Модели планирования лагерной схемы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
HuydlXCt-60.jpg

Лагерь - это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка. Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря.Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность. О том, что нужно делать и за что несет ответственность вожатый, могут проинформировать должностные обязанности вожатого в детском лагере, а вот информировать о том, как это делать, призваны различные методические материалы.

В первую очередь все организаторы детского отдыха детей и подростков, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.

Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понять настроение ребенка, превратив общение в удовольствие. Главная функция вожатого в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка. Основным способом достижения этого служит игра.

Игровая модель планирования лагерной смены В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели - это замысел - задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.

Описанная далее в издании игровая модель следующая. Дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря - это небольшая детская Планета Гравик, где главным жителем является Маленький принц, а все дети - новые жители на этой планете, которые теперь являются экипажами 7 кораблей (временными детскими коллективами - объединение 27-30 детей по возрастному признаку). Каждый корабль имеет свое тематическое название, девиз и законы своего корабля помимо законов, действующих на всей Планете Гравик.

В начале смены на каждом корабле происходят выборы капитана (лидера самоуправления). Этот человек исполняет свои обязанности до середины смены, а затем происходят новые выборы для подтверждения его кандидатуры или переизбрания нового капитана. Такая система дает возможность наибольшего развития организаторских способностей, лидерских качеств у ребенка. Через день после выборов капитанов собирается совет капитанов. На уровне жителей Планеты Гравик среди всех капитанов проводятся выборы адмирала (лидера совета капитанов); этот человек выбирается в начале смены, и в случае его переизбрания на уровне экипажа корабля его переизбирают на уровне жителей планеты. Адмирал каждый день собирает совет капитанов для обсуждения проблем на кораблях. Сборы каждого корабля для проведения своих мероприятий происходят в кают-компании (на отрядном месте). Ежедневные планерки вожатых проходят в штабе, там же находится дежурный вожатый в течение дня.

В начале смены каждый ребенок устраивается на работу в какой- нибудь клуб (студию, мастерскую или спортивную секцию). В каждом клубе выбирается директор из числа детей (лидер самоуправления клуба). В его обязанность входит организация работы клуба, выдача заработной платы его членам, оформление договоров с другими клубами. Вводится местная валюта - гравики, оборот валюты происходит путем выполнения коллективных или индивидуальных заказов на выполнение различных видов работ в клубах. Каждые три дня адмирал собирает директоров клубов в штабе и проводит с ними совещание по проблемам работы клубов.

Структурно игра развивается в течение 20 дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий.

В план каждой смены обязательно включается организация заезда и разъезда детей; проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности жителей Планеты Гравик лежит тематическая программа - период. Тематический период - несколько дней смены, включающих ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Это могут быть и знаменательные даты, празднование которых выпадает на смену, и сюжетно-ролевые игры, и развивающие программы. На протяжении каждой лагерной смены запланировано проведение 3-4 тематических периодов. На игровом уровне тематический период - путешествие вместе с Маленьким принцем по различным планетам, звездам и явлениям Солнечной системы (введение в период осуществляется вожатыми - краткое описание астрономических особенностей планеты, которую посещаем). Передвижение по планетам фиксируется на большом стенде с изображением Солнечной системы.

Структура лагерной смены Вся жизнь лагеря основывается на организации лагерной смены. Лагерная смена - это сложная структура. Смена должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и иметь общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода смены. Несмотря на разнообразие детских летних оздоровительных объединений, в содержании их работы есть общие направления, формы и методы. Они зависят от лагеря, возрастных, психологических особенностей детей, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития лагерной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации процесса воспитания в условиях детского лагеря.

Традиционно в структуре смены выделяют три периода: организационный (оргпериод - вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности лагеря. Еще дополнительно выделяют два периода: подготовительный (время до заезда в лагерь, предполагающее подготовку вожатых к встрече с детьми) и послелагерный (анализ и подведение итогов пройденной смены).

Во время подготовительного периода, помимо проведения лекций и практических занятий для новобранцев педагогического отряда, хорошо, если будут проводиться анализ опыта работы лагеря за прошедшие годы, будет происходить сбор разнообразной информации о практике работы других оздоровительных лагерей - эту деятельность осуществляют вожатые-«старички», которые уже входят в состав педагогического отряда. Можно провести 3-5-дневный сбор для новичков педагогического отряда. Этот сбор организуют и проводят для них более опытные вожатые, а новобранцы выступают на этом сборе в роли детей. За этот короткий срок сбора рекомендуется провести самые важные и яркие мероприятия, запланированные для проведения в летней лагерной смене. Во время личного участия новобранцам будет легче воспринимать особенности форм и методов воспитания.