Методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей детей

Материал из Летний лагеря
Версия от 13:49, 31 марта 2021; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Mob 701.jpg

В распоряжении современного человека имеется множество способов общения, но все они легко группируются в две категории - вербальные и невербальные.

Вербальные, или словесные, представляют собой всевозможные речевые формы общения.

Невербальные средства коммуникации, или, как их еще называют “несловесные языки” общения, в свою очередь складываются из жестов, мимики, позы и положения, которое мы принимаем в пространстве относительно других людей и предметов. Например, вожатый может утешить расстроенного ребенка просто подойдя и обняв его, не используя никаких слов. А понять, что ребенок был расстроен можно по выражению его лица и позе, в которой он сидел.

Несмотря на то, что каждый ребенок - уникален, существуют общие рекомендации по вербальной стороне общения в рамках данного подхода. Они помогут вожатому понять какие сейчас эмоции у ребенка.

Не вопрос, а утверждение

Старайтесь избегать прямых вопросов ребенку о его текущем состоянии. Попробуйте вместо этого своими словами “отразить” чувства, которые, как вам кажется, сейчас переживает ребенок. Используйте для этого Я-высказывания в утвердительной форме. Пример: Ты расстроен? Мне показалось, что ты расстроился.

Снизить градус

Старайтесь при этом избегать резких эмоциональных слов. Даже утверждение, отражающее чувства ребенка можно испортить высоким градусом негатива. В целом придерживайтесь правила: называемая эмоция ниже по силе, чем та, которую вы предполагаете у ребенка. Пример: Мне кажется, тебе страшно. Мне кажется, ты обеспокоен.

Если вопрос, то открытый

В случае, если не задать вопрос никак нельзя, старайтесь использовать так называемые открытые вопросы. Они «открывают» возможность для ребенка дать развернутый ответ. Закрытые вопросы сразу предполагают однозначный ответ «да» или «нет». Пример: Тебя это расстроило? Что ты думаешь по поводу этой ситуации?

Главное вовремя замолчать

Если вам удалось установить контакт с ребенком и он начал делиться своими переживаниями, предоставьте ему возможность выговориться. Используйте для этого приемы активного слушания.

Некоторые считают, что невербалика - это всего лишь дополнительный источник информации к собственно вербальному общению. Но в жизни, как известно, бывают ситуации, когда мы не можем напрямую что-то сказать или спросить у человека. Особенно это актуально в общении с детьми.

Оказывается, то, что ребенок мог бы сказать с помощью речи, даст нам только 7% информации, 38% мы получим, внимательно изучив то, как именно ребенок говорит, и целых 55% - если проанализируем его позу, жесты и мимику.



ДВЕ МЕТОДИКИ определения эмоциональных состояний и личностных особенностей детей


Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых детьми, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ребенка, которые скрыты от наблюдателя в обычной жизни в лагере.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе жизни в лагере.


Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого ребенка (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «лагерь», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в лагере, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «сверстники». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои сверстники? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «вожатый», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают вожатые, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить детям выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных мероприятиях.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в лагере и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у детей данного отряда, как воспринимаются детьми вожатые, родители, сверсники.


Проективная методика «Мое настроение»

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)



Приложение 1

Карта эмоциональных состояний

10-1.jpg


Приложение 2

Рисунки детей

11-1.jpg