Начнем с знакомства

Asdf75m.jpg

Самоуважение, счастливое внутреннее ощущение человеком собственной значимости не появляется у него с момента рождения. Оно вырастает из признания его положительных качеств родителями, учителями, вожатыми в детском лагере и другими взрослыми людьми, из собственных реальных успехов. Но огромную роль в формировании позитивной самооценки у ребенка играют дружеские взаимоотношения со сверстниками, доброжелательный климат в отряде.

Существует множество специальных приемов, которые можно назвать играми или ритуалами, помогающими созданию доброй атмосферы в отряде. Иногда приходится начинать со знакомства, и лучше, чем читать фамилии, поиграть в любую из предложенных ниже игр.


«АЗБУКА ИМЕН»

Пригласите детей в круг и предложите встать в алфавитном порядке — по первым буквам их полных имен.


«ДРАЗНИЛКА»

«Дразнилка» поможет закрепить знакомство. Все остаются в кругу. Пусть каждый по очереди называет свое имя и демонстрирует любимый жест, а остальные его «передразнивают», громко выкрикивая названное имя и повторяя жест.

Игру можно усложнить при условии, что играют в нее не более 15 человек: тогда каждый называет имя и показывает жест, а следующий повторяет и прибавляет свое имя и жест. И так далее. Труднее всего придется последнему, потому что ему надо будет назвать все имена и повторить все показанные жесты, но, конечно, ему могут все помогать!


«ПАРОВОЗИК ИМЕН»

Снова все стоят в кругу. Один участник выходит в центр и трижды выкрикивает свое имя, размахивая руками, словно крыльями, и подпрыгивая. Затем игрок подходит к любому, стоящему в кругу, и, повторив свое имя, спрашивает: «Как тебя зовут?» Услышав ответ, снова подпрыгивает, машет руками и трижды выкрикивает названное имя.

Затем тот, кого только что столь экстравагантно представили, встает впереди первого, тот кладет ему руки на плечи, и они паровозиком отправляются знакомиться с остальными.

Диалог повторяется, с той лишь разницей, что все «вагончики» паровозика выкрикивают вновь названное имя вместе. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозик не будут включены все игроки.


«МЯЧ»

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ребенок. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку.

Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча).

Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все дети еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера. Засеките время, за которое мяч обошел всех игроков.

После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. Обратите внимание на то, чтобы ни одно предложение не отметалось без проверки, поощряйте и подбадривайте детей. Если у вас есть время, вы добьетесь фантастического результата.

На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен сверсников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности. Обязательно оставьте время для короткого обсуждения процесса и результата игры.


«ПОЖМИТЕ ДРУГ ДРУГУ РУКИ!»

После проведения игры «Азбука имен» можно пойти и по другому пути. Предложите игрокам выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые вами характеристики имеют к ним отношение. Начинайте каждую фразу со слов: «В круг выходят те, кто...

— играет на каком-нибудь инструменте;
— родился в другом городе;
— умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
— бывал когда-нибудь в Санкт-Петербурге (Москве, Минске);
— любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);
— имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);
— считает себя «совой» («жаворонком»);
— любит математику (биологию, физкультуру)».

Придумайте дальше сами!

Перемежайте шутливые характеристики серьезными и обязательно оставьте немного времени, для того чтобы задать отряду несколько вопросов после окончании игры:

— Как вы себя чувствовали во время игры?
— Узнали ли вы для себя что-то новое?
— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?


«ТРИ УРОВНЯ ОБЩНОСТИ»

Эта игра позволяет еще лучше познакомить детей друг с другом. Но глубокое знакомство затруднено в большой группе, поэтому действие происходит в малых группах — по три человека. Предложите всем рассчитаться на «первый—второй—третий» и сформировать «тройки». Если остался один игрок, он должен присоединиться к ближайшей от него «тройке». Если осталось двое, присоединитесь к ним сами.

Задание: найти нечто общее между тремя игроками на трех уровнях.

На базовом уровне — нужно найти нечто неизменное: пол, цвет волос и т.д.

На нравственном уровне — наиболее привлекательные для всех троих нравственные черты.

На интимном уровне — например, любимое занятие, объединяющее всех троих (вязание, игра в футбол, потребность вкусно поесть и др.).

Примечание: эта игра может быть использована для совсем маленьких детей. В этом случае надо искать общее на каком-то одном уровне или продолжать совсем простые фразы:

— я счастлив, когда...
— я сержусь, когда...
— я боюсь, когда...
— моя любимая еда...
— мой любимый цвет...
— моя любимая погода...

Отведите 3–5 минут для обсуждения этой игры в малых группах, а потом соберите всех в круг и предложите кому-то одному рассказать о своей группе. Пусть это сделают все группы по очереди. Попробуйте шутливо комментировать рассказы, но следите за тем, чтобы не нарушить атмосферы доверия неуместным комментарием.


ВЫБЕРИ ПРИОРИТЕТЫ

Предложите детям простейший тест, который докажет им, что даже в работе над одинаковыми заданиями мы приходим к разным решениям — просто в силу того, что мы — разные.

Заранее напишите на доске или заготовьте таблички с небольшими текстами и предложите детям выбрать из нескольких действий наиболее неприятное. Действия могут быть следующими:

— топтать траву;
— ломать деревья;
— выбрасывать хлеб;
— мусорить;
— убивать насекомых.

Пометьте каждое действие каким-либо значком (круг, треугольник и т.д.). Пусть дети расположат на листочках бумаги эти пять значков в порядке приоритетов: от самого худшего действия (по их представлению) до наименее плохого.

Ребята выполняют задание индивидуально. Потом листочки сдают вожатому, а тот переносит пометки на доску, располагая столбиком.

Затем, когда все учащиеся выполнят задание, вы обнаружите, что у каждого получилось свое графическое решение проблемы.

Хороший психолог, наверное, сможет дать оценку этой картине, но вы не должны на этот раз выяснять, что же действительно хуже: убивать безвинных насекомых или ломать ветки — вы вовсе не занимались поисками общего решения. Перед вами стояла задача показать, что все дети в отряде разные, что все они имеют свое мнение и это мнение нужно уметь ценить. Результат столь нагляден, что почти не нуждается в комментарии.


ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Попробуйте задать вашим детям вопрос: «Что самое неприятное может случиться с тобой в лагере?» Вы увидите, сколь широк диапазон ответов. И то, что для одного — пустяк, для другого — настоящая трагедия.

Установите в своем отряде добрую традицию — «Вечерний круг». Усадив детей в круг, предложите им ответить на вопрос: «Что случилось с тобой за день? Подумай и назови самое плохое и самое хорошее для тебя событие». Если дети будут стесняться делать признания, пусть пишут их анонимно, но обязательно прочтите все высказывания вслух (не называя имен). Потом обсудите, только мягко и деликатно, как помочь друг другу, как справиться со своими неудачами самому. Окажется, что радоваться можно не только хорошим отметкам и подаркам, но и улыбке друга, встрече с пушистым котенком по дороге в школу и тому, что тебя никто не назвал сегодня ненавистной кличкой.

Со временем стеснительность детей исчезнет, и у всего коллектива появится возможность научиться сопереживать, поддерживать друзей и делить на всех радость и успехи. «Вечерний круг» станет необходимостью.


КТО ЭТО СКАЗАЛ?

Постепенно дети знакомятся друг с другом все ближе и ближе, им начинает казаться, что белых пятен в характере ровесников уже нет. Самое время убедиться, что до полного узнавания друзей еще далеко. Поиграйте с вашими детьми в игру, построенную по принципу интервью. На сей раз вам понадобятся листки бумаги и карандаши (ручки). Количество играющих не должно превышать 12–15 человек, иначе игра слишком затягивается.

Предложите каждому игроку написать на маленьком листочке бумаги только одну короткую фразу, которая, по его мнению, наиболее точно его характеризует. Подскажите варианты, чтобы задание было корректным, например: «У меня длинные волосы», «Я люблю тишину», «Не могу обойтись без музыки», «Люблю поспать» и т.д.

Записи делаются строго конфиденциально и сдаются ведущему. Затем ведущий читает эти характеристики вслух, присваивая им сквозную нумерацию, а участники записывают их на своих листочках, ставя те же номера, не пропуская и своего высказывания, чтобы не нарушить нумерацию. Затем наступает время детективов: необходимо определить, кто автор какого высказывания. Для этого у каждого имеется только две возможности: один вопрос (например, «Не ты ли не можешь обойтись без музыки?») можно задать только дважды (то есть двум игрокам), после чего этот вопрос вычеркивается и считается нераскрытым.

Здесь уже речь идет о выборе тактики: можно, не задумываясь, обежать всех участников, задавая им первые попавшиеся вопросы, рассчитывая на статистическую удачу, а можно сначала оглядеться, вспомнить привычки ровесников и действовать с уверенностью в успехе.

У ведущего нет возможности строго контролировать поведение играющих. игра строится на понимании того, что главное в ней не результат, а честное выполнение правил. Против разгаданной характеристики ставится «плюс». Чтобы не затягивать игру, установите время (15–20 мин.), а затем проведите обсуждение.

Во время обсуждения:

— зачитайте характеристики и попросите авторов раскрыться;
— выясните, кто так и остался нераскрытым;
— задайте традиционный вопрос о новизне, о личных открытиях;
— спросите об ощущениях: было ли приятно оставаться неразгаданным или хотелось, чтобы вас раскрыли;
— обсудите тактику игры: кто как действовал, не нашлось ли сообразительных, кто, слушая диалоги партнеров, делал пометки в своих записях и таким образом сохранял свои игровые «ходы».


"ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

Упражнение проводится в общем кругу.

Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора. Цель этого упражнения — научить говорить «нет» или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.

Такое упражнение можно проводить с подростками. По просьбе ведущего каждый пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: «Все дети — невыносимы», «Пожилые люди — мудрые и спокойные», «Все вожатые ценят и уважают своих детей», «Родители никогда не понимают своих детей». После этого по мере готовности участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого — продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано. Примеры первой фразы: «Да, однако...», «Да, и все же...», «Да, и если...» При выполнении этого упражнения участники имеют возможность потренироваться в умении конструктивно вести диалог. Такое умение бывает очень полезно при общении с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды.


КАРАНДАШИ

Предлагаемое упражнение используется при подготовке консультантов для «телефона доверия». Однако оно может проводиться и для специалистов коммуникативных профессий, а также для старших подростков в тренингах общения или личностного роста.

Условия проведения упражнения — большая свободная комната, четное количество участников. Необходимый инструментарий — обычные карандаши или ручки. Если в группе нечетное число участников, то ведущий может встать в пару к тому, кто остался без партнера, хотя это нежелательно. Упражнение выполняется в парах, молча. Ведущий просит участников группы выбрать партнеров. После того как каждый выбрал себе пару и они встали вместе, ведущий произносит инструкцию.

Ведущий. Встаньте лицом друг к другу. Подушечками указательных пальцев каждый из вас должен зафиксировать карандаш таким образом, чтобы он находился между вами и партнером, соединяя вас. Каждый участник одновременно поддерживает два карандаша — свой и партнера.

Ведущий, выбрав себе пару, может продемонстрировать, как надо встать.

Ведущий. Сейчас вам предстоит вступить в контакт с вашим партнером, пообщаться с ним необычным способом. Общение будет происходить молча, без слов. Оно будет заключаться во взаимодействии с партнером через карандаши. Вы можете делать любые движения руками (мелкие, большие, широкие), можете двигаться по комнате. При выполнении движений карандаши не должны падать. Желательно, чтобы вы смотрели не на руки партнера, а ему в глаза (так легче установить контакт). Во время упражнения обращайте внимание на чувства, ощущения, мысли, ассоциации, которые будут у вас возникать.

По команде ведущего участники начинают «общаться» в парах. Каждая выбирает свой индивидуальный темп, ритм движений, между партнерами устанавливается «свой контакт». Это задание выполняют в течение 2–3 минут, потом ведущий предлагает каждому найти другого партнера и выполнить то же самое задание

Если партнерам удается установить доверительный, устойчивый контакт, то они могут выполнять достаточно сложные действия (например, не отрывая рук, не роняя карандашей, встать спиной друг к другу, при этом скрестив руки над головами).

При выполнении упражнения ведущий может подсказать участникам, на что следует обратить внимание. Ведущий. Отмечайте, в какой позиции находитесь вы и ваш партнер, кто из вас ведущий, кто — ведомый. В какой позиции вы чувствуете себя комфортно? Как происходит процесс взаимодействия? Что «говорит» вам ваш партнер? Что вы хотите ему «сказать»? Попытайтесь понять, какой человек ваш партнер.

Ведущий предлагает каждому сменить от 5 до 7 партнеров. После выполнения упражнения все собираются в круг и обсуждают свои чувства, впечатления, ощущения.

В процессе обсуждения участники высказываются. Такое обсуждение позволяет прояснить этапы вхождения в контакт с незнакомым человеком (предъявление себя, знакомство, поиск оптимального варианта взаимодействия, общение, вынужденный выход из контакта). Желательно, чтобы участники отметили, когда возникла усталость, как они чувствовали себя с разными партнерами, были ли негативные переживания, с чем они связаны.

Это упражнение направлено на прояснение позиций человека в общении, на формирование умения переключаться с одного человека на другого, на формирование выносливости, открытости, на развитие творческого потенциала и способов самовыражения.


«История имени»

У каждого человека есть своя история имени. Некоторых из нас назвали в честь родственников или даже в честь какой-нибудь знаменитости. Наше отчество также имеет большое значение. В процессе этой игры предложите каждому поделиться историей своего имени. Почему его так назвали? Нравится ли ему это имя? Какие прозвища могут быть образованы от этого имени? Кого еще также зовут? И попросите участников закончить рассказ фразой: «Пожалуйста, называйте меня…» (и далее необходимо указать вариант имени по собственному выбору участника). Таким образом, у каждого будет возможность сказать, как бы он хотел, чтобы к нему обращались и что хорошего в его имени.


«Намотать на палец»

Берем веревку или нитку без узлов достаточной длинны. Первый человек из группы начинает наматывать веревку на свой указательный палец и в это время рассказывает участникам группы о себе (где он родился, о своей семье, школьном опыте, домашних животных, о чем мечтает, жизненных целях, любимых блюдах и т.п.). Целью каждого участника является не останавливать рассказ о себе до тех пор, пока веревка (нитка) не будет полностью намотана на палец. Когда веревка (нитка) заканчивается, участник разматывает ее и передает следующему человеку в группе. Эта игра позволяет участникам как можно больше рассказать о себе. Также существует образовательная теория, которая заключается в том, что для людей, стесняющихся выступать на публике, процесс наматывания веревки на палец занимает ту часть сознания, которая ответственна за нервозность. С помощью единовременного процесса наматывания и рассказывания, речевой центр мозга раскрепощается, и при этом человек способен поделиться большим объемом информации. А чем больше информации поступает, тем больше возможностей существует у человека для установления тесного контакта с другими ровесниками.


«Состязание носов»

Сначала раздайте всем участникам по кусочку малярной ленты. Распорядитесь, чтобы каждый свернул этот кусочек в круг, липкой стороной наружу и поместил себе на нос. Поединок начинается с состязания двух человек, стоящих друг напротив друга. Они соприкасаются кусочками малярной ленты, находящейся у них на носу. Затем они начинают расходиться, и один из них выигрывает раунд, захватив чужой кусок малярной ленты. Победителю разрешается вновь положить на нос малярную ленту. Проигравший переходит в разряд болельщиков: встает за спиной у победителя, расположив руки на его плечах, и скандирует его имя, а тот в свою очередь встречается в поединке с другими участниками. Если участник побеждает противника, у которого уже за плечами собралась команда болельщиков, вся эта группа переходит в разряд его болельщиков. Соревнование продолжается до тех пор, пока не будет окончательно определен чемпион (с огромным клубком малярной ленты на носу). И что самое приятное, в итоге каждый может выиграть! И очень приятно осознавать, что десятки людей в восторге скандируют твое имя! И даже проигравшие участники быстро становятся частью победившей команды. В конце концов, особенно в больших группах, десятки людей будут с энтузиазмом выкрикивать имя чемпиона, создавая ажиотаж.

Вариант. Начинается это упражнение с размещения малярной ленты на пальце одной руки. И каждый принимает участие в поединке на этих условиях. Затем они переходят к «носовой» версии игры, которая требует от игроков «поделиться» своим личным пространством. Необходимо с уважением относиться к комфортным зонам и личному пространству для установления прочных взаимоотношений между участниками.


«Связанный круг»

Целью данного завершающего упражнения является создание замкнутой цепи участников, объединенных тем, что им нравится в лагере больше всего. Лидер сначала представляет себя: он кладет руки на бедра (для создания первого звена цепи) и рассказывает, что ему нравится больше всего в лагере. Самый первый человек, которому также нравится одно из перечисленных занятий, цепляется рукой за лидера (становится вторым звеном цепи). Он представляет себя и начинает рассказывать о тех аспектах лагерной жизни, которые нравятся ему больше всего до тех пор, пока третий человек не присоединится к цепи. Процесс продолжается до тех пор, пока все члены группы не станут звеньями одной цепи. Последний человек продолжает говорить до тех пор, пока первый не замкнет цепь. В этот момент самое время произнести лозунг: «То, что нас объединяет, делает нас ближе друг к другу!»