Обучающие методы

Jhljkllm.jpg

Полный список всех подходящих методов, какие могут быть использованы, был бы невозможен. Однако, есть несколько методов, которые исторически были доказаны хорошо работающими с группами подопечных. Ниже перечислен ряд таких методов с краткой характеристикой каждого:

  1. Рассказ о книге. Один человек подводит итог и объясняет мысли автора.
  2. Мозговая атака. Руководитель представляет проблему членам группы, которые объясняют предполагаемые решения проблемы. Предположения записываются на доске или бумаге, пока члены группы предлагают их в быстрой последовательности, не допуская комментариев или критики. После того, как список закончен, предполагаемые решения оцениваются группой.
  3. Совещательные группы. Группа делится на подгруппы от 3 до 6 человек каждая на короткий отрезок времени, чтобы обсудить данную тему или решить проблему. Иногда от каждой подгруппы выбирается представитель, чтобы сообщить об их открытиях всей группе.
  4. Изучение случая. Информация относительно реальной ситуации представлена членам группы, которые анализируют все аспекты проблемы и предлагают решение.
  5. Круговой ответ. Ведущий предлагает вопрос членам группы, сидящим в кругу. Каждый член по очереди отвечает. Никому не разрешается говорить второй раз, пока не дойдет очередь.
  6. Парные собеседники. Группа разделена на пары на короткий период времени, чтобы обсудить назначенную тему или решить проблему. Один член каждой пары выбирается оратором и должен представить открытие всей группе. Когда группа большая, вызываются те, кто желает.
  7. Дискуссионный форум. Ораторам, у которых есть другое мнение по противоречивому предмету, дается одинаковое время для изложения причин своего мнения, за этим следует свободная и открытая дискуссия по сообщению каждой группы.
  8. Путешествие на место. Группа посещает места, чтобы из первых рук увидеть источник информации.
  9. Обсуждение фильма. Фильму (видеоленте или отрывку фильма) последует время свободного, открытого обсуждения членами группы.
  10. Групповая дискуссия. Группа ребят встречается с обученным руководителем, чтобы вместе обсудить интересующую всех тему.
  11. Групповое рисование. Группа делится на подгруппы, каждая из них определяет некоторые идей по предложенной теме, которые затем находят отражение в рисунке одним из ребят. Позднее рисунком делятся со всей группой. В очень молодой группе над проектом могут работать все вместе.
  12. Групповое написание. Группа разделена на подгруппы, в каждой из которых определяются некоторые общие идеи по предложенной теме; затем они выражаются в стихотворении, славословии или иным творческим образом. Каждая подгруппа работает как команда в приготовлении их вклада, которым они позднее поделятся с другими группами. В очень маленькой группе имеется возможность работать всем вместе.
  13. Индуктивное изучение литературного произведения. Прямое открытие значения отрывка из текста произведения происходит в процессе обсуждения вопросов: «Что говорит автор?», «Почему автор говорит это?, «Когда автор говорит это?», «Где автор говорит это?, «Кому автор говорит это?», «Как автор говорит это?» Из ответов на эти вопросы делаются выводы и ответ на вопрос: «Что это значит для меня?»
  14. Форум интервью. Мнения и факты спонтанно излагаются экспертом в ответ на вопросы руководителя. После этого следует свободное, открытое обсуждение во всей группе.
  15. Лекция. Подготовленное устное представление делается квалифицированным человеком.
  16. Лекционный форум. За лекцией сразу же следует активное участие в свободной открытой дискуссии всей группы.
  17. Музыкальный форум. Группа слушает инструментальную музыку и отвечает на нее обсуждением настроений и атмосферы, которые она создает. Если группа слушает хоровую музыку, она может обсудить значение слов и их важность.
  18. Комиссия. Несколько людей с определенными знаниями свободно обсуждают предложенную тему перед группой.
  19. Форум комиссии. За дискуссией комиссии сразу же следует свободное и открытое обсуждение всей группы.
  20. Чтение рассказа и возражения. Рассказ, в котором поднимается реальная проблема, читается группе. После этого следует активное участие всей группы в свободной открытой дискуссии.
  21. Вопросы и ответы. Члены группы и руководитель задают друг другу вопросы. Или группе дается тематический список вопросов, из которых они могут задавать те в которых заинтересованы.
  22. Исследование и доклад. Проблема или дискуссионный вопрос представлены группе. Сделаны исследовательские объявления и исследователи докладывают о своих открытиях на последующей встрече (или на закрытии встречи).
  23. Ролевая игра. Проблемная ситуация коротко проигрывается. За этим следует обсуждение представленной проблемы. Необходимы следующие шаги: определить точные обстоятельства проблемной ситуации; распределить актеров, которые в свою очередь, планируют метод представления; проиграть ситуацию; остановить действие в решающий момент, проанализировать и обсудить ролевую игру; оценить результаты.
  24. Семинар. Группа ребят собирается для исследования проблемы под руководством эксперта.
  25. Форум семинара. За семинаром следует обсуждение в малых группах, которые потом собираются вместе для последующего обсуждения темы.
  26. Симпозиум. Ряд речей дается стольким ораторам, сколько аспектов есть в проблеме.
  27. Форум симпозиума. Проводится симпозиум, за ним следует неформальное обсуждение всей группой.
  28. Рабочие группы. Группа делится на подгруппы для выполнения предложенной задачи или цели.
  29. Мастерская. Группа ребят с общими интересами собирается вместе под руководством нескольких экспертов для обсуждения одного или более конкретных аспектов темы. Подгруппы формируются с целью прослушивания выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения различных аспектов темы, изучения, работы, практики и оценки.

Может быть много других методов, которые можно добавить к этим.


ОСНОВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ МЕТОДЫ

Из всех методов, которые можно применять, есть несколько, которые заслуживают более детального описания, так как они наиболее часто используются.


1. Лекция — Наверное нет метода более широко используемого и часто критикуемого, чем лекционный метод. Проблему этого метода составляет, видимо, не его ценность, но способ его использования. Принципы обучения определим как: «вся устная информация в виде продолжительного формального изложения или замечаний по разъясняемому предмету, направленная на тщательную разработку ответов ребят на вопросы, пополнение уже усвоенных сведений или указание способа выполнения чего-либо.» В лучшем виде, лекция представляет собой расширенную презентацию ведущим, прерываемую комментариями и откликами ребят.

Существуют некоторые явные преимущества лекционного метода. Среди них: (1) Он сберегает время и ресурсы. (2) Он систематичен, организован и завершен. (3) Он хорошо приспособлен для больших групп. (4) Он полезен при представлении разнообразия мнений и фактов (5) Он использует слово и личность ведущего.

Есть также несколько негативных моментов, которые также следует отметить: (1) Он ограничивает вовлечение ребят. (2) Он не ориентирован индивидуально. (3) Он не требует подготовки ребят. (4) Он может стать скучным и монотонным. (5) Он требует большой подготовки.

Для того, чтобы лекционный метод использовался эффективно, необходимо учитывать следующие замечания. Лекция должна быть как можно больше наполнена разнообразием. Следует варьировать голос. В лекции не повредит быть чем-то вроде «плохого актера». Лекцию следует разнообразить юмором, насколько позволяет материал. Скорость подачи материала следует варьировать, чтобы поддержать интерес. Ведущему также следует быть очень восприимчивым к обратной связи с подопечными. Лекция, переплетенная с ценной дискуссией, улучшает изучение. Кроме того, материал в лекции должен быть достоин того, чтобы о нем говорили. Нет ничего скучнее лекции, которая не имеет никакого отношения к ребенку. В конце концов, старое, но все еще мудрое правило гласит:

  • скажите им, что вы собираетесь им рассказать;
  • расскажите им;
  • скажите им, что вы им рассказали.

Повторение в разных формах предмета урока есть наилучший путь к уверенности в том, что материал будет выучен.

Приводимые ниже способы представляют собой адаптации лекционного метода, которые помогут внести разнообразие в детской группе.

  1. Собеседование -- После лекции маленькие группы обсуждают тему и составляют список вопросов, которые потом задают лектору.
  2. Дебаты — Два человека или группы обсуждают противоположные мнения по теме, чтобы их разъяснить За этим должно идти обсуждение.
  3. Комиссия — Группой из трех или более человек предоставляется доклад. Они должны быть подготовлены заранее и сидеть перед слушателями. После доклада слушатели должны задавать вопросы членам группы.
  4. Демонстрация — ученикам показывается, как что-либо делалось или нужно сделать. Это поможет ученикам понять странный обычай или мысленно увидеть нравственные концепции.


2. Повествование — То, что для взрослых лекция, для детей -- повествование. Это один из старейших и наиболее используемых методов. Этот метод передает знания, захватывает и удерживает внимание, стимулирует интерес и часто вызывает сильный эмоциональный отклик. Источники рассказов разнообразны, как сама жизнь. Например, источники, из которых могут быть взяты рассказы: домашняя жизнь, деловая и политическая жизнь, личный опыт, текущие события, природа, биография и т.д. У ведущего должны всегда быть наготове поучительные истории, которые могут быть использованы на занятии.

Рассказ может быть эффективно использован в любом месте беседы. Им можно начинать беседу, сосредотачивая внимание на задачах беседы. Он может быть использован для иллюстрации любого положения в течении беседы или для обращения к жизни. Многие обнаружили, что поучительный рассказ в конце беседы помогает прояснить задачи беседы. Рассказы можно подразделить на несколько типов:

  1. Незаконченный — Используемый для стимулирования дискуссий, рассказывается лишь часть истории, затем в ходе обсуждения делается вывод.
  2. Законченный — Рассказана вся история для объяснения истины или ее применения.
  3. Длящийся — Рассказывается только часть истории при каждом повествовании, чтобы поддерживать интерес.

Повествование может быть эффективным благодаря тому, что учитель рисует словесную картину, которую ученик может видеть отображаемой в своей жизни.


3. Назначения и Отчеты — Назначения материала ребятам для изучения и потом предоставления отчета всей группе ребят доказали, что этот метод является одним из наиболее эффективных. Он стимулирует изучение подопечными материала. Чтобы получить наибольшую отдачу от таких назначений, ведущему необходимо следовать некоторым указаниям. Ему следует найти то, что заинтересует подопечного. Ребенок, которого что-то интересует, с большей готовностью согласится на дополнительную работу. Наставник должен быть готов к внезапному взрыву интереса. Когда такое случается в группе ребят, наставнику следует «ковать железо, пока горячо». При этом необходимо заранее провести некоторое планирование, чтобы обеспечить хорошее обучение Следует дать ребятам ясные инструкции и адекватное время для подготовки и написания отчета. Наконец, наставник должен предоставить адекватные источники и осуществлять руководство во время подготовки отчета

Существуют разнообразные возможности выбора, которые можно использовать при этом методе.

  1. Просмотры книг — Ребенок или группа ребят должна прочесть, обобщить и истолковать книгу.
  2. Индуктивное Изучение литературного произведения — рассказ или отрывок из него следует изучить в серии чтений. Это может быть в помещении или вне его. За изучением следует дискуссия, чтобы проверить полученное задание.
  3. Слушающие команды — Перед лекцией или фильмом отбирается маленькая группа ребят, предварительно просматривающая материал, чтобы руководить дискуссией по какому-либо аспекту темы беседы.
  4. Запоминание — Ребятам требуется запомнить отрывок из рассказа и рассказать всей группе.
  5. Исследовательские отчеты — Ребенку или группе назначается исследование конкретной темы, после чего необходимо представить всем свои выводы по теме.
  6. Тестирование — Цели теста - дать подопечному возможность показать, чему он научился.

Эти методы, также как и многие другие эффективны только настолько, насколько наставник подготовлен нравственно. Простое применение их поразит цели, для которых эти методы и были созданы.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Покажите, какими методами вы лучше владеете при обучении/подготовке.
  2. Какой метод является наиболее эффективным для проверки результатов?
  3. Обсудите: «Наилучший метод ~ это тот, который необходим сейчас».
  4. С кем Вам нравится беседовать больше всего? Почему?