важнее сделать ребят соучастниками процесса получения знаний, а не просто их поглотителями. Пусть они сами будут друг для друга источниками новых знаний.

В таком случае экскурсию готовит творческая или инициативная группа. Задания получают члены групп или весь отряд, разделенный на рабочие группы.

Задача педагогов при этом – помочь ребятам подобрать материал, продумать форму, подсказать, чем заполнить паузы для отдыха, какие сувениры сделать для экскурсоводов и экскурсантов. И тогда экскурсия превращается в интересное и полезное коллективно-творческое дело.





[[Category:Лагерь от А до Я]]