Музыкальная игра «С миру по нотке»

X 2bb26277M.jpg

Цель: выявление и развитие интеллектуальных, музыкальных, творческих способностей ребенка, а также приобретения навыков взаимодействия в группе. Количество игроков: от 16 до 100, с делением на команды по 8 человек. Время игры:1,5-2 часа. Место проведения: актовый зал, открытая площадка. Игротехники: ведущий, жюри (экзаменационная комиссия). Реквизит: магнитофон, микрофон, бумага писчая, ручки, для экзаменационной комис-сии оценочные листы.


Описание игры.

Подготовительная часть. Всем участникам игры раздаются разноцветные жетоны с на-званием нот. Из них впоследствии согласно цвету жетона собирается команда – гамма. Например: желтая гамма, в которой есть ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, со, композитор – капитан команды. Командам предлагается представить, что они попали на обучение в музыкальную школу. Где они посещают занятия-конкурсы.

1 конкурс – хор. Ведущими исполняется песня. Через 5 минут каждая команда должна исполнить из этой песни по куплету (заранее необходимо приготовить тексты). Оценка: конкурс оценивается по 5-и бальной системе. Критерии: сплоченность, включенность игроков, правильность исполнения мелодии и слов.

2 конкурс – музыкальная литература. Командам предлагается ответить на вопросы связанные с музыкой. Процедура ответов проста: если команда знает правильный ответ, её капитан поднимает карточку или руку. Тем самым он показывает ведущим, что команда готова отвечать. Конкурс не только на эрудицию, но и на скорость, так как право ответа дается команде, первой поднявшей карточку. Если же сразу несколько команд подняли карточку одновременно, следует выслушать все версии и присудить баллы всем коман-дам, ответившим верно. Оценка: за каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

3 конкурс – композиторов. Все капитаны-композиторы по жребию вытягивают себе тексты, которые в течение 5-7 минут они должны положить на музыку и исполнить. Оценка: максимальный балл – 5. Критерии: оригинальность мелодии, оригинальность исполнения, мелодичность (соответствие текста и мелодии), дикция.

4 конкурс – фонограмм. Для этого конкурса необходимо подготовить 7 фонограмм популярных исполнителей различных жанров, длительность звучания не более 1,5 мин. На сцену поочередно вызываются категории нот, например: под первую фонограмму «по-ют» все ноты «До», под вторую – все ноты «Ре» и т.д. Оценка: этот конкурс можно не оценивать, поскольку в нем активно большинство участников или поставить всем одинаковый балл.

5 конкурс – музыкальный экзамен. Команды вытягивают экзаменационные билеты, в ко-торых заключены задания. Суть каждого из них такова: необходимо написать и испол-нить музыкальное произведение название и жанр, которого стоят в экзаменационном билете. В течение 5-7 минут команды должны подготовить текст, музыку, а затем испол-нить свое произведение.

Примерное содержание билетов: Написать гимн «правому уху»; Написать джазовую композицию «на восход солнца»; Исполнить гимн новоиспеченному имениннику; Выступить как хор детей-дикарей; Музыкальная композиция «вон что-то с горочки скатилось», исполняет вокально-инструментальный ансамбль; Исполнить частушки от Степашки и Хрюшки; Исполнить песню сдувающегося воздушного шарика; Ансамбль песни и пляски имени Герасима с музыкальным произведением «му-му»; Исполнить арию летучих мышей; Исполнить марш бравых кузнечиков; Исполнить соло одинокого пастуха. Оценка: максимальный балл –6. Критерии: уровень текста, созвучность музыки и текста, соответствие жанру, ори-гинальность исполнения, сплоченность, творческий подход.

При подсчете итоговых оценок жюри, ведущие могут исполнить вместе с командами песню, выученную в 1 конкурсе.

Сценарий игры «С миру по нотке» Звучат фанфары. Выходит "вспомогательный" ведущий (его роль ограничивается только всту-пительным словом).

Вед. Мы снова рады встретиться с вами, уже участниками 2 тура игры " И откроется но-вый мир". Сегодня вам предстоят необычные испытания и вопросы, все они связаны с музыкой. Поэтому и жюри у нас необычное, я представляю вам докторов музыкальных наук: (представление жюри). А сейчас представьте, что все вы попали на занятия в музыкальную школу.

Звучит фонограмма

На сцену выходит 1 ведущий, ставит стул и встает на него.

1 вед. Здравствуйте! Рада приветствовать вас в нашей музыкальной школе и для начала прочитаю коротенькую лекцию о музыке, минут на сорок. Музыка..... как она важна в жизни каждого человека.... На сцене появляется 2 ведущий.

2 вед. Не на-а-а-до! 1ведущий переставляет стул, снова встает на него.

1 вед. Дорогие слушатели, сейчас я прочитаю вам сорокаминутную лекцию "о вреде ку-рения", простите "о музыке". Музыка, как она важна в жизни каждого человека... 2 вед (перебивая) Не на-а-а-до! Не надо! Не надо! 1 ведущий снова переставляет стул, пытается встать на него. 1 вед. Лекция "о музыке". Исполняется впервые! Музыка, как она ... 2 вед (как будто исполняя оперную арию) Не надо, не надо, ля, ля, ля, не надо! 1 вед, Позвольте, я не могу работать в такой атмосфере. Потрудитесь объяснить чего не надо? Почему не надо? И при чем здесь я? 2 ведущий начинает говорить, его перебивает 1.

1 вед. Не надо! 2 вед. (Недоумевая) Что не надо! 1 вед. Да нет, это я вас спрашиваю чего не надо? 2 вед. Музыки не надо, надоела, В школе - музыка, дома - музыка, в автобусе кондуктор и та поет: граждане, кто не оплатил проезд (поет как арию) 1 вед. Но ведь музыка - это так красиво! 2 вед. Бросьте вы, красиво - серость, какая- то 1вед. Сейчас я тебе покажу серость. А ну-ка желтые ноты отзовитесь. 2вед. Это обман, все ноты серые, а эти просто апельсинов объелись или желтухой заболе-ли 1вед. А ну-ка отзовитесь зелёные ноты. Спасибо! а теперь синие! Ну, как, видел? 2вед. Да сейчас в парикмахерской в любой цвет тебя перекрасят. Всё равно ваша музыка серая. 1 вед. А я говорю цветная! (ведущий называет оставшиеся цветные гаммы-команды) 2вед. Ну и что, что они цветные петь-то они умеют? 1вед. Ха, ты ещё сомневаешься? У тебя есть любимая песня? 2вед. У меня их целая тысяча. 1вед. Тысяча - это многовато. Давай споем одну, а через минуту каждая команда споет по куплету из неё. 2вед. Давай. Но сначала я вас проверю. Может они мне под фоногорамму заливать бу-дут? 1вед. Откуда нам знать твою любимую песню? 2 вед. А вдруг в зале сидят колдуны в 7ом поколении или того хуже агенты ЦРУ? Я лучше для верности проверю. Сейчас я вам расскажу слова припева моей песни, а вы слушайте внимательно и запоми-найте они очень сложные. Готовы? Девочки будут петь: ла-ла-ла-ла-лай-ла, мальчики бу-дут петь: охо-хо-хо-хо.

Репетируем.

После того как припев выучен ведущие исполняют 1 куплет песни "Каравай".

Вед.

Если нет в рюкзаке твоем ни крошки, а во сне тебе приснился каравай,
Ты на этот каравай рот пошире разевай, никогда и нигде не унывай
Пр. Ла-ла-ла-ла-лай-ла
Охо-хо-хо-хо! Хо-хо!

1 вед. Сейчас я раздам композиторам куплеты этой песни, а через минуту вы ее испол-ните. Помните, что жюри будет оценивать не только правильность, но и дружность ис-полнения.

Конкурс "хор"

1вед. Ну что, убедилась, что петь они умеют. 2вед. Петь и я умею, только от этого в музыкальной школе все равно не интересно. 1вед. Ну, хоть что-то тебе интеересно? Есть у тебя любимый урок? 2вед. Конечно, есть. Я люблю блистать эрудицией и урок у меня любимый - музыкальная литература. Это почти как "что? Где? Когда?": на обдумывание минута, думают все кол-лективно, а за версию только одному двойку ставят. 1вед. Раз ты такая ерундированная, вот и проводи урок музыкальной литературы.

Конкурс "музыкальная литература"

1вед. А знаете ли вы, коллега, кто такие композиторы? 2вед. Конечно, калека, знаю. Компаразиторы - это такие паразиты, которые варят ком-пот. 1вед. Композиторы - это те, кто пишет музыку. И в нашем зале, то же есть композиторы. Я прошу их подняться на сцену. Сейчас я раздам им тексты, которые они должны положить на музыку и через семь минут исполнить нам свои произведения. Композиторы отправляются готовить задания.

1вед. Как ты думаешь, что в наше трудное время нужно певцу? 2вед. Много, много денег . 1вед. Попробуем по-другому. Угадай с трех раз, что нужно в наше трудное время певцу, на букву "Ф."? 2вед. Много, много финансов. 1вед. 2 попытка . 2вед. Красивая физиономия. 1вед. 3 попытка. 2вед. Ну, тады не знаю. 1вед. фонограмма. В наше время ни один, уважающий себя певец без фонограммы петь не будет, потому, что без неё он вообще петь нее умеет. 2вед. Да, петь под фонограмму важно, нужно и даже почетно. Выйдешь на сцену, зазву-чит фонограмма ... , откроешь рот и сразу почувствуешь себя целым ... и не важно, что зовут тебя Мария Ивановна. 1вед. У тебя мания величия, а у нас конкурс фонограмм.

Конкурс фонограмм. Сразу после конкурса фонограмм, на сцену приглашаются композиторы со своими произведениями.

Продолжение конкурса композиторов.

1вед. Да не перевелись ещё композиторы на земле волжской. 2вед. Да не перевелись ещё экзамены в музыкальной школе... 1вед. Не надо о грустном. 2вед. (мечтательно) Рано или поздно в жизни каждого ученика наступает момент, когда он кладет пятак под левую пятку, рассовывает по карманам шпаргалки, плюёт трижды через левое плечо и отправляется на экзамен. 1 вед. Как ты думаешь сейчас рано или поздно? 2 вед. В каком смысле? 1 вед. Ну, ты же сама сказала (передразнивая) Рано или поздно в жизни каждого учени-ка.... 2 вед. (Обреченно) Наступает экзамен. 1 вед. Совершенно верно. Сейчас композиторы вытянут экзаменационные билеты, про-чтут задания, а через 7 минут вся команда должна сочинить и исполнить музыкальное произведение, которое написано в билете.

Конкурс "экзамен".

1 вед. НУ, вот и все, экзамены позади, а пока жюри подводит итоги, давайте споем про то, что унывать не стоит ни при каких обстоятельствах. Все поют песню "Каравай". Затем предоставляется слово жюри.

2 вед. Наполним музыкой сердца! 1 вед. Устроим праздники из буден! 2 вед. И тогда мелодия каждого из нас вольется в большой хор 1 вед. Где все сердца поют унисон, нет страха и боли, где живет добрая фея, вед. Фея Музыка.


Вопросы к игре «С миру по нотке»

Для среднего школьного возраста

1. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? Аккордеон; 2. Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальными символами какого-либо народа: у испанцев это гитара, у итальянцев – мандолина, у украинцев - бандура. Какой му-зыкальный инструмент является символом русского народа? Балалайка; 3. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? Дробь; 4. Как называется опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная на сюжет сказки А.С.Пушкина? «Золотой петушок»; 5. Как называют человека, который в народном или армейском хоре начинает песню? Запевала; 6. Какой русский народный инструмент очень похож на испанские кастаньеты? Ложки; 7. Как называется опера Михаила Ивановича Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси? «Руслан и Людмила»; 8. Кто написал знаменитый «Турецкий марш»? Вольфганг Амадей Моцарт; 9. Как называется перерыв в звучании музыки? Пауза; 10. Как называются знаки, которыми записывается музыка? Ноты; 11. Как называется музыкальное представление, в котором все действующие лица танцуют? Ба-лет; 12. Как называется музыкальное произведение, в котором солист соревнуется с оркестром? Кон-церт; 13. Самый знаменитый русский народный струнный щипковый инструмент? Балалайка; 14. Сколько нот в русской нотной грамоте, а сколько в китайской гамме-пентонике? В русской – 7, в китайской – 5; 15. Как называется скрипичный ключ и почему? Ключ «соль», так как пишется со второй ли-нейки нотного стана. Там же пишется и нота «Соль»; 16. В блокадном Ленинграде была создана симфония, посвященная этому городу, кто её автор? Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Для старшего школьного возраста

1. Какой европейский город считается родиной вальса? Вена; 2. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина обращено к Анне Петровне Керн. А кто из русских композиторов написал музыку на эти слова? Глинка Михаил Иванович; 3. Какой инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов? Горн; 4. На стихи, какого русского поэта написан романс «Клен ты мой опавший»? Есенин Сергей Александрович. 5. Какую знаменитую оперу написал Петр Ильич Чайковский в 1878 году, скромно назвав её «Ли-рические сцены»? «Евгений Онегин»; 6. В 18 веке был изобретен клавишный инструмент, который называется по-разному: клавицим-бал, чембало, вирджинал. Произнесите более известное всем название этого инструмента. Кла-весин; 7. Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инстру-ментов? Камертон; 8. Кто из русских композиторов был профессором химии? Александр Порфирьевич Бородин; 9. Знаменитый русский инструмент родом из Швейцарии и Германии. Гармонь; 10. Как называется литературный текст, лежащий в основе оперы или балета? Либретто; 11. Кто из русских композиторов написал цикл пьес для фортепиано «Времена года»? Петр Ильич Чайковский; 12. На сюжет какого произведения написан балет «Щелкунчик»? Гофман «Щелкунчик и мы-шиный король».