Организация сообщества под руководством молодежи. Теория и действие

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
JR8u3mq5pB.jpg

Youth-Led Community Organizing: Theory and Action (Melvin Delgado, Lee Staples) 2008 by Oxford University Press, Inc. (Организация сообщества под руководством молодежи. Теория и действие).

Как функционируют молодёжные сообщества под самоуправлением самой молодёжи, где заканчивается ответственность/идеи/организаторские задачи взрослых? И возможно ли вообще создание результативных самоуправляемых молодежных сообществ? Забегая вперёд, как бы сильно эта книга не пропагандировала этот вид организаций, но ответа на эти вопросы так и не дала.

Книга посвящена проблеме организации молодёжных сообществ или групп, с акцентом на те, которые осуществляют деятельность под руководством самой молодёжи. Но задачи и вопросы, рассмотренные авторами в книге, намного шире. Вопрос молодежных организаций рассмотрен на разных уровнях: мировой/ страна/государственные учреждения/общественные организации/участник организации. Рассмотрим несколько подробнее как этот вопрос освещают авторы.

Во многих развитых странах мира, особенно США, систематически и целенаправленно маргинализируется молодёжь (если риторику отделить от реальных действий). А в последствии государство тратит огромные средства на надзорные и исправительные органы для этой группы населения. Маргинализация понимается как дискриминация по молодому возрасту от более старшего/взрослого человека, приводится даже термин "эдалтизм" (я встречаюсь с таким впервые). При этом для дискриминации по возрасту обычно в литературе используется термин "эйджизм", но чаще этот термин встречается для дискриминации пожилых людей. В не предоставлении молодым людям права принимать решения и нести ответственность и состоит основная трудность и создания молодежных организаций, и проведение различных государственных программ для молодежи. Сложно вовлечь в какую-либо деятельность бесправную маргинализированную группу, даже при личном обращении.

Само понятие молодость в разных странах/этнических группах/с течением времени различно, авторы приводят примеры разных периодов взросления и останавливаются для своей работы на возрасте современной западной молодежи 12-19 лет.

Дети и молодежь совсем недавно стали рассматриваться как бесправная группа, т.к. социальная и экономическая справедливость исторически рассматривалась с точки зрения взрослого. Понятие социальная справедливость постепенно вовлекала такие факторы как раса, класс, пол, т.е. устранялась закрытость/исключенность из общества этих групп. Возраст стал последним фактором, который заставляет вступить в диалог о правах и дискриминации.

"Национальная ассоциация по правам молодежи (2003 год) определила три ключевых проявления эдалтизма : (1) неравенство молодежи или неспособность взрослых делиться гуманностью с молодыми людьми, что приводит к стереотипам и дискриминации; (2) отсутствие власти у молодежи, связанное с долгой историей рассмотрения молодежи как человеческой собственности, когда взрослые имеют право требовать повиновения; и (3) подавление молодежной культуры взрослыми, которые рассматривают ее как угрозу стабильности в обществе. Последствия взрослости для молодежи и общества в целом имеют далеко идущие последствия. Молодые люди теряют уверенность в себе, развивают чувство бессилия и в конечном итоге могут отказаться от своих мечтаний о лучшем завтрашнем дне, эффективно ограничивая потенциальный вклад, который они могут внести в свои семьи, общество и общество. Они также более склонны относиться к другим с таким же неуважением. Разочарованные молодые люди вступают во взрослую жизнь без желания и набора компетенций, необходимых для того, чтобы играть активную роль в своих сообществах и в обществе в целом [...]

Взрослым всегда гораздо легче рассматривать молодежь как жертв - нуждающихся, безрассудных и вышедших из - под контроля-а также как рынки товаров и услуг. Рассмотрение молодежи как ресурсов, социального капитала, граждан и партнеров со взрослыми представляет собой радикальный отход от существующей нормы. По сути, эта последняя позиция требует смены парадигм. Любое изменение парадигмы в сторону от господствующей точки зрения неизбежно вызовет жесткую реакцию со стороны тех, кто занимает руководящие посты (взрослых), которые кровно заинтересованы в сохранении статус-кво". с.33-34 Произошёл перелом, если раньше взрослые защищали права ребенка/подростка, опираясь на патернализм (опека), то сейчас молодежь начинает требовать права собственного голоса в обществе. Сами авторы утверждают, что в 20 веке молодежные организации и их активность сыграла немаловажную роль во многих социальных процессах, но пока нет дисциплины в науке, где были бы собраны в единую дисциплину разрозненные данные об особенностях молодежных организаций. По моему мнению, это в книге и является новизной. Одним из распространенных способов, при котором подростки/молодежь влияют на социальную повестку является приём "они же дети" (этот мем родился во время событий на Украине), а именно - провоцирование власть держащих на применение силы против подростков/студентов. Оказывается, этот приём использовался и в США тоже, хотя приведенный ниже факт редко встречается в источниках, обычно упоминают деятельность Мартина Лютера Кинга и арест Розы Паркер.

"Как уже отмечалось, историки в значительной степени игнорировали роль молодежи в этой области, даже несмотря на то, что рождение движения за гражданские права, возможно, стало переломным моментом в молодежной организации. Большое количество молодежи участвовало в посещении обеденных прилавков по всему Югу, а студенты колледжей играли активную и влиятельную роль, помогая интегрировать многие другие изолированные среды. Хотя авторы и пишут о том, что в будущем будет глобальное движение молодежи, но оговариваются, что сделать это будет очень сложно. Связано это с тем, что обычно (и это является следствием отсутствия навыков) молодежные организации под руководством молодежи создают/продвигают локальные решения на местном уровне, т.е. ограничены мелкомасштабными реформами из-за отсутствия сотрудничества и взаимодействия между сообществами как взрослых, так и других молодежных.

На уровне страны/города молодежные организации могут иметь два подхода к деятельности:

  • молодежная организация выступает за свои сугубо молодежные интересы, при этом основная деятельность (внутренняя) направлена на развитие сообщества, самопомощь, личное развитие, кооператив, развлечения;
  • молодежная организация затрагивает более широкие социальные проблемы, касающиеся и других групп, при этом основная деятельность (внешняя) направлена на создания солидарного сообщества для попытки перераспределения власти или ресурсов, коллективного давления на лиц, принимающих решения, чтобы изменить или остановить изменения определенных условий.

Здесь важно не преувеличивать возможности молодежных организаций, ведь они сталкиваются со множеством трудностей: "Однако важно не романтизировать молодежные организации и не игнорировать критические проблемы, с которыми они сталкиваются так же, как и их взрослые коллеги. Циммерман (2004) внимательно отмечает, что молодежные организации неизменно сталкиваются с проблемами, связанными с развитием персонала и управлением (создание устойчивых структур и руководящих принципов), переходом к лидерству (открытие возможностей для изменений в руководстве по мере старения других молодежных лидеров), развитием потенциала (отсутствие опыта и профессиональной подготовки), выгоранием (сложные ситуации могут привести к разобщению), самообслуживанием и индивидуальным развитием (предоставление поддержки, которая может отсутствовать в организациях, возглавляемых взрослыми), отношениями между поколениями (развязывание взрослости).), сбор средств (отсутствие опыта и подготовки в этой специализированной оперативной функции), юридические контракты (препятствия на пути переговоров по правовым соглашениям), стратегическое планирование и организационное развитие (терминология и процесс, которые могут быть чужды молодежи), независимость в сравнении с финансовым спонсорством (условия, связанные с финансированием, которые ставят под угрозу миссию организации), изоляция и развитие сети (развитие организационных отношений может быть трудоемким и даже опасным для организации), а также документация и оценка (отсутствие ресурсов, опыта, экспертных знаний)., и время для записи и анализа инициатив)". с.67-68

Особенностью молодежных организаций является то, насколько молодежь вовлечена в принятие решений. Авторы выделяют 4 модели организации, и в дальнейшем, всячески пропагандируют за последнюю. Эти модели могут дать понять потенциальному молодежному лидеру какие отношения можно пробовать выстраивать со взрослыми активистами. "Эти четыре модели различаются в зависимости от степени власти, осуществляемой молодежью в планировании и реализации инициатив по социальным изменениям в сообществе:

  1. Под руководством взрослых с участием молодежи: Молодежь активно участвует в усилиях по изменению в качестве участников, но не разделяет власть, и нет никаких усилий, направленных на систематическое приведение их к власти.
  2. Руководство взрослыми с молодежью в качестве ограниченных партнеров: Полномочия по принятию решений молодежью диктуются взрослыми, которые всегда являются лидерами.
  3. Совместное партнерство молодежи и взрослых: Молодежь и взрослые делят власть поровну.
  4. Молодежь во главе со взрослыми союзниками: Молодежь несет ответственность, а взрослые играют вспомогательную роль по мере необходимости и по определению молодежи. Последняя-это модель, рассмотренная в этой книге" с.70

На уровне личностном авторами предлагаются решения для лидера молодежной организации, а также для личного вовлечения потенциальных участников. Основной посыл авторов состоит в том, что участие в молодежной организации должно давать личностное развитие каждому. Часто молодежные организации неиерархичны, но необходимо создавать внутри организации иерархию процесса индивидуального развития/получения опыта. Кто прошел больше тренингов, выполнил больше задач, тот получает некие звания/значки/награды.

Для выбора лидера молодежной организации, необходимо его протестировать на следующие характеристики:

- терпение или видение долгосрочных перспектив (часто молодые люди требуют немедленное решение соцпроблем, удовлетворение их требований к кому бы то ни было);
- непредвзятость, т.е. широкий взгляд на соцпроблемы, не только со своей личной заинтересованности, но и интересы общества;
- навыки критического мышления;
- увлечение соцпроблемой, возможность тратить время;
- возмущение социальной несправедливостью (проявление эмоций);
- вера в свои силы по изменению ситуации;
- готовность рисковать, принимать последствия социального вызова;
- умение работать со сверстниками;
- готовность работать со взрослыми союзниками;
- стремление учиться новым навыкам;
- готовность быть наставником не только в общественной работе, но и как моральный/духовный лидер.

Здесь у меня к авторам два вопроса: первое, если организация под руководством самой молодежи, то кто должен проводить собеседование и подбирать лидера молодежной организации ; и второе, возможно ли найти молодого человека со всеми этими качествами или эти качества можно натренировать (если да, то по каким методикам?). К тому же, данный список требований подойдёт и для взрослого лидера общественной организации.

Методы вовлечения, представленные в книги, достаточно банальны и известны общественным активистам. Методы поделены на три этапа: вовлечение, поддержка участия и удержание. Вот как авторы советуют вовлекать (это, по их мнению, самый важный и самый ресурсозатратный этап): "Один из организаторов дал следующий совет: посетите местные тусовки и места, куда ходит молодежь, хорошие или плохие (школы, парки, баскетбольные площадки, винные магазины), чтобы рассказать о своей программе. Я знаю, о чем ты говоришь. Не доминируйте в разговоре. Спросите молодежь об их мнении и выслушайте. Будьте хорошо подготовлены-принесите листовки, брошюры и регистрационные листы. Следуйте до конца. Отправляйте письма каждому человеку, с которым вы связываетесь, приглашая его на встречу. Позвоните тем, кто не пришел, чтобы сообщить им, что их пропустили, и сообщите им о предстоящих встречах и событиях. (Александр 2001, 6)[...]

Staples (2004a) настоятельно рекомендует создать организационный комитет для руководства и координации любых систематических усилий по набору персонала. Организационный комитет-это рабочая группа (обычно от двенадцати до пятнадцати человек), которая обеспечивает руководство и руководство общими усилиями по набору персонала или организационным мероприятиям. Комитет придает видимую легитимность организационным усилиям, активно набирает новых членов, помогает нейтрализовать потенциальную оппозицию, начинает определять первые вопросы и обеспечивает первоначальное лидерское ядро, которое работает вместе с организаторами для создания новой низовой общественной организации (GCO). Крайне важно, чтобы члены комитета развивали в себе истинное чувство лояльности к организации и чувствовали свою ответственность за нее. Они должны вкладывать эго в его успех, активно продвигать усилия и защищать его, если его подвергают сомнению или оспаривают различные оппоненты. После создания организационного комитета можно использовать различные методы набора персонала в зависимости от конкретных обстоятельств сообщества. В дополнение к видам уличной пропаганды, которые должны проводиться везде, где молодые люди склонны собираться, как описано Александром выше, вербовка лицом к лицу может осуществляться путем стука в двери, посещения на дому, встреч один на один, домашних собраний и бесед с собранными аудиториями, то есть собраний, на которых уже присутствует молодежь (Staples 2004a). Презентации на таких собраниях имеют то преимущество, что они охватывают большое число потенциальных участников с минимальными затратами времени.[...] Домашние собрания-это небольшие собрания (обычно от пяти до пятнадцати участников), которые могут проводиться у кого-то дома или в каком-то другом знакомом, доступном и приятном месте, где участники чувствуют себя желанными гостями и комфортно." c.131-133. Помимо теоретических вопросов также рассмотрены практические рекомендации по созданию молодежной организации и подробно разобрано несколько исторических кейсов. Но всё же, если подходить с практической точки зрения, многие пункты: финансирование/спонсорство, разрешение конфликтов в организации, правила поведения, педагогические методикаbосвещены в книге поверхностно. Основной вопрос книги - построение молодежной организации под руководством молодежных активистов- раскрыт, мягко говоря, не полностью. Хотя авторы всячески призывают создавать молодежные организации под руководством молодежи, но в рекомендациях всплывают "уши" взрослых дядей, которые будут решать юридические вопросы, предоставлять помещения, проводить собеседования с лидерами и выплачивать им зарплату за активности. Т.е. в книге не попались рекомендации по построению молодежного сообщество под руководством молодых активистов совсем без поддержки со стороны взрослых. Может быть, это и невозможно?

Мы в любом случае остановимся на: ЦЕЛЬ И МОТИВАЦИЯ. И сразу образуются две разновозрастные группы:

  1. Дееспособные (юридически , физически) .
  2. Дети.

И теперь, если предлагаем цель общественного действия: Взять власть в Государстве, то "Дееспособные " должны опекать "детей"! И заметьте, что понятие"результативности" теряет смысл. Нет в Государстве семей рождающих детей и учащих - готовящих своих последователей, то и смысл всех "революций" равен абсолютному"0"! И вывод здесь один: Взрослые не занимающиеся воспитанием детей готовят уничтожение данного государства или передают власть другим "субъектам"!


Читать

  1. Melvin Delgado - Youth-Led Community Organizing, Theory and Action (2007).pdf
  2. Melvin Delgado - Youth-Led Community Organizing, Theory and Action (2007).docx
  3. Melvin Delgado - Youth-Led Community Organizing, Theory and Action (2007).en.ru.docx