Образ отряда

IMG 2282m.jpg

И ведь странная штука. Что является залогом успеха в творческих мероприятиях- атмосфера внутри отряда, насколько установка на реализацию себя через творчество принята, как норма внутриотрядной жизни. Что является главным критерием оценки с точки зрения ребенка? - насколько"дружный" был отряд и его психологический комфорт. Т.е. опять же, атмосфера внутри коллектива, принятые внутри него морально-этические нормы. Что является главным критерием для родителей? Опять , все те же, психологический комфорт ребенка и его безопасность. Т.е. комфортная психологическая атмосфера в отряде и отсутствие насилия.

Все остальное вторично. Любые приобретенные навыки, насыщенная программа, природа, море, лес и материальные условия отдыха и т.д., ничего не стоят если ребенку в отряде плохо. Никакие меры безопасности не спасут от насилия внутри отряда и прочих безобразий, если это не будет противоречить тем "законам" которые будут приняты отрядом, тем морально-этическим нормам, которые он примет. Даже там, где администрация лагеря вообще не ставит перед собой педагогических задач, в зачет идет банальное отсутствие ЧП. Количество, которых опять же определяется именно уровнем "отрядной" работы.

С этой точки зрения, интересней и полезнее понять почему отряд "не получается". Возможно, что ключевым моментом, является вовсе не педагогический опыт и уж тем более незнания конкретных методик. Это все, полезное подспорье, а вовсе не гарантия успеха. Более того, зачастую именно они являются причиной самоуспокоенности и , в результате, появления очередного "серенького"отряда. Ну... не повезло с детьми, напарниками.... и т.д. Ничего, на технике вытянем...И вытягивает ..... Превратившись из вожатого в "надсмотрщика" и пастуха. ЧП нет и хорошо!

В то же время, впервые приехавшие в лагерь, зачастую добиваются отличных результатов. Т.е. не в опыте и даже не в навыках дело.

Успешный отряд можно получить, только понимая каким он должен быть. Вожатый, приступающий к работе должен иметь представление, что он хочет получить в результате. Т.е. иметь в голове идеальную картину того отряда, к созданию которого он приступает. Причем картина эта должна быть"идеальной". Какие взаимоотношения вы хотели бы иметь между детьми, между детьми и вожатыми, каким должно быть отношение в отряде к спорту, творчеству, правилам поведения в лагере, алкоголю, ваша роль в отряде, кем вы хотите быть , с какими впечатлениями от лагеря и лично от вас должны уехать дети из лагеря. Картина эта должна быть "привлекательна".Привлекательна в первую очередь для вас самих. Это должен быть "мир"в котором вам самому хотелось бы существовать. За право существования, которого вы были бы готовы бороться.

Конечно же это эскиз. Но Как можно работать без него? Именно на основе него потом выстраивается логика всей дальнейшей работы. Не понимая, что ты хочешь получить в итоге, как можно приступать к работе с детьми? Да они приедут "не идеальные" , не придуманные, живые. Не такие как"придумывалось". Но это же та самая "техника". Главное - тебе есть что им предложить. Ты не сможешь добиться, чтоб сильный не обижал слабого, не было мата и т.д и т.п., если сам не веришь, что это НЕПРАВИЛЬНО и в вашем отряде этого быть не должно. Самое забавное, что это не нужно"проповедовать". Наличие у тебя четкого представления о ПРАВИЛЬНОЙ форме существования внутри отряда, дети "считывают" сами и принимают автоматически еще в ходе оргпериода. И если предложенный тобой"эскиз" привлекателен, комфортен для них... Отряд его примет.

Если ты сам его не "поломаешь".