Мужские правила

162353341 5785634045m.jpg

Работа с мальчиками в летнем лагере. Шесть советов по работе с мальчиками

  1. Помните, что мальчики ценят наличие выбора и контроля. До такой степени, что можно дать мальчикам свободу выбора в пределах разумного.
  2. Избегайте применения силы. Поскольку аспекты иерархии и доминирования очень важны для мальчиков, лучше силовые моменты обходить стороной большую часть времени. Это очень сложно для молодых вожатых, которые почувствовали свою взрослую силу.
  3. Молча примите во внимание страхи мальчиков или признайте их беспечно. Мальчики часто чувствуют себя униженными за свои страхи. Это задевает их чувство мужского достоинства. Поэтому не заостряйте внимание на их страхах. Либо молча признайте их, либо отнеситесь к ним непринужденно, давая мальчику возможность выйти из положения. Например, один ребенок однажды взобрался на высокую вышку для прыжков в воду и, не имея «дороги назад», застыл от страха. Тогда вожатый поднялся к нему, протянул руку и сказал: «Давай прыгнем вместе». Этот благородный поступок превратил момент ужаса в настоящий триумф.
  4. Посвящайте себя занятиям с мальчишеским энтузиазмом. Мальчики с детства привыкли реагировать на энергию своих отцов. Проявление энтузиазма к занятиям может рассматриваться как форма лидерства, и дети будут реагировать на него, если только оно не фальшивое.
  5. Мальчики реагируют на спокойную уверенность своих вожатых. Одним из самых важных качеств, которое мать должна воспитать в маленьком мальчике — это уверенность в себе. Молчаливое доверие матери служит им опорой. Когда мальчики выполняют задание, не нужно постоянно их учить, подбадривать или веселить. Ваша молчаливая уверенность окажет им неоценимую помощь. Излишнее ребячество может сбить их с толку.
  6. Давление ровесников — один из самых сильных побудительных мотивов в жизни мальчиков. Пусть присутствие и пример других мальчиков делают свою работу. Будучи вожатым, нет надобности все подчинять своим инструкциям и правилам. Если в группе есть «ветераны», которые несколько раз уже были в этом лагере, другие мальчики будут равняться на них. Приберегите свой драгоценный «боезапас» для групп, состоящих из новичков или случаев, когда мальчики-лидеры чрезмерно веселятся или наоборот, грустят. Мальчикам нравится, когда ими руководят не все время.


Самооценка и оценка ровесников

504519m.jpg
  1. Если Вы опытный вожатый, присядьте и составьте список из трех вещей, которые у Вас лучше всего получаются в работе с мальчиками, и тех, которые Вы пробовали, но они не получились. Будьте честными сами с собой, и после составления списка попробуйте проанализировать, почему что-то срабатывает, а что-то нет.
  2. Если Вы вожатый-новичок, составьте аналогичный список спустя две недели пребывания в лагере. Здесь имеет значение пол детей. Имеет смысл сконцентрироваться на методах, используемых в работе с мальчиками и девочками.
  3. Вне зависимости от того, насколько опытным вожатым Вы являетесь, попросите коллегу понаблюдать за тем, как Вы работаете с мальчиками и прокомментировать реакцию мальчиков на те или иные Ваши действия.


Мальчики хотят знать три вещи. Во-первых, кто главный? Во-вторых, каковы нормы и правила? И в-третьих, собираетесь ли вы проводить эти нормы в жизнь? Но любые правила не работают, если взрослые в этом направлении не имеют самодисциплины и выдержки. Поэтому в этом, как и в любом деле, необходимо начинать с себя. Например, хотите привить навык делать ежедневно зарядку? Приседайте и машите ногами рядом. Желательно придавать радостный эмоциональный окрас. Ребята будут заниматься вдохновенно тем, что несет для них позитивное эмоциональное сопровождение.


Границы

Ребята неспособны себя контролировать и постоянно пытаются подчинить окружающих себе. Поэтому важно определить свод правил, набраться сил и терпения, быть последовательным, мудрым, но строгим в вопросах выполнения правил и соблюдения границ. Ребята отчаянно пытаются бороться против границ, но в глубине души они желают, чтобы взрослые помогли им их установить. Этому парадоксу есть объяснение, так как дети, опираются на эти ориентиры и их психика формируется гармонично. Мужество и сила не воспитываются жесткостью, ограничением, запретами. Правила и границы необходимы, и они внедряются. Потому что правила дают чувство безопасности и опору, что является залогом здорового психоэмоционального состояния ребенка. Отсутствие границ у ваших ребят говорит о том, что ваши личные границы размыты.


Мальчика хвалим только по делу

Некоторые хвалят пацанов словами "Ты молодец! Ты умничка!" и, вроде, ничего плохого в этом нет. На самом деле, это восхищение только способствуете деградации мужчины, потому что у него создается впечатление о себе, что он хорош сам по себе (это как-раз хорошо в воспитании девочки).

Мужчине важно действовать и получать результат от своих действий и, как следствие, признание заслуг, похвалу, восхищение, как награду. Поэтому чтобы мальчика побуждать к тому, чтобы он совершенствовался и чувствовал себя счастливым в итоге, ему надо говорить о его заслугах: очень красиво сделано, очень здорово, очень умело. Ему нужна похвала за то, что он достиг.

Любой результат его действий и труда с эмоциональным окрасом радости, гордости, восхищения будет закреплять в нем нейтронную связь действую – получаю результат. Это важнее чем все солнышки, лапоньки, заиньки.


Как определить границы дозволенного и последствия действий

  • Установление пределов дозволенного и оград — процесс недемократичный.
  • Установленные границы должны соответствовать возрасту.
  • Последствия должны вытекать непосредственно из плохого поведения.
  • Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед. Ключ к сотрудничеству и самомотивации спрятан в постановке реалистичных целей и границ дозволенного поведения. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, дружелюбное отношение к дисциплине и настойчивость.


Kartinka1.jpg

Ограды:

  • Словесные наставления (соблюдается соглашение, достигнутое на словах). Между взрослым и мальчиком заключается устное соглашение, нарушение которого не влечет за собой никаких последствий. Напоминания редко бывают нужны, и обе стороны проявляют заботу о выполнении соглашения. Если случаются нарушения договора, то они быстро устраняются с извинениями. Для соблюдения устного соглашения необходима внутренняя мотивация, поэтому такие ограды эффективны для детей старше девяти лет.
  • Плетень (напоминания бывает достаточно). Бывает достаточно одного напоминания, чтобы соблюдались требования, предъявляемые взрослыми и обеспечивающие нормальное существование социума группы. Мальчик может иногда перепрыгнуть через такую ограду, не выполнив какие-либо требования, поэтому необходимо предусмотреть какие-либо санкции за нарушения и обсудить их с ребенком.
  • Резиновая стенка (когда он сам не может держаться в рамках). Если ребенок не может сам установить для себя границы, кто-то должен определить их для него. Ребенку нужно от чего-то оттолкнуться, чтобы чувствовать себя в безопасности и научиться ответственности. Здесь гораздо большее значение имеют неприятные последствия нарушения этих границ.
  • Кирпичная стена (для подкрепления границ необходимы суровые последствия). Для того чтобы привлечь внимание мальчика к соблюдению этих норм, необходимо, чтобы из их нарушения вытекали серьезные последствия. Ребенка необходимо «удерживать в рамках», иначе он подвергнет себя опасности или попадет в неприятность. Задача этой ограды — решить проблему внутри социума группы, не привлекая к вмешательству авторитеты извне.
  • Железные решетки (в случае опасности для себя или других). Если ребенок представляет опасность для себя или других, то за ним необходимо круглосуточное наблюдение со стороны конкретных взрослых и детском учреждения в целом. Мальчик серьезно нарушил правила. Свободное перемещение должно быть ограничено. Он должен продемонстрировать серьезные намерения вести себя добропорядочно, прежде чем ему будут возвращены свобода, права, доверие и дееспособность.


Условия, необходимые для воспитания потенциала. Между зрелым растением горчицы и нежным семенем, из которого оно вырастает — бездна различий. Метод — прислушиваться к позитивному настрою — основан на том, что как свет, хорошая почва, достаточная влага и защита от насекомых необходимы для роста и цветения растения, так и внимание создает такие условия, при которых душа мальчика расцветает пышным цветом и обретает способность вести его по пути возмужания. Мы должны создать условия, в которых природные таланты наших мальчиков смогут найти себе зрелое выражение. За незрелыми действиями и словами, не отвергая их, нужно услышать положительный настрой, увидеть благие намерения. Иногда движения души мальчика вынужденно бывают смелыми до дерзости.


Маленький мальчик — это не маленький взрослый. Наиболее распространенная ошибка, которую совершают взрослые в отношении детей до семи лет, это когда они обращаются с детьми как с крошечными взрослыми. Как только мальчик научится говорить, ему начинают объяснять, почему ему можно или нельзя что-нибудь делать, предоставляют возможность выбора, логически убеждают вести себя по-другому и ошарашивают рациональными доводами, связанными со временем и пространством. Маленький ребенок воспринимает время и пространство совсем не так, как взрослые. Мальчик нуждается в руководстве, а не в возможности выбирать. Последствия должны соответствовать ситуации и характеру мальчика.


Потребности

Мальчикам необходимы контроль и участие со стороны взрослых. Мальчики ищут себе пример для подражания и лидера. Мальчикам нужна поддержка в раскрытии своих особых талантов. Мальчикам в возрасте между восемью и двенадцатью годами нужно предлагать как можно больше разной работы, игр, обязанностей, занятий и видов творчества, чтобы удовлетворить их волчий аппетит. Попробовав и то, и другое, и третье, ребенок скорее поймет, что у него получается лучше, ведь у каждого мальчика есть свой особый талант. Наша современная культура предъявляет мальчикам противоречивые требования в отношении умений и навыков, которыми они должны овладеть. В этом возрасте жизненно важно понять, что сам мальчик расценивает как успех. При этом легко ошибиться, если сконцентрировать внимание на том, что у него хорошо получается, а не на том, что его действительно волнует.


Ограды.

Мальчик в возрасте Тома Сойера (с восьми до двенадцати) формирует свой кодекс чести. Он ищет себе лидера, которого бы он уважал, и подходящие для себя нормы поведения. Тайные общества и ритуалы становятся для него крайне важным элементом жизни, его потрясает до глубины души, если взрослые не держат своего слова. Он пристально наблюдает за взрослыми и готов мгновенно указать на любое несоответствие между тем, что мы говорим и что делаем. Он требует от нас, как и от себя, непременного соблюдения норм и правил. Любое лицемерное заявление, требующее от него соблюдения этических норм, которых мы сами не придерживаемся, приводит мальчика в смятение и вызывает бурное негодование, усиливающееся в отроческом возрасте. Если мальчик ворует или лжет, он готов понять, какие сложности создает такое поведение в его собственной жизни и жизни окружающих. Если же он ловит нас на лжи, даже на самой тривиальной «белой» лжи, ощущение предательства навсегда уничтожает его доверие к нам. Если же эта ложь имеет отношение к нему, то его вера в нашу любовь будет навечно подорвана.

Мальчику в переходном возрасте хочется знать, какие существуют нормы и правила и что последует, если их нарушить. Когда требования предъявляются четко, мальчик восьми — двенадцати лет чувствует себя спокойно. Зная, что его ждет и чего ждут от него, ребенок обретает свободу действий. Но в этом возрасте еще приходится сохранять некоторые кирпичные стены, которые обеспечивали безопасность мальчика, когда он был моложе. Он и сейчас не умеет предвидеть последствия своих действий до того, как начнет действовать. Но теперь кирпичные стены можно использовать и как ограничительные меры вследствие какого-либо проступка, ибо пока еще ему доступна лишь конкретная причинно-следственная связь. Мальчик младше восьми лет нуждался в нашем непосредственном контроле за его поведением; его восприятие времени и пространства было настолько ограниченным, что использовать отсроченные последствия было неблагоразумно. Сейчас, в возрасте с восьми до двенадцати, он уже может планировать события во времени, может предсказать реакцию окружающих и может, соответственно, помнить о том, что его ждет, если он нарушит соглашение.

Эти соглашения должны иметь характер плетня, а не договора, поскольку соблюдать договор под силу лишь детям более старшего возраста. В младшем подростковом возрасте мальчикам по-прежнему нужны напоминания и поддержка в выполнении ими своих обязанностей. Мальчик еще и сейчас всегда рад доставить нам удовольствие, заслужить нашу похвалу и внимание, сделав доброе дело; психологическая сила еще только начинает побуждать его изнутри к тому, чтобы сделать дело ради самого дела. Поэтому для него жизненно важна наша искренняя похвала. Мы выделили слово «искренняя», потому что мальчик всегда почувствует преувеличенность похвалы и будет сомневаться в своем праве на нее. И главное, нашему Тому Сойеру необходимо наше постоянное присутствие и участие: он ждет от нас руководства, наставления, помощи, поддержки, совета и… пространства, на котором он сможет доказать себе свою способность быть самим собой. Для того чтобы правильно установить ограды и последствия, воспользуйтесь следующей схемой. Опишите проблему или задачу, которую вы хотите поставить перед мальчиком. В соответствии с возрастом ребенка и уровнем его возможностей укажите тип ограничений и сформулируйте последствия. Не забывайте о том, что границы время от времени нужно пересматривать, меняя тип ограничений и вид последствий, чтобы мальчик всегда чувствовал себя в безопасности и чтобы требования оптимально соответствовали его возможностям.

Мальчик-подросток нуждается в физической активности, но временами - в тишине и покое.

Мальчики-подростки стремятся к объединению в группы. Мальчиков в возрасте от 11 лет группа и привлекает, и отталкивает. Группа сверстников дает им ощущение тождества, которое в этом возрасте представляется неуловимым. Мальчиков очень тревожит вопрос, приняты ли они группой и популярны ли в ней. Поиск группы, к которой можно было бы присоединиться, и переживания, если группу, в которой мальчик себя чувствовал бы хорошо, найти не удается, делают отрочество особенно мучительным для мальчика.

Мальчикам нужно, чтобы их видели.

Внутренняя система управления. В раннем отрочестве подростки противопоставляют себя всему. В последние годы отрочества мальчики начинают воспринимать внешний мир как подтверждение того, что у них есть в нем свое место. В отрочестве, с тринадцати до пятнадцати-шестнадцати лет, мальчикам хочется смотреть на мир сквозь розовые очки. Они надеются увидеть красоту и совершенство мира, а не его уродство, несправедливость, человеческие недостатки. Жизненная реальность повергает их в растерянность, сомнения и лишает иллюзий. Ощущение злости, обиды, отчаяния и подавленности может перерасти в цинизм. Из-за этого цинизма подростки бывают до жестокости точны в описании несправедливостей, которые они видят, и в борьбе против них.

Когда мальчик — намеренно или нет — ломает «правила», ему необходимо получить от нас обратную связь, чтобы знать, какое влияние оказывают его действия на жизнь остальных. Иногда ему просто необходимо пастбище попросторнее, в других же случаях, наоборот, ему слишком много места. Ограды в отрочестве иногда приходится менять каждый день. Их обязательно нужно обсуждать, пересматривать и переставлять так, чтобы они соответствовали потребностям ребенка.

Основные рекомендации по установлению границ и пределов для подростков таковы:

  • Вы можете только укрепить уже установленные границы.
  • Больше беседуйте с подростком. Регулярно обсуждайте с мальчиком различные вопросы, но помните: основная ответственность лежит на вас.
  • Будьте добрыми. Твердость и доброта не противопоставлены друг другу. Они идут рука об руку. Любому человеку легче принять проведение твердой линии, если это делается по-доброму.
  • Будьте последовательны. Обязательно делайте то, что пообещали сделать. Такой пример очень важен для мальчика. Ничего не пускайте на самотек. Если вы не будете выполнять своих собственных обязательств, то для мальчика это будет означать: «Мне до тебя нет дела».
  • Выбирайте ограду, только хорошенько все обдумав и по конкретной ситуации.
  • Обсуждать ограничения лучше наедине. Уважайте чувства подростка и его потребность хранить эти вещи в тайне. Здесь его нельзя дразнить или высмеивать. Разговор о нем и установленных вами оградах при друзьях мальчика может поставить его в неловкое положение и тем самым нанесет непоправимый ущерб вашим с ним взаимоотношениям. Доверие мальчика к вам — священный дар, и восстановить его будет очень трудно, если вы хоть однажды его обманете.
  • Последствия должны соответствовать проступку. У мальчиков в этом возрасте хорошо развито чувство времени и пространства, поэтому они способны видеть причины и следствия своего поведения. Теперь уже можно устанавливать последствия на будущее, причем не обязательно, чтобы они непосредственно отражали поступок. Однако, ввиду своего обостренного чувства справедливости, мальчик будет протестовать против последствий, которые, на его взгляд, не соразмерны с проступком или вообще не связаны с тем, что он натворил или что не выполнил.
  • Иногда лучше дать возможность проявиться естественным последствиям.





Смотреть также...