Набор игр на сплочение 3

X a89698c5m.jpg

Летающие яйца» Цели:

1. Увеличить сплоченность в группе.
2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи. :3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.

Процесс:

1. Инструкция: «У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»

2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.

3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.

4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо. «Незаконченные предложения» В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно приня­тыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила. Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты). Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для ка­ждого из следующих незаконченных предложений. — В этой группе нежелательно… — В этой группе опасно… — Из этой группы будет исключен тот, кто… — В этой группе можно…

Вопросы для обсуждения: — В какой степени действующие в группе правила ясны участникам? — Насколько широк спектр негласных норм? — Какие из них полезны, а какие обременительны? — Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?

«Приглашение к совместной деятельности»

Многие ведущие упускают из виду, что необходимо тщательно от­слеживать свое отношение к участникам группы и их отношение к се­бе. В силу авторитета, создаваемого его положением, и в результате раз­нообразных проекций, в группе легко может сложиться отношение к ве­дущему, как к могущественному, обладающему властью отцу. Причем это отношение может включать в себя как позитивные, так и негатив­ные аспекты. Я считаю важным, чтобы участники установили с веду­щим партнерский контакт. Предлагаемая психологическая процедура позволяет осознать и обсудить отношение участников к ведущему.

Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то, что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и пере­дайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совме­стное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутрен­них ощущениях.

Вопросы для обсуждения: — Насколько широк оказался спектр желаний участников? — Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а ка­кие — скорее его ролью? — Какова была реакция ведущего на различные желания участни­ков? — Какие формы поведения ведущего неприятны участникам, а ка­кие, наоборот, нравятся'?

«Групповая мозаика»

Это упражнение помогает участникам и ведущему оценить потен­циальную возможность возникновения конфликтов в группе. Оно осо­бенно полезно для тех групп, участники которых боятся конфронтации и открытого высказывания разногласий, так как позволяет мягко перей­ти к обсуждению возникших проблем. В этом случае важно, чтобы Вы, как ведущий, приняли ту формулировку конфликта, которую дает груп­па. Не стоит слишком много говорить о конфликте, если Вы хотите его решить. Работа в тройках и возможность выразить свое мнение с помощью рисунка создает атмосферу безопасности, которая уравновешивает чув­ство тревоги, вызванное темой работы.

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от групповой работы и понять, в чем они похожи, а в чем — отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего. Я хотел бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать... Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами... Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, че­го мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмо­сфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стре­мимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интере­сные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете использовать три цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второй — для того, чем вы недовольны, и третий — для нейтральных событий. У вас есть на это 1 час... После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая под­группа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сначала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о со­держании картины и лишь затем дают свои собственные комментарии. По­том наступает очередь следующей тройки. В завершающем обсуждении можно осторожно подвести итог и про­анализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, ка­кие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.

«Межгрупповая встреча»

Это упражнение помогает противостоящим друг другу группам подгруппам лучше понять друг друга и создать основу для объединения (В предлагаемой инструкции я исхожу из противостояния внутри группы).

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в ходе которого каждая подгруппа сможет сосредоточиться на характерных для нее особенностях, которые отличают ее от другой подгруппы или объединяют с ней.

Я хотел бы, чтобы те, кто стоит на точке зрения А, объединились друг с другом так же, как и те, кто отстаивает точку зрения Б. Все, кто занимает нейтральную позицию, пусть также объединятся и будут наблюдателями.

Группы А и Б будут сейчас работать отдельно друг от друга, лучше всего — в двух разных комнатах. Каждая из групп должна будет выполнить три задачи:

1. Описать свою группу, отметив, что для нее характерно, и что объединяет ее членов;

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой группы;

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложи­лось у членов другой группы о самих себе, как они видят свою группу, что думают о ней.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через час я передам каждой группе три составленных другой группой списка , и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников (1 час).

Наблюдатели могут присоединиться к любой группе, но при этом имеют права говорить.

Пусть обе группы работают отдельно, а через час передайте им списки друг друга.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о другой группе оказалось не вполне верным. Какая информация о другой группе оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпаде­ния? В чем ошибались вы сами, а в чем — члены другой группы? У вас снова есть один час.

В заключение соберите всех для общего обсуждения и предложите обеим группам обменяться впечатлениями. Спросите участников, поможет ли им полученная информация достигнуть компромисса в исходном спор­ном вопросе.

«Конфликты и сплоченность»

С точки зрения групповой согласованности, конфликты между участниками группы призваны выполнять важную задачу. Они предоставляют возможность выразить амбивалентные чувства, неизбежно возникающие в любых значимых отношениях. Более того, незначительные конфликты взаимно нейтрализуют друг друга и предотвращают раскол группы в результате какого нибудь центрального конфликта.

С другой стороны, важным является, разумеется, наличие объеди­няющего всех членов группы общего согласия в каких то базовых воп­росах. Такое согласие дает им возможность чувствовать себя достаточ­но уверенно при столкновениях между собой в разного рода мелких конфликтах. Это упражнение поможет членам группы понять, в чем со­стоит базовое согласие в их группе, а также выяснить, есть ли в группе небольшие конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности.

Инструкция: Я хотел бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку "Кого люблю, того дразню". К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно.

Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга.

Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: "Да, это сплоченная группа".

Разделитесь на тройки.

Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину, в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понятно, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час…

Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.

1. Закрытие «Дождливые письма»

Днем в какой-то момент каждому человеку вручается бумага по количеству членов отряда (если, например, в отряде 20 человек, то каждый получает по 19 бумажек) и предлагается до начала «Огонька» написать всем письма, в которых о каждом необходимо написать все самое лучшее, что он проявлял на смене. Одно из предложений должно начинаться словами «Я люблю в тебе…»

«Расскажи мне обо мне»

На последнем «Огоньке» принято делиться своими впечатлениями о смене. Делается это, как всегда, по очереди. Плюс к этому предлагается осуществить следующий процесс. Когда кто-то заканчивает свою дележку, он просит одного, двух или трех человек, - в зависимости от имеющегося времени, - дать ему обратную связь, т.е. высказать свое мнение об этом человеке: что в нем классного, какие качества работают, за что можно благодарить, что стоит развивать, и что неплохо было бы подправить. И так по кругу.

«Давать или брать?»

Это упражнение помогает участникам активно проанализировать оставшиеся "хвосты" и сосредоточиться на каком-нибудь важном мо­менте. Эта процедура облегчит им расставание с группой. Упражнение можно проводить в любых группах.

Инструкция: В ходе работы группы каждому из нас приходилось время от времени сдерживаться и не высказывать всего, что хотелось бы. Поэтому все мы накопили "хвосты", которые без всякой необходимо­сти внутренне привязывают нас к группе. Я хотел бы дать каждому из вас возможность пристально рассмотреть все, что осталось невыска­занным.

Возьмите, пожалуйста, бумагу и карандаш и разделите лист на две колонки: левую — "Что я не додал" и правую — "О чем я не попросил". Запишите в каждой колонке соответствующие "хвосты", которые при­дут вам в голову. У вас есть на это 10 минут...

Теперь решите, пожалуйста, что вы предпочитаете напоследок: что-то дать или получить. Вы можете выбрать какой-нибудь один "хвост" из любой колонки и избавиться от него прямо сейчас. Что вы выберете? (2 минуты.)

Кто хотел бы первым избавиться от своего "хвоста"?

Если Вы проводите эту игру на последнем занятии, никакого обсуж­дения быть не должно.

«Восковая палочка»

Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! И отблагодарите через кончики пальцев людей внутри круга за все, что они сделали для вас в течение смены. Пусть они чувствуют себя спокойно, комфортно, как в колыбели.

«Круг благодарения»

Инструкция: До отъезда осталось всего каких-то 11 – 12 часов. Это ничтожно мало. А у меня все еще есть ощущение, что самые теплые, самые нежные слова друг о друге до сих пор не высказаны. И это притом, что эта информация о себе – самое ценное, что ты можешь увезти с собой. Возможно, именно за ней ты и приезжал на этот сбор. И я предлагаю осуществить следующий процесс. Сейчас каждый человек по очереди опять будет выходить в центр круга. Он закроет глаза и приготовится выслушать и, не сопротивляясь, принять все о себе. Кто хотел бы быть первым… Итак, сейчас у Тебя будет возможность сообщить этому уникальному Человеку все то, что не успел в течение смены. Ты подойдешь и нашепчешь ему на ушко все самые теплые, самые нежные слова, которые возможно давно хотел, но просто боялся подойти, или не было времени, или не позволяла гордость, или все время кто-то мешал… Сейчас у Тебя есть уникальная возможность наверстать упущенное, и вам никто не будет мешать. Я прошу сейчас всех быть максимально искренними – это очень важно для людей в центре. Вперед, пространство Твое.


«Благодарение вожатыми»

После того, как последний человек получил благодарность в «Круге…», вожатые коротенько, буквально в нескольких словах (мотивируя это отсутствием времени) выражают свою благодарность каждому члену отряда по очереди таким образом, чтобы парень обращался к девушкам, а девушка – к парням (лучше напарникам договориться заранее, кто кому что говорит).

«Подсолнух»

В этом небольшом упражнении участники могут символически выразить расцвет и закат группы и попытаться воспринять расставание и начало нового этапа жизни как естественное событие.

Упражнение подходит для личностно ориентированных групп.

Инструкция: Сейчас, в конце наших занятий, мне хочется предло­жить вам небольшое упражнение, которое называется "Подсолнух". Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...

Вспомните о том, как вы поодиночке пришли в эту группу и были не знакомы с большинством других участников... (1 минута.)

Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цве­ток подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением вет­ра. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем впра­во... (30 секунд.)

Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и по­смотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каж­дым... (2 минуты.)

Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и сними­те руки с плеч соседей... Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развер­нитесь наружу... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но несете в себе при этом энергию за­родыша...

Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите се­бе самому: "Я наполнен жизненной силой и у меня есть энергия для рос­та и развития"... (1 минута.)

Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завершена.