Набор ледоколов 16

X f3bc3034m.jpg

«Атомы-молекулы» или «Броуновское движение»

Цели: Разогрев участников. Задание активного темпа работы. Снятие напряжения у участников.

Материалы: Не требуются.

Ход работы: Участники распределяются по помещению в произвольном порядке. Желательно, чтобы мебель и стулья не мешали свободному передвижению. Упражнение может проводиться как вначале работы группы, так и после перерыва.

Инструкция: Сейчас нужно вспомнить что такое «броуновское движение». Правильно — это хаотичное движение. Теперь представьте, что вы атомы. Чем выше температура тем быстрее атомы двигаются, чем меньше — тем медленнее. При 100 градусах молекулы носятся с большой скоростью, то есть бегают изо всех сил, а при -40 градусах еле двигаются. При этом иногда атомы собираются в молекулы и крепко держатся друг за друга. Сейчас вы будете двигаться как атомы, а я буду задавать температуру. Когда я скажу атомы соберитесь в молекулу по и назову число, вы должны будете образовать молекулы с тем числом атомов, которое я назвал. Те атомы которые остались без молекул или те атомы, которые образовали молекулы не соответсвующие названному мною числом должны будут выполнить несложные задания. И так начинаем.

Вопросы для обсуждения (шеринг): Сложно ли было выполнить это задание? Что было сложнее? Понравилась ли вам жизнь атомов? Выбирали ли вы с кем соединяться в молекулу или присоединялись к первым попавшимся атомам? Были ли те, кто ни разу не смог попасть в молекулу? Почему это случилось?

Заметки Задания нужно давать не сложные. Например, порыгать на одной ноге, дотронуться пальцем до носа с закрытыми глазами. с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками показать ширину своих плеч и т.д.

Следите за поведением участников, иногда случается так, что «атом» не находящий молекулу и не желающий быть наказанным в одиночестве специально присоединяется к молекуле, чтобы наказали не его одного. Такое поведение не стоит оставить незамеченным.


Землетрясение

Цели: Снятие напряжения у участников. Задание темпа для работы. Материалы: Не требуются.

Ход работы: Участники распределяются по помещению в произвольном порядке. Желательно, чтобы мебель и стулья не мешали свободному передвижению. Упражнение может проводиться как вначале работы группы, так и после перерыва.

Участникики разбиваются на группы по 3 человека. Два человека стают лицом к другу и, подняв руки вверх, соединяют их — это «Домики». Третий участник группы встает в центр — это «Житель». Один участник из всей группы становится ведущим.* Ведущий дает команды:

«Домики ищут жителя» — «домики» оставляют своего жителя и ищут себе нового, передвигаясь по комнате. «Жители» остаются на месте. «Жители ищут домик» — «Жители» оставляют свои домики и ищут себе другой. «Домики» остаются на месте. «Землетрясение» — «Жители» и «Домики» начинают движения в поисках себе «Домика» и «Жителя» соответсвенно. Участник оставшийся без «Домика» становится ведущим.

Инструкция: Разбейтесь на группы по три человека. Любые двое человека в группе возьмитесь за руки и поднимети их вверх, как бы образуя домик. Третий участник вашией группы — Это житель этого домика. Сейчас я (либо ведущий) буду давать такие команды: «Жители ищут домик» и жители должны будут покинуть свой домик и подыскать себе новое жилье. Домики остаются стоять на месте. Тот житель который не найдет себе домик становится ведущим. При команде «Домики ищут жителя» все порисходит с точностью до наоборот. Жители остаются на местах а домики отправляются искать себе жителя. Житель, оставшийся без домика становится ведущим. Во время команды «Землетрясение» и жители и домики отправляются на поиски себе крыши над головой и жителя. Ведущий может давать лубую команду. Если у вас есть вопросы, то задайте их сейчас, если все понятно, то начинаем.

Вопросы для обсуждения (шеринг): Сложно ли было выполнить это упражнение? Оставались ли вы без домика? Как вы себя чувствовали при этом? Что вам больше нравится быть домиком или жителем? Почему? Как вы выбирали себе домик? Как вы вибирали себе жителя? Домики, всегда ли вы действовали синхронно или крыша иногда все же трещала? Заметки В этом упражнении можно оценить скорость реакции и внимательность участников.

Разбейте упражнение на две части, и в середине можете разрешить домикам стать жителями, а жителям стать домиками, по желанию.


Путаница

Цели: Снятие напряжения у участников Сплочение участников Создание доверительных отношений Материалы: Не требуются.

Ход работы: Участники встают в круг. Желательно, чтобы мебель и стулья не мешали свободному передвижению. Упражнение может проводиться как вначале работы группы, так и после перерыва. Задача участников распутаться.

Инструкция: Сейчас вам нужзно будет взяться за руки, но с двумя условиями: 1. Нельзя брать за руки партнеров стоящих непосредственно рядом с вами (слева и справа от вас). 2. В каждой руке может быть только одна рука другого человека и при этом нельзя взяться обеими руками за одного человека. Возьмитесь за руки. Посмотрите на соседей. У всех получилось справиться с этими условиями?. Теперь я засеку время, и ваша задача распутаться как можно быстрее. При этом нельзя отпуск руки, но и выворачичать их друг другу не стоит. Если все понятно, я запускаю секундомер.

Вопросы для обсуждения (шеринг): Сложно ли было выполнить это задание? Что вы чувствовали, когда пытались «распутаться»? Что мешало? Что помогало?

Заметки После обсуждения можно подвести задачу под коандообразование. Важно «чувствствовать плечо напарника», «видеть общую цель»...


Упражнение Возьми салфеток

Упражнение помогает участникам упражнения познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Необходимые материалы: бумажные салфетки. Время: 5 минут. Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники упражнения сидят в общем кругу. Вожатый передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, Вожатый просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял. Обсуждение. Не требуется.

Вариант. Можно попросить участников поделиться фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой упражнения. Например, в упражнении по эффективной работе в команде – о факторах, влияющих на командную работу и т.д.


Упражнение Фрукты

Упражнение помогает встряхнуть группу после перерыва. Время: 5-10 минут. Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Вся группа сидит в кругу. Вожатый просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины». После того как это будет сделано, Вожатый говорит «поменяться местами всем «бананам» – и все «бананы» должны встать и найти себе новое место. Пока все меняются местами, Вожатый может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.


Упражнение Охота

Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе встряхнуться и подвигаться после перерыва или обеда. Необходимые материалы. Подушка или большая мягкая игрушка. Упражнение проводится в достаточно просторном помещении или на улице. Время: 5 минут. Размер группы: любой.

Описание. Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого Вожатый (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если Вожатый говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится упражнение, поодиночке. Если Вожатый говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие – нельзя салить участников, обнявших друг друга. Обсуждение. Не требуется. Какую роль играет самовнушение в процессе достижения успеха?


Упражнения по управлению групповой динамикой

В этой статье 2 упражнения, которое позволят вам, как Вожатому управлять группой динамикой и сделать ваш упражнение активным и запоминающимся.

1. Извержение вулкана.

Упражнение активизирует группу, уставшую от мероприятия. Время: 5 минут. Размер группы: любой.

Описание. Вожатый делит всю группу на две половины, одна из которых становится «жерлом вулкана», а другая – «лавой». «Лава» должна плотно встать плечом к плечу, а «жерло» формирует круг вокруг «лавы», взявшись за руки либо положив руки на плечи друг другу. После этого «лава» должна выравниваться из «жерла вулкана», а «жерло» должно ее сдерживать.

2. Босс сказал.

Упражнение активизирует группу, поэтому хорошо использовать его после перерыва или когда группа уже немножко устала. Время: 5 минут. Размер группы: любой.

Описание. Вся группа стоит в кругу. Вожатый говорит, что будет давать группе простые инструкции, выполнять которые нужно только в том случае, если перед инструкцией Вожатый произнесет «Босс сказал». Вожатый показывает движение и просит группу повторить его (например: «Хлопай в ладоши!», «Подпрыгни!», «Топай ногой!, «Тяни!», «Толкай!»), группа повторяет только в том случае, если Вожатый произнес «Босс сказал» (например: «Босс сказал: «Хлопай в ладоши!»). Первый, кто ошибается, показывает следующее движение.


Упражнение Групповое гудение

Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную. Время: 5 минут. Размер группы: любой.

Описание. Вся группа стоит в общем кругу. Вожатый просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, Вожатый спрашивает группу, может ли она гудеть громче. Вожатый просит группу гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки Вожатого – гудеть громче, если рука подымается вверх, и тише, если она опускается вниз.

В конце Вожатый либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким. Обсуждение. Не требуется.


Упражнение Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником и т.д. Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы. Время: 10-15 минут. Размер группы: 10-20 человек.

Описание. Вожатый просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому клиенту можно найти свой ключик.


Упражнение Я надеюсь – я опасаюсь

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам упражнениеа точнее сформулировать свои ожидания от предстоящего обучения, а также способствуют тому, чтобы участники максимально открыто делились своими мыслями, чувствами и опасениями и т.д. Необходимые материалы: бумага для записей. Время: 5-15 минут. Размер группы: любой.

Описание. Вожатый раздает участникам бумагу и просит написать их надежды и опасения, связанные с предстоящим упражнением. Например: «Я надеюсь, что упражнение поможет мне разрешить проблему с моим другом, я опасаюсь, что упражнение будет скучным». Подписывать записки не нужно.

Все записки сдаются Вожатому. Вожатый зачитывает записки по одной, и группа обсуждает, что нужно сделать для того, чтобы эти надежды оправдались, а опасения остались лишь опасениями.