Строка 4: |
Строка 4: |
| Не бывает таких джиннов, это противоречит их природе, скажете вы. Вот и мы про то же: не бывает метода без ограничений, без разнообразных «но» в применении и тем более без серьезного продумывания всех методических процедур. «Сели вместе и обсудили…» Что? Есть ли в заданной теме предмет для совместного обсуждения? Как обсудили, по какой организационной схеме? Что будет результатом? Как нам отследить эффективность? И вообще, в чем она будет заключаться, эта эффективность? | | Не бывает таких джиннов, это противоречит их природе, скажете вы. Вот и мы про то же: не бывает метода без ограничений, без разнообразных «но» в применении и тем более без серьезного продумывания всех методических процедур. «Сели вместе и обсудили…» Что? Есть ли в заданной теме предмет для совместного обсуждения? Как обсудили, по какой организационной схеме? Что будет результатом? Как нам отследить эффективность? И вообще, в чем она будет заключаться, эта эффективность? |
| | | |
− | Если нет четких ответов на все эти вопросы, перед нами квазиметод, имитация групповой работы, которую нынче часто можно наблюдать и на уроке, и на классном часе, и на психологическом занятии. | + | Если нет четких ответов на все эти вопросы, перед нами квазиметод, имитация групповой работы, которую нынче часто можно наблюдать на занятиях с детьми. |
| | | |
| А между тем методы групповой работы, будучи примененными к месту и осмысленно, действительно хороши. В частности — метод групповой дискуссии, о котором хотелось бы поговорить подробнее. | | А между тем методы групповой работы, будучи примененными к месту и осмысленно, действительно хороши. В частности — метод групповой дискуссии, о котором хотелось бы поговорить подробнее. |
Строка 10: |
Строка 10: |
| Групповая дискуссия — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений. | | Групповая дискуссия — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений. |
| | | |
− | Таким образом, мы видим, что применение этого метода в вожатской практике имеет два очень важных следствия. С одной стороны, мы передаем учащимся способ нахождения эффективных решений. Он применим в самых разных ситуациях их лагерной и последующей жизни. С другой стороны, групповая дискуссия создает эффективнейшую образовательную среду, в которой формируются разнообразные коммуникативные компетенции, рефлексия, развивается креативность и множество других важных человеческих способностей. Правда, чтобы дискуссия стала такой образовательной средой, ее нужно использовать в нужной ситуации и соответствующим образом организовать. | + | Таким образом, мы видим, что применение этого метода в вожатской практике имеет два очень важных следствия. С одной стороны, мы передаем ребятам способ нахождения эффективных решений. Он применим в самых разных ситуациях их лагерной и последующей жизни. С другой стороны, групповая дискуссия создает эффективнейшую образовательную среду, в которой формируются разнообразные коммуникативные компетенции, рефлексия, развивается креативность и множество других важных человеческих способностей. Правда, чтобы дискуссия стала такой образовательной средой, ее нужно использовать в нужной ситуации и соответствующим образом организовать. |
| | | |
− | Когда целесообразно обращаться к этому методу? На уроках групповые дискуссии незаменимы в ценностных спорах и обсуждениях. Они позволяют выявлять и сравнивать различные позиции, вести ценностный диалог, приходить к согласию или определять принципы сосуществования позиций, учат делать выборы в ценностных ситуациях и т.д. Это применимо и к тематическим обсуждениям на классных часах, а также в ситуациях реальных ценностных разногласий, при обсуждении чьи-то поступков, выборов, поиске вариантов самоопределения. Групповая дискуссия позволяет рассматривать и примерять различные точки зрения на те или иные реальные события, при необходимости — находить общий приемлемый вариант группового поведения. Как провести выпускной вечер? Как организовать поездку или экскурсию? Как потратить совместно заработанные деньги? Естественно, что для решения столь разных задач групповая дискуссия должна и организовываться соответственно. | + | Когда целесообразно обращаться к этому методу? На уроках групповые дискуссии незаменимы в ценностных спорах и обсуждениях. Они позволяют выявлять и сравнивать различные позиции, вести ценностный диалог, приходить к согласию или определять принципы сосуществования позиций, учат делать выборы в ценностных ситуациях и т.д. Это применимо и к тематическим обсуждениям на вечерних огоньках и просто в беседах, а также в ситуациях реальных ценностных разногласий, при обсуждении чьи-то поступков, выборов, поиске вариантов самоопределения. Групповая дискуссия позволяет рассматривать и примерять различные точки зрения на те или иные реальные события, при необходимости — находить общий приемлемый вариант группового поведения. Как провести вечер в конце смены? Как организовать поездку или экскурсию? Как потратить совместно заработанные деньги? Естественно, что для решения столь разных задач групповая дискуссия должна и организовываться соответственно. |
| | | |
| Среди различных аспектов организации дискуссии мы бы выделили два наиболее важных. Первое — это соблюдение самого формата дискуссии, реализация всех необходимых ее этапов. Второе — это правильный выбор организационной схемы дискуссии в соответствии с задачей, а также возрастом и уровнем развития детей. | | Среди различных аспектов организации дискуссии мы бы выделили два наиболее важных. Первое — это соблюдение самого формата дискуссии, реализация всех необходимых ее этапов. Второе — это правильный выбор организационной схемы дискуссии в соответствии с задачей, а также возрастом и уровнем развития детей. |
Строка 217: |
Строка 217: |
| # [[Фасилитативное обучение]] | | # [[Фасилитативное обучение]] |
| # [[Рамочная игра]] | | # [[Рамочная игра]] |
− | | + | # [[Опытные наблюдения о креативности]] |
− | | + | # [[Техники генерации идей]] |
| + | # [[Методы неформального обучения]] |
| + | # [[Правила и особенности проведения бесед]] |
| + | # [[Методика Уолта Диснея]] |
| | | |
| | | |
| [[Category:Логика взаимодействия в отряде]] | | [[Category:Логика взаимодействия в отряде]] |