Моделирование профильной смены

Материал из Летний лагеря
Версия от 20:54, 31 января 2012; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ Моделью назы...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 506a6 e5689a2a Lm.jpg

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.

Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.

Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.

Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.

Прошу прощения за столь изысканный слог, но ... когда в ДОЛ начинают лагерную смену и говорят, что мы играем в “Волшебную страну”, “Город мастеров”, “Галактики”, и т.п., люди-воспитатели никого не обманывают, они искренне играют, но никакого отношения эти программы к профильным не имеют, поскольку человек, не только не ставит себе вопроса – “Зачем?”, но и не владеет содержанием. Достаточно – формы. Поэтому потерпите еще пару страничек, потом будет веселее.

Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.

  1. Составление концептуальной модели смены.
  2. Составление целеопределяющей модели смены.
  3. Составление структурной модели смены
  4. Составление игровой модели смены
  5. Составление содержательной модели смены
  6. Составление кадровой модели смены


Концептуальная модель смены

1483 or.jpg

Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.

Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.

К первой группе мы относим принципы:

  1. Признание самоценности личности ребенка.
  2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
  3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
  4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
  5. Целостный подход к развитию личности ребенка.
  6. Развивающий характер деятельности в центре.
  7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.
  8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.


Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.

  1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
  2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
  3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.


Целеопределяющая модель смены

Robin.jpg

Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.

Анализируя предшествующий опыт, накопленный русской, советской, и зарубежной педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.

Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:

  • организация заботы о себе в процессе деятельности;
  • регулирование своего поведения;
  • самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности;

Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:

  • познание людей в процессе общения;
  • регулирование своих норм с нормами других людей;
  • забота о других людях.

Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.

Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:

  • познавательная деятельность (знакомство с природой Родного края, туризм, медицина, экология);
  • ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
  • коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
  • преобразовательная (организация самообслуживания);
  • физическая (организация спортивных мероприятий).


Структурная модель смены

Detskiletnijlager.jpg

Структурная модель смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.

В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.


Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.

Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.


Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

  • учебно-демонстрационный;
  • демонстрационно-закрепляющий.


На первом этапе происходит:

  • овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
  • организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.
  • корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.


На втором этапе происходит:

  • организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
  • демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
  • корректировка межличностной сферы взаимоотношений;
  • анализ поведения и деятельности воспитанников.


Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.


Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.


Эмоциальные ритмы лагерной смены

Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.

Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.

В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.

Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.

Фазы эмоционального цикла Смена 21 день Смена 10 дней
1 фаза 1-6 1-3
2фаза 7-16 3-7
3 фаза 17-21 8-10

Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы дела в зависимости от их “эмоциогенности”.

При составлении планов работы на день учитывается чувствительность детей к определенным видам деятельности в разное время дня.

Время дня Вид деятельности
Утро Познавательная
День Физическая
Вечер Ценностно-ориентационная

При разработке содержания важно учитывать соотношение общелагерной и отрядной деятельности в разные периоды смены.

Периоды смены Общелагерные дела Отрядные дела
Орг. период 30% 70%
Основной период 50% 50%
Итоговый период 30% 70%


Игровая модель смены

8634-254.jpg

(Тезисы о том, зачем нужна игра взрослым и детям)

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее несущественно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.
  • Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.
  • Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод.
  • Игра дает физическое совершенствование.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики.
  • Игра дает развитие психологической пластичности.
  • Игра дает радость общения с единомышленниками.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
  • Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.


Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. При разработке игровой модели смены необходимо помнить о ее разновидностях: сюжетно-ролевых моделях и имитационных (деловых) игровых моделях.


Сюжетно-ролевая игровая модель смены

I. Постановка проблемы.

Термин "ролевая игра" весьма многозначен. В психотерапии рассматриваются клинические ролевые игры, в трансакцонном анализе все поведение человека представляется как совокупность разыгрываемых им ролей.

Но, принимая определение игры как "деятельности, мотив которой лежит в ней самой" (т.е. такой деятельности, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса), мы не рассматриваем их. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых)? Попытаемся рассмотреть данную проблему в более конструктивном русле.


Разработка игры

Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты:

  1. Картина моделируемого мира;
  2. Правила игры;
  3. Командные и (или) индивидуальные вводные.


От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры.

1. Картина моделируемого мира

Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира.

Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова:

а) место действия;
б) время действия;
в) действующие лица и занимаемое ими положение;
г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
д) ситуация, сложившаяся на начало игры.

2. Правила игры

Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются в большинстве игр:

а) военная сфера:

– нормативы по видам оружия и фортификаций,
– военные действия,
– техника безопасности;

б) политическая сфера:

– политическое устройство моделируемого мира,
– моделирование социальных отношений,
– моделирование политической и юридической деятельности;

в) экономическая сфера:

– ориентация экономики,
– моделирование отраслей экономической деятельности,
– моделирование финансово-экономической деятельности;

г) физические и метафизические законы моделируемого мира:

– структурирование времени,
– перемещения по игровой территории,
– магические способности,
– магические персонажи и предметы;

д) духовная сфера:

– культура (традиции, обычаи, искусство),
– религиозные культы моделируемого мира.


3. Командные и индивидуальные вводные

Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию:

Командная вводная:

а) название команды (группы, народа, страны);

б) легенда команды:

– происхождение,
– важные исторические события,
– легенды, предания,
– обряды, религия,
– командные тайны;

в) структура команды:

– управление,
– социальный состав,
– отношения между слоями и членами команды;

г) отношения команды с окружающими:

– друзья,
– враги,
– нейтральные силы;

д) цели команды в игре


Индивидуальные вводные:

а) игровое имя;
б) возраст;
в) официальные биографические данные;
г) нынешнее положение в обществе;
д) отношение к окружающим;
е) предметы и личные тайны;
ж) игровая информация;
з) цели в игре.


Имитационно-игровая модель смены

Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития воспитанников, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Дидактические цели

  • закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
  • выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
  • обмен опытом создания ДИ;
  • совершенствование навыков принятия коллективных решений;
  • развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели:

  • порождение творческого мышления;
  • выработка установки на практическое использование ДИ:
  • воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
  • преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающий предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности.

Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение то, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценки должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

Система оценки выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля квазипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.


Требования к проектированию

Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной деятельности и стоящими перед участниками будущей игры организационно-управленческими задачами и проблемами.

Направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, не совпадающие социальные установки. Для того чтобы организовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную деятельность и продуктивное взаимодействие.

Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

Проблемность обучения. Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем, как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

Методологическое обеспечение. Группа специалистов, владеющих способами и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или профессионально ориентированных на разработку таких способов.

Соответственно в нужных проблемных ситуациях служба методологического обеспечения предлагает средства работы или же направляет деятельность участников на активный поиск и творческую разработку способов в случаях, когда никто не может предложить готовых решений.

Психологическое обеспечение. Имитационная игровая модель – это всегда сложный комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий участников игры между собой и с представителями различных организационных служб. Для этого психологическая служба и представители соответствующих групп осуществляют оперативную помощь организации в целях поддержания положительного психологического климата, если необходимо осуществление психологической коррекции. Кроме того, специалисты психологической службы осуществляют изучение основных процессов игры и особенности коллективных взаимодействий.

Техническое обеспечение. Для успешной организации имитационных игр требуется множество средств технического характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий участников, средства представления результатов их работы и, наконец, системы регистрации всех рабочих процессов игры.

Для того чтобы имитационная игра обеспечила подлинное развивающее обучение, в ней должна осуществляться имитация полного цикла развития деятельности – от подхода к решению какой-либо задачи до обобщенной оценки найденного способа решения. Таким образом, игра является специально организованной моделью "шага" социального развития личности. Основная структура этого "шага" соответствует общей структуре и психологическому строению интеллектуальной деятельности, которая включает в себя:

  1. анализ ситуации и выявление основных проблемных точек;
  2. определение ведущей стратегии действия и определение целей и плана деятельности;
  3. выбор способов и средств деятельности и реализация решения;
  4. получение результатов в ходе решения и оценка эффективности.


Основные звенья структуры мыслительной деятельности обусловливают выделение основных шести этапов игры:

  • этап введения и адаптации к игровым условиям,
  • четыре этапа по структуре деятельности,
  • этап подведения итогов и оценки.

Каждый дневной цикл игры организуется в четыре этапа:

Первый этап: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Работа осуществляется по основной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации, либо самостоятельно в группах по ролям, либо при участии и под руководством представителя группы организации.

Второй этап: общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и решений, как между группами участников, так и со стороны, прежде всего, организационной службы проблематизации.

Третий этап: рефлексивный анализ процессов игры и действий участников. Участники игры опять имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается на понимание точек зрения, адекватного представления своих концепций и обоснованности оценок альтернативных решений. Участники определяют стратегию своих действий на следующий цикл и продолжают практически организовывать формы коллективного взаимодействия и осуществления совместной мыслительной деятельности.

Четвертый этап: организационные решения. Здесь участники имеют возможность получения консультативной помощи от организаторов и групп обеспечения по возникающим в ходе работы вопросам. В это время возможны организация коррекционной психологической работы, осуществление прямых суггестивных воздействий на участников в различных формах.


Содержательная модель смены

Tmb PICT1033.jpg

Содержательная модель смены – это представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.

Эмоционально-нравственная атмосфера лагерной смены Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.


Законы жизнедеятельности

Одним из важных средств формирования положительной эмоционально- нравственной атмосферы в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувство ответственности.

Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо, чтобы дети принимали участие в их создании. Ибо люди придерживаются только тех законов, которые сами создают.


Законы могут быть разные:

  • законы-запреты (закон территории, закон реки);
  • законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);
  • режимные законы (закон ночного порядка, закон «ноль-ноль»);
  • законы предписания (закон “орлятского круга”, закон творчества: “каждое дело творчески, иначе зачем”, закон здорового образа жизни);
  • организационные законы (закон правой поднятой руки).


Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности и бывают продиктованы сюжетом смены, реальными событиями. У законов появляются свои авторы, которые остаются в истории лагеря.

Не важно, какое количество законов будет в вашем лагере, и как они будут сформулированы, главное, чтобы они были одинаково восприняты и выполнимы всеми — и детьми, и взрослыми (членами педагогического отряда и административно-хозяйственного коллектива). Только тогда станут действительным регулятором жизни лагерного коллектива.


Традиции

Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения. При помощи традиций утверждается эстетическая и нравственная атмосфера жизни коллектива.

В литературе выделяются следующие признаки традиций:

  1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии коллектива.
  2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. В любой традиции есть передача какого-то устоявшегося передового опыта. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.
  3. Своеобразие — пафос традиции. Традиции не признают канонов. Они открывают дорогу к творчеству в любом деле. Традиция может превратиться в догму, если в нее не вносить изменения в соответствии со временем и обстоятельствами.


Традиции — это многогранная жизнь лагеря. Выражая что-то специфическое, они не противопоставляются остальной деятельности, поискам нового, а помогают поступательному движению любого отряда, лагеря.

Происходит взаимосвязанный процесс: жизнь совершенствует традиции, традиции совершенствуют жизнь. Формы одной и той же традиции обогащаются, становятся более разнообразными, отражая полноту и разнообразие творчества коллектива.

Когда мы говорим о “лице” лагеря, мы имеем в виду и ту систему традиций, которые присущи именно ему. Сохранение традиций — дело нелегкое. Традиция становится нежизненной, если коллектив не опирается на нее в своей работе, если она творчески не обновляется, не углубляется.

Накопление традиций создает в отряде и лагере свой неповторимый стиль жизни.

Можно ли традиции искусственно переносить из одного коллектива в другой? Не всегда! Традиции искусственно не переносятся. Они не приживаются, если не соответствуют насущным потребностям коллектива.

Взятые безоглядно из других коллективов, они становятся лишь красивой фразой.

Не все традиции долговечны. Иногда полезно и отказаться от традиции, если она потеряла всякий смысл (нужно отказаться от традиции мазать пастой друг друга в последнюю ночь, вырезать инициалы на деревьях, скамьях).

Существует много способов передачи традиций – дневники, летописи, стенды, фотовыставки. Задача воспитателей не только в сохранении традиций, но и в их осмыслении (углублении), повышении их эмоциональности

Кроме перечисленных способов создания эмоционально-нравственной атмосферы существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональное состояние людей. Актуализировать — это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовывать на практике заложенные в них потенциальные возможности. О ситуации актуализации эмоциональных состояний писал в своих книгах А.Н.Лутошкин.

Они способствуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, могут усиливать, ускорять или замедлять эмоциональные процессы. Это своеобраз- ные ситуации-катализаторы, спутники основной деятельности коллектива.


Назовем их.

  1. Ситуации совместных переживаний. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена группы. Если в зале кинокомедию смотрит один подросток – реакция будет сдержанной. Четыре подростка в разных местах зала устанавливают контакт (поворотами головы, взглядами), их поведение активизируется. Четыре подростка, сидящие рядом, начинают бурно смеяться, двигаться. Если в зале сидит группа детей — происходит дальнейшее повышение активности. Это объясняется действием законов психологического взаимовлияния, в силу которых настроение может быстро передаваться от человека к человеку. Коллектив бывает труднее зажечь, чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко.
  2. Соревновательные ситуации, которые часто возникают сами по себе, так как стремление к соревновательности — это одна из психологических особенностей детей. Соревновательная ситуация возможна лишь в коллективе, который живет полноценной жизнью. Она исчезает там, где появляется равнодушие. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации — мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться. Соревновательные ситуации привлекают быстротой создания необходимых настроений. Главное условие – чувство меры. Частое использование соревнований может привести к нежелательным явлениям: нездоровому соперничеству, озлобленности и т.д.
  3. Ситуации успеха-неуспеха. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний — от восторга до гнева. Например, настроение в отрядах зависит от того, как он участвует в общелагерных мероприятиях, как воспринимает успех и неудачу. Ситуации успеха-неуспеха — “лакмусовая бумажка” для определения крепости коллектива.
  4. Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из важнейших потребностей человека. Новое всегда привлекает внимание, заставляет реагировать на сам факт его появления. Римский философ Сенека говорил: “Для человека естественнее удивляться новому, чем великому”. Введение новых элементов, даже небольших, в формы и методы работы, в формы общения, обращения, в оформление помещения создает хорошие возможности для формирования благоприятной психологической атмосферы в лагере.
  5. Ситуации внезапности, неожиданности. Это “эмоциональная атака”— атака на эмоциональное состояние, которая может быть достигнута ситуацией неожиданности. Это своеобразная сюрпризная ситуация. Однако нельзя считать, что все сюрпризы хороши. Нужно сочетать длительную работу с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в конкретных условиях. Сюда можно отнести ситуацию интриги. Например, в приглашении на вечер напишите “взять с собой дуршлаг”. Но помните, любая интрига должна иметь развязку.


Описание условий актуализации эмоциональных состояний нельзя рассматривать изолированно друг от друга и, прежде всего, от содержания той деятельности, в которой ситуации возникают. В жизни они встречаются в самых различных сочетаниях.

Создавая и регулируя эмоционально-нравственную атмосферу лагеря, рекомендуем руководствоваться принципами, определяемыми нами вслед за С.А.Шмаковым, как генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации средств создания эмоционально-нравственной атмосферы.

  1. Принцип “золотой середины”. В использовании средств эмоционального воздействия всегда должна быть некая “ватерлиния”, за которую переходить опасно. Красная линия — это грань риска, грань меры, грань разумного и доступного во всем. За ним панибратство, лжедружба, ложный авторитет, ведущие к излишним эмоциональным перегрузкам, к угрозе жизни детей. Педагог не имеет права играть на эмоциях ребенка.
  2. Принцип команды. Для успешного создания эмоционально-нравственной атмосферы нужна “могучая кучка”, союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи — организовать насыщенную, интересную, важную для развития детей и самих педагогов смену. Поэтому значительное место занимает психологическая подготовка педагогического отряда и организация его жизнедеятельности. Необходимо продумать приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы в педагогическом коллективе и во всем коллективе взрослых, работающих в лагере.
  3. Принцип выжидательной тактики. Умение выжидать, иметь выдержку, терпение. Нельзя паниковать и хвататься за какой-то прием создания эмоционально-нравственной атмосферы, когда происходит спад в эмоциональном состоянии детей. Нужно разобраться в его причинах. А, может быть, этот спад нужен? А, может быть, дети сами найдут нужный выход?
  4. Принцип альпиниста. Постоянное стремление брать новые высоты; овладев одним приемом, стремиться к овладению другим. В каждом приеме находить новое, искать свою изюминку; создавать свою копилку приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы.
  5. Принцип творческой энергетики. Дерзость выдумки во всех приемах. Пробуждение творческого воображения, умение уйти от стандартов и шаблонов.
  6. Принцип основы. Многим покажется, что успех жизнедеятельности в большей степени зависит от приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы. Но за ними всегда должна стоять серьезная содержательная работа. Можно написать красивые плакаты, включить музыку, надеть костюмы, но если серьезная подготовка не проведена, то все окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неподготовленность, неорганизованность.
  7. Принцип картины. Когда смотришь на картину, образ, запечатленный на ней, может вызывать положительные эмоции, а может быть и наоборот. Вожатый в лагере — это та “картина”, на которую дети смотрят и от настроения которого во многом зависит настроение детей. Поэтому, всегда нужно следить за своим эмоциональным состоянием и помнить, что для вожатого настроение далеко не личное дело.


Система тематических дней

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется: идеей смены; содержанием смены; общечеловеческими ценностями; знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:

  1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.
  2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:
    • по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;
    • по направленности: социально и личностно значимые; по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;
    • игровая деятельность;
    • организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;
    • познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;
    • организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.
  3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.
  4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня.
  5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.


Разработка тематического дня включает:

  1. Определение названия дня.
  2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.
  3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.
  4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.
  5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.
  6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня.


Познавательная сфера деятельности воспитанника

Формируется исходя из профиля смены (экологическая, историческая, экономическая, экологическая и т.п.) и включат в себя описание основных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок в течение лагерной смены.


Пример программы экологической профилиьной смены В рамках организации и проведения экологической смены предлагалась следующая структура ЗУН:

Чтобы воспитать у детей бережное отношение к природе, важны знания, как основной элемент формирующегося экологического сознания, и положительный опыт общения детей с природой. Поэтому программа призвана решать следующие задачи:

  1. формировать у ребят элементарные экологические представления и понятия;
  2. подвести к пониманию важности и необходимости охраны окружающей природы;
  3. воспитать целесообразное отношение к природе, выражающееся в заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм и правил поведения в природе;
  4. организовать экологически ориентированную деятельность детей в природе.


Знать:

  1. Экологические основы природы.
  2. Основные виды природных сообществ вокруг лагеря и взаимосвязи в них.
  3. Влияние деятельности человека (положительное и отрицательное) на природные сообщества. Способы устранения отрицательных воздействий на природные сообщества.
  4. Знать правила поведения в природе.
  5. Знать основные виды охраняемых растений и животных.


Уметь:

  1. Оценивать экологическое состояние природы вокруг лагеря.
  2. Выказывать свое отношение к экологической обстановке.
  3. Выразить свое отношение к красоте природы.
  4. Определить по следам жизнедеятельности животных, обитающих в лесу.
  5. Правильно производить сбор даров природы.
  6. Иметь навыки трудовых дел экологического характера.
  7. Заниматься пропагандой экологических знаний (составить призыв, листовку, плакат).
  8. Научить своих товарищей правилам поведения в природе.


Кадровая модель смены

X 66b36aa5.jpg

Кадровая модель смены – это организаторы и исполнители программы профильной смены. Это система, обусловливающая отношения между организаторами и исполнителями программы.


В рамках модели мы выделяем ряд групп:

Группа организационно-хозяйственная – решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением лагеря (размещением, питанием, медицинским обслуживанием, материальным обеспечением); вопросы, связанные с набором и подготовкой педагогического состава лагеря; вопросы, вязанные с распространением путевок и набором детей в лагерь.

Группа методическая – решение вопросов разработки программы лагерной смены, игр, мероприятий, организация и проведение занятий, оказание консультационно-методической и психологической помощи педагогам работающих в отрядах.

Группа педагогическая – работа с детским коллективом, отрядом, создание эмоционально-нравственной атмосферы в отряде, создание условий для выполнения содержания лагерной смены.

Группа игротехническая – группа подготовки и реализации мероприятий (игр), исполнение ролей в рамках долговременной продуктивной игры, создание эмоциональной атмосферы в лагере, обеспечение работы педагогической группы.