Набор психологических этюдов с малышами

X 74241a4fm.jpg

Психологический час "Космос моего отряда".

Разработка для школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель: сплочение отряда, отработка коммуникативных навыков, формирование атмосферы толерантности в отряде.

Проводится во всех отрядах с обязательным учетом особенностей воспитанников.

Принадлежности: лист бумаги А3, звездочки, вырезанные из цветной бумаги, наборы фломастеров и карандашей, клей ПВА или клеевой карандаш, большая белая звезда, магнитная доска с магнитами, магнитофон, кассета записями спокойной музыки.

Дети сидят на стульях полукругом, так, чтобы к доске с прикрепленным на ней листом был свободный доступ. Стол с принадлежностями стоит вдоль стены чуть сбоку от доски.

Лучше всего методика работает в группе от 10 до 15 человек.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем учиться светить другим людям. Вспомните, как я вам всегда говорю о вашей неповторимости.

Каждый из вас является единственным и неповторимым не только у нас в интернате, но и в городе, и в области, и на всей земле. Даже во всем космосе нет таких, как вы. Нет такого Саши, такой Юли и т.д. (называются имена детей).

А как мы называем уникального и неповторимого человека? Того, кто умеет что-то делать, лучше, чем другие? Звездочкой.

Так значит каждый и каждая из вас – звездочки, ведь вы уникальны и неповторимы. А ваш класс, это космическое пространство – космос вашего отряда. Вы согласны со мной?

Сейчас вы подойдете к этому столу, выберите себе любую звезду, напишите на ней свое имя и приклеите свою звезду в любом месте вашего космоса. Приклеивайте так, чтобы все могли прочитать ваше имя. (могут быть вопросы: Можно я себя ласково назову? А можно я еще рисунок нарисую? Можно восклицательный знак поставить? и др. Отвечайте, что можно, ведь вы звездочки!)

Психолог: А теперь, ребята, самое главное! Ведь каждая звезда – это солнце: маленькое или большое, но солнце. А солнце согревает все вокруг, без него нет жизни на земле. А вы ведь тоже солнышки, согласны со мной.

Так давайте учиться согревать тех, кто рядом с нами. Для этого вы сейчас будете говорить приятные слова про каждого из вас по очереди. Но не только говорить, но и проводить от своей звездочки лучик – стрелочку к звездочке того, о ком говорите. И на этом лучике напишите эти приятные слова. Старайтесь найти про каждого особые слова, которые будут характеризовать именно этого человека – именно Валю, Юру, Машу и т.д. То есть слова и определения не должны часто повторяться. Понятно? (если кто-то не понял, что делать, объясните сразу). Говорить добрые слова надо глядя человеку в глаза и обращаясь к нему по имени. Например: «Дима, ты очень хорошо решаешь задачи».

Начнем с…….. (называете имя ребенка, сидящего с краю, тогда другим не будет обидно, что выбрали не его).

Каждый из детей по очереди говорит приятные слова этому ребенку и рисует лучик фломастером. Работа продолжается до тех пор, пока про всех ребят будут сказаны добрые слова.

Психолог направляет мысли детей, помогает увидеть что-то хорошее даже в самом злостном хулигане. Например: а помните, как Ваня хорошо костер в походе разжег? Или .. какую рыбу на рыбалке поймал? Необходимо, чтобы про каждого каждый сказал добрые слова, чтобы в каждом увидели его положительные черты, его особенность, его индивидуальность.

Обычно про первых двух детей ребята с трудом подыскивают слова, а потом работа становится очень активной.

Воспитанники азартно ищут слова-характеристики про каждого, проговаривают их вслух.

В это время постарайтесь зафиксировать интонации детей, реакцию на положительные отзывы, умение сказать добрые слова и .д. Все эти ваши наблюдения потом пригодятся Вам в работе с эти отрядом.

К окончанию работы лист покрывается сетью разноцветных стрелочек и психолог подводит итог работы.

Психолог: Ребята, посмотрите, каким получился космос вашего отряда. Сколько тепла разлито в нем! Все эти пересечения ваших лучей создают хороший положительный фон в вашем отряде. А чтобы это тепло сконцентрировалось и стало более ощутимым, сделаем вот что. Возьмите еще по одной звездочке, напишите на ней свое имя и приклейте ее на эту большую звезду. Эта звезда – ваши воспитатели, которые всегда рядом с вами.

Они ведь тоже уникальны и неповторимы, значит они тоже звезды и солнышки. На своих звездочках напишите приятные слова своим воспитателям.

Видите, как красиво у вас получилось. Какое тепло пронизывает ваш космос. От этого тепла даже в моем кабинете стало уютнее.

Психолог: Ребята, я дарю вам ваш космос, ваши звезды и желаю, чтобы у вас всегда находились теплые слова для друзей и для всех вокруг

Рефлексии не надо. Необходимо, чтобы возникшее у детей состояние осмысливалось ими постепенно, а эмоциональный настрой осталось подольше. Хорошо сделать общую фотографию отряда.


Этюд «Гроза».

Цель: выражение эмоций, преодоление страха. Этюд может быть использован в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущий предлагает детям представить сильную грозу, как на небо набегают огромные тучи, гремит гром, становится очень темно и страшно.

Дети изображают, как они боятся грозу: дрожат от страха, прижимаются друг к другу, сидя на ковре.

Ведущий говорит детям, что дождь заканчивается, появляется солнышко.

Дети улыбаются, потягиваются и радостно обнимаются.


Этюд «Звезды».

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми.

Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Психолог произносит терапевтический текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».



Игра «Что будет если...?»

Игра предназначена для развития воображения. Может быть использована в группе детей до 8 человек. В нее можно играть не только в группе, но и с одним ребенком, когда есть свободное время, например, в очереди или в транспорте. Эта игра очень нравится детям.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «что будет если…» Дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными.

Примеры вопросов: «Что будет/случиться, если…?» 1. 10 лет будет идти дождь 2. с неба будут падать вместо снега сахаринки 3. вместо птиц по небу начнут летать слоны 4. на грядках начнут расти сосиски 5. люди начнут ходить задом наперед

Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.


Рисунок того, чего не может быть.

Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей до 8 лет.

Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа - такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет.


Игра "В осеннем лесу".

Цель игры: развитие мышления, воображения, речи. Количество участников 3-7. Игра предназначена для детей от 5 лет.

Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый предлагает детям задать друг другу вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, дети могут кидать друг другу мяч или передавать маленький предмет.


Игра «Море и небо».

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают: 1) с помощью рук - море (волны, штиль, шторм); 2) с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).

Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.


«Закапывание плохих слов».

Если ребенок только начал употреблять в своей речи нецензурные слова, можно воспользоваться следующим методом коррекции.

Нужно раскопать с ребенком ямку, нашептать туда все плохие слова, которые знает ребенок, и закопать их в этой ямке.

Делать все это надо с серьезным видом, настраивая ребенка на то, что слова должны остаться в ямке навсегда. Такое ритуальное действие очень нравится детям и является высоко эффективным, в том случае если употребление нехороших слов, еще не стало привычкой.


Игра: "Алфавит".

Игра предназначена для детей и взрослых. Развивает внимание, воображение, произвольность.

Игра занимательная и веселая. Может быть использована, для того чтобы весело скоротать время в ситуациях ожидания, например, при поездке в автобусе. Количество участников - два человек (но при желании возможно увеличить количество играющих до четырех).

Перед участниками игры на доску вешается алфавит (если дети большие и знают алфавит, то это не обязательно). Игрокам присваиваются различные роли, например, покупатель и продавец, водитель такси и пассажир. Участники должны вести беседу между собой, начиная каждую фразу с новой буквы алфавита.

Пример: дворник-прохожий

-А кто это тут намусорил? -Боже мой, не думаете же вы, что это я здесь семечки грыз? -Возможно... -Господи... что за подозрения... -Да-да, а кто это если не вы? -Если не я, что больше не кому?


Игра «Кто может …?»

Цель: развитие мышления, воображения, речи. Игра для детей 5-7 лет. Количество участников 4-8 человек.

1 вариант. Дети встают в круг, передают друг другу мяч и задают вопрос: «Кто может …?» (кричать, дуть, прыгать, свистеть, звонить, сопеть, топать, вертеться). Тот, кто не может придумать вопрос или ответ выбывает из круга. Побеждает тот, кто остается последним.

2 вариант. Дети встают в круг. Психолог задает детям такой же вопрос: «Кто может …?» (летать, шипеть, фыркать, хрюкать, падать). Дети по очереди отвечают на него. Тот кто не может придумать ответ пропускает очередь ответа. Тому, кто придумает больше всего ответов на один вопрос, выдается фишка. Побеждает тот, кто набирает больше всего фишек.


Этюд « Бабочки».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Этюд желательно проводить в группе из не более чем 5 детей.

Психолог предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают "порхать" по комнате. Психолог сопровождает этюд терапевтическим текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками - улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко - высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.


Телесно-ориентированная игра «Ласковый мелок».

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Ход игры: Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.


Игра «Скульптура".

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения. Игра может быть использована в ходе коррекционной работы с тревожными детьми.

Ход игры: Дети делятся на пары. Один из них -скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.



Игра «Ветерок».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, расслабление.


Ход игры: дети ложатся на животики на ковер и закрывают глаза. Один из детей гладит всех остальных по спинке – он ветерок. Затем дети должны открыть глаза и угадать, кто был ветерком. Желательно чтобы каждый из детей побывал в роли ветерка.


Игра «Ветерок».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, расслабление.


Ход игры: дети ложатся на животики на ковер и закрывают глаза. Один из детей гладит всех остальных по спинке – он ветерок. Затем дети должны открыть глаза и угадать, кто был ветерком. Желательно чтобы каждый из детей побывал в роли ветерка.


Смешные страхи.

Цель: коррекция страхов.


Психолог просит нарисовать детей то, чего они боятся, а потом дает им задание сделать из страшного что-то смешное. (Например, бандиту можно подрисовать бантики и туфельки, волку - заячьи ушки.)


Упражнение «Тучка и солнышко».

Цель: коррекция тревожности.


Ход занятия: дети складывают лист бумаги пополам. На внешней части листа психолог просит их нарисовать тучку, а внутри листа солнышка. Затем проводится беседа: каждый из детей рассказывает про свою тучку и солнышко, и в конце делается вывод о том, что за каждой тучкой скрывается солнышко, а после любых неприятностей бывает все хорошо.



Этюд «Росток».


Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе. Для детей 6 лет.

Дети садятся на ковер, психолог говорит: представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, /психолог стучит палицами по спинам детей/. Из семечек появились расточки /дети вытягивают вверх руки/. Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами /дети встают в полный рост и разводят руки в сторону/. Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки. А сейчас каждый скажет, что он за цветочек. /Дети передают друг другу по кругу мяч, и говорят, например: «Я роза, а ты кто?»/ Этюд завершается тем, что все дети дружно вспоминают, кто из них какой цветик.


Этюд «Обнималки».

Цель: снятие мышечных зажимов. Этюд может быть использован в работе с тревожными детьми.


Психолог говорит детям: «Представьте, что вы обнимаете огромного слона, бегемотика, поросенка». Дети изображают «обнималки» широко расставив руки. Затем психолог предлагает детям погладить котенка, щенка, и аккуратно взять в ладошки хомячка. Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.


Игра «Все у кого…».

Групповая игра для детей 6 – 7 лет.

Цель игры: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.


Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.


Примеры:

- Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
- Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.
- Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
- Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.
- Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.
- Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.


Игра «Слон, жираф и крокодил».

Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми.

Правила:

Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.


Игра «Угадай предмет».

Цель игры: развитие внимания, мышления, обучение выразительным движениям.

Дети сидят в кругу. Психолог говорит на ушко одному из детей название какого-то предмета. Ребенок должен показать его остальным детям при помощи пантомимы. Дети, которые отгадывают, за правильные ответы получают очки. По итогам игры определяется самый сообразительный ребенок. Лучше всего начать игру с загадывания простых предметов, которые легко показать (ручка, ложка), а когда дети втянутся в игру перейти к тем, которые сложно изображать и отгадывать (холодильник, будильник).


Этюд «Деревья».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Психолог говорит детям: «Тянемся высоко - высоко, представим с вами, что мы деревья. Покачаем руками из стороны в сторону, как будто дует сильный ветер и раскачивает ветки. Покажем, как дует ветер: «Шшшш-шшшш». Веточки упали вниз и болтаются, как будто метут по земле и снова поднимаются наверх».


Игра «Царевна Несмеяна».

Цель игры: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.


Игра «Потерялся ребенок».

Цель игры: формирование интереса к окружающим.

Дети садятся в круг. Психолог рассказывает им, что в группе потерялся ребенок и его надо найти (например, потерялся мальчик со светлыми волосами в желтой футболке). Затем психолог бросает мяч кому-то из детей, и тот должен угадать, кто из присутствующих детей "потерялся" и бросить мяч обратно. Как вариант дети сами могут загадывать того, кто потерялся.


Упражнение «На берегу моря».

Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети ложатся на ковер. Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить каждого ребенка). Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».


Игра «Замри».

Формирует произвольность поведения, , вызывает положительные эмоции. Может быть использована в работе с гиперактивными детьми.

Ход игры: звучит музыка, дети двигаются по комнате. Когда музыка прерывается, дети должны замереть в той позе, в которой находятся. Игра продолжается несколько раз. Постепенно время в состоянии «замри» увеличивается до 1 минуты. Игру можно проводить и без музыки, а в качестве сигналов использовать хлопок и команду «Замри!», «Отомри!»


Игра «Назови ласковым именем».

Игра формирует у детей доброжелательное отношение друг к другу. Может быть использована в работе с тревожными, застенчивыми детьми.

Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился. Желательно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.


Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания. Игра групповая, в ней может участвовать любое количество детей.

Взрослый рисует на доске какую-либо фигуру. К доске по очереди выходят дети и дорисовывают детали. В это время у всех остальных детей глаза закрыты. По команде взрослого дети открывают глаза и угадывают, что изменилось на рисунке. Как вариант, можно рисовать дом, лесную полянку, подводный мир, детский сад.


Игра "Жучки и ветерок".

Цели игры: снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения. Может быть использована в период адаптации детей к детскому саду. Вызывает у детей положительные эмоции.

Ход игры: Дети ползают по ковру, изображая жучков. Когда взрослый говорит: "Ветерок" - жучки ложатся на спинку и начинают двигать руками и ногами, показывая, что не могут перевернуться. Затем взрослый говорит детям, что жучки - молодцы и все-таки смогла перевернуться на лапки и могут ползать дальше. Игра повторяется несколько раз.


Игра "Мышеловка".

Активная групповая двигательная игра, способствует развитию внимание и может быть использована в работе с гиперактивными детьми.

Ход игры. Дети встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх - это мышеловка. Один из детей - мышка. Он бегает через мышеловку, а в это время дети произносят считалочку: "Раз, два, три, четыре - дружно мышку мы ловили"(2 раза), после чего опускают руки и ловят мышку в мышеловку.


Игра "Котенок".

Цели игры: мышечное расслабление, снятие психоэмоционального напряжения. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и в группе.

Взрослый говорит ребенку: "Представим, как мы превращаемся в котенка. Котенок лежит на коврике и мурлычет свою любимую песенку. Ему тепло и уютно". Встаем на коленки, затем ложимся, свернувшись клубочком. Греемся на солнышке.

После этого можно обсудить ощущения (рефлексия): что чувствует котенок? Каким котенком ты стал?

Далее: котенок просыпается, встает на коленки, ловит «свой хвостик», громко мяукает, выгибает спину, шипит.


Тренинговое занятие для детей от 5 лет « Полет на Луну».

Цели:

1.Снятие психоэмоционального напряжения.
2.Обучение выражению эмоции гордости.
3.Обучение детей выразительным движениям
4.Обучение ауторелаксации.

Занятие можно дополнять и модифицировать по собственному желанию. Время занятия 20-50 минут. Количество детей в группе 5-10.

Считается, что времена, когда все дети мечтали стать космонавтами ушли в прошлое, но это совсем не так. Образ космонавта по-прежнему остается очень притягательным для ребят. Они с большим удовольствием играют в «полет на Луну».

Игра помогает формировать у детей произвольность поведения – они с большой охотой выполняют все самые сложные правила и справляются со всеми ограничениями, которые вы предлагаете им (лишь бы быть такими, как настоящие космонавты). Во время игры дети чувствуют себя сильными и мужественными - у них формируется уверенность в себе, поэтому игра может быть рекомендована для коррекции застенчивости и неуверенности у детей. При этом надо отметить, что девочкам нравится быть космонавтами не меньше, чем мальчикам.

Игра состоит из нескольких этапов:

1 Подготовка к полету. Дети делают зарядку, можно эмитировать подъем штанги – космонавты должны быть очень сильными и организованными.

2. Сборы перед полетом. Полет - очень ответственное дело - выбирают только самых лучших – но наши ребята все такие. Они собираются, пожимают друг другу руки, как взрослые, машут рукой Земле.

3. Полет. Одевают скафандры, проверяют космический аппарат - все ли в порядке. Теперь в путь! Нужно рассказать детям, что при отрыве от Земли возникают перегрузки, поэтому они изображают, как сильно напряжены. /Этап напряжения/ Ну вот отрыв произошел, и так как в космосе невесомость, то можно поболтать руками и ногами, «полетать» по игровой комнате. /Этап расслабления/

4. Пока летим на Луну, можно немного поиграть. Скафандры мешают разговаривать, поэтому пообщаемся жестами. Дети встают в круг и по очереди загадывают профессии, объясняя их жестами. Если дети затрудняются придумать профессию, психолог им подсказывает профессию и как ее можно показать.

например:

повар – варит суп
строитель – укладывает кирпичи
спортсмен – упражняется
водитель – крутит руль
дворник – метет снег
балерина – танцует и т.д.

5.1. Ну, вот мы и прилетели на Луну, как здесь все необычно! Дети ходят по группе лунной походкой и исследуют поверхность Луны. /Расслабление мышц, релаксация/

5.2 Можно ввести в игру встречу с инопланетянами, разделив детей на 2 команды.

6. Летим обратно. Небольшая перегрузка при отлете – дети напрягают мышцы - затем расслабляют.

7. Мы вернулись на Землю героями. Похлопаем себе! В конце игры можно обсудить, кому что из детей понравилось и не понравилось при полете.


Телесноориентированное занятие для детей «Готовим обед».

Дети садятся в круг вместе с психологом. Он спрашивает ребят, что они любят кушать больше всего на свете. Каждый рассказывает о своем любимом блюде. Все вместе эмитируют, что едят что-то очень вкусное, при этом улыбаются, гладят животики и радуются. Потом каждый из ребят по очереди ложиться в центр круга и из него готовят какое-то блюдо (суп, котлету, торт). Ведущий (кто-то из ребят) предлагает, какое будет готовиться блюдо. Все по очереди добавляют в него нужные ингредиенты и проделывают с ним необходимые манипуляции (раскатывают, размешивают, обмазывают). В конце тот, из кого готовили обед, подходит к каждому из ребят ; они «пробует его на вкус» и нахваливают, говоря при этом, например, : «я съем у этого мальчика вкусное превкусное ушко – ам!» Игра вызывает положительные эмоции и сплачивает группу.


Тренинговое занятие "Лягушата" для 5- 6 лет.

Цели:

1.Снятие психоэмоционального напряжения.
2.Обучение выражению эмоций.
3.Обучение детей выразительным движениям
4.Обучение ауторелаксации.


Занятие можно дополнять и модифицировать по собственному желанию. Время занятия 20-50 минут. Количество детей в группе 5-10.

Дети сидят в кружок на стульчиках.

Психолог:

Дети:

- Сегодня мы превратимся в маленьких, зеленых….??????

- Лягушат!!!!!!!!!

- Правильно, но чтобы в них превратиться, мы с вами должны произнести считалочку.

- Раз, два, три, четыре, пять – превратимся в лягушат.

- Проснулись маленькие лягушата на пруду, каждый на своем листике, посмотрели по сторонам, улыбнулись друг

другу и поздоровались.

- Передают по кругу привет, хлопая по ладошке соседа.

- А теперь надо потянуться, чтобы проснуться наверняка. Кто у нас самый высокий? Самый широкий, самый маленький?

- Тянут руки вверх, в стороны, к носочкам.

- Плечики здороваются с ушками, лопаточки друг с другом.

- Выполняют упражнения.

- Лягушата совсем маленькие – у них еще нет имен, давайте каждый из вас придумает себе лягушачье имя.

- Дети придумывают имена, если у кого-то возникают затруднения – имя придумывает вся группа (Квака, Зеленка, Камышонок, Жабик и т.п.)

- А теперь время подкрепиться, а то в животиках у лягушат уже урчит.

- Делают грустные лица, трут животики.

- Кто знает, что кушают лягушки?

- Комариков.

- Правильно, но чтобы их поймать - нужно притаиться и подождать.

- Затаиваются и ловят комариков.

- Вкусно покушали!

- Поглаживают животики и улыбаются.

- Теперь можно и отдохнуть

( психолог включает расслабляющую музыку и говорит: «светит солнышко, лягушата отдыхают, закрывают глазки, улыбаются солнышку и т. п.»)

- Ложатся на ковер, раскинув руки и ноги.

- Лягушата отдохнули, теперь можно и погулять, но когда я скажу: «Цапля!» - нужно быстренько вернуться на свои листики (стульчики).

- Скачут по ковру, игра повторяется 4-5 раз.

- Испугались лягушата цаплю и остались играть дома. Давайте поиграем в «глухие телефончики» - будем передавать друг ругуна ушко секретики.

- Загадывают 2-3 секретика.

- Поиграли лягушата, и тут вдруг начался

дождик.

- Прячутся, закрывая лицо ладошками.

- Посмотрим, может быть, он закончился?

- Подглядывают сквозь ладошки. (Поочередно прячутся и выглядывают).

- Ну вот, опять появилось солнышко!

- Радуются, скачут.

- А нам пора превращаться в ребят.

- Произносят считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять – превращаемся в ребят».

- Обсуждает с детьми игру.

- Рассказывают, что им понравилось и запомнилось в игре.

- Мы с вами молодцы.

- Хлопают в ладоши, гладят себя по головкам.