Методы воспитательного воздействия

12tym.jpg

Под методами работы с детьми мы понимаем методы воспитательного воздействия на детей. В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия:

  • метод убеждения,
  • метод упражнения,
  • метод оценки.


Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • суждение воспитателя (вожатого) (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвидеть последствия»),
  • аргументация воспитателя (вожатого) (например: «В неизвестном месте лучше не купаться, ведь не знаешь, где обрывается пологий берег – можно захлебнуться»),
  • мнение, высказанное воспитателем (вожатым), сообщение о личном отношении и самочувствии (например: «Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»),
  • сообщение об общепринятом в культуре (например: «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»),
  • раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например: «Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою»),
  • диалог воспитателя (вожатого) с детьми (например: «Я так считаю, а что думаете Вы?»),
  • дискуссия, спонтанно либо специально организуемая воспитателем (вожатым), (например: «Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас…»),
  • обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например: «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явно мордашка..»),
  • совет, рекомендация воспитателя (вожатого) по поводу жизненной коллизии (например: «Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»).


Метод упражнения. Род такого воздействия обеспечивает реальное практическое действие ребенка. Оно воплощает его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

Метод упражнения реализуется следующим образом:

  • примером вожатого-юноши, когда он встает при входе в комнату воспитателя-женщины, вожатой-девушки,
  • просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: «Пожалуйста, отнеси диапроектор в младший корпус»),
  • просьбой что-либо перепроверить, переделать (например: «Я вас прошу вернуться в отряд и проверить, остался ли кто-нибудь там, позабыв про обед»),
  • приказом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (подготовкой танца, номера художественной самодея-ти (например: « Протяните, юноши руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»),
  • специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, занятее по этикету),
  • традиционным использованием некоторых правил поведения (например, КТД считается завершенным только при обмене вожатого и детей благодарностью за общение и работу : «Спасибо» - «Спасибо»),
  • приказ к действию в особых случаях (экстремальные ситуации, оскорбление) (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к опасному предмету).


Метод оценки. Имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка, скрытая педагогическая оценка.

К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, т.к. рассчитана на субъективную самостоятельность.

Виды открытой оценки по мере усиления воздействия: назовем положительную оценку – поощрение, отрицательную оценку – наказание.

Поощрение:

  • одобрение вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»),
  • похвала, раскрывающая основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно..»),
  • материальным предметом, который создаст протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка символ, лакомство),
  • благодарность – персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком, когда ребята благодарят за помощь, оказание которой привело к победе в игре,
  • присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда, когда ребенок проявил смелость, самопожертвование, бескорыстие, осмотрительность,


Наказание: неодобрение, замечание, выговор, исключение из системы общения либо из группы. Выражения скрытой педагогической оценки:

  • оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой девочки»),
  • оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..»),
  • естественное последствие как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил себя ребенок (например: «Разлил? – Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»),
  • возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?»),
  • оттянутая во времени оценка (например: «Я потрясен, поговорим, когда приду в себя…») и др.

Реализация методов воспитательного воздействия осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности ребенка.


Тренинг педагогических задач.

  • У вас в отряде присутствует педагогически запущенный ребенок, воспитанием которого никто не занимался. Он сумел сплотить вокруг себя несколько «ведомых» детей. Как вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной ситуации?
  • В отряде принято собираться на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов отрядной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
  • Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а то не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.