Мастер-класс

A85vmB Jje0.jpg

Упражнение на различные эмоциональные состояния

Всем вместе, сидя на своих местах, показать разные эмоции: восторг, ужас, радость, печаль… По одному, лицом к окружающим, описать своё эмоциональное состояние одним словом, показать его и сказать по нарастающей – от шёпота до крика.


Упражнение «В летнем кинотеатре»

Садимся в шахматном порядке. Предлагаются обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию;
  • фильм ужасов;
  • пошёл дождь;
  • кусают комары;
  • сильно припекает солнце и слепит, мешает смотреть;
  • уронил предмет, надо найти его в темноте и т. п.


Упражнения на взаимодействие и партнёрство.

1. «Переводчик». Два человека «снимаются в фильме» на языке-тарабарщине, который должен по настроению и темпераменту напоминать какой-нибудь иностранный язык. Придумываем ситуацию. Начинается «съёмка», но кроме двух «актёров» в упражнении заняты два переводчика – они «переводят» героев фильма. «Артисты» вынуждены прислушиваться к «переводчикам» (ведь именно они руководят процессом). Весёлое игровое упражнение не только снимает напряжение и усталость, но и очень полезно.

2. «Инопланетяне». Один человек – инопланетное животное, второй – космический путешественник, которому нужно осторожно познакомиться с чудом-юдом и заманить его на свой «корабль» – заранее оговорённое место. «Животному» надо придумать себе характер и внешний вид, его поведение может быть совершенно разнообразным, и чем чаще менять игру, тем интереснее. Нельзя давать много времени, 10 секунд, пока «путешественник» «летит», отвернувшись к стене, инопланетянин готовится. При кажущейся простоте этой игры интересно становится, когда актёры начинают работать серьёзно. Лишённые обычных пристроек и речи, они вынуждены искать новые способы взаимодействия.

3. «Да – Нет». Классическое упражнение: два (или больше) человека развивают диалог, но в их лексиконе есть только «Да» и «Нет». И не то чтобы у одного только «Да», а у другого только «Нет». Можно использовать и то, и другое слово, но найти переход от одной позиции к другой, оправдать новую пристройку, поставить партнёра в тупик, убедить или позволить убедить себя, а потом передумать. Может возникнуть целая драматическая сцена.

По этим трём упражнениям важно:

  • Не придумывать себе отдельную историю – импровизация чистой воды.
  • Развивать конфликт, взаимоотношения, действие. И есть фокус: сделай партнёру сложно.
  • Очень важно каждый этюд обсуждать. Самое главное, что скажут другие студийцы, которые смотрели пробу. *Иногда посидеть, посмотреть и сделать выводы чуть ли не более наглядно и важно, чем сама проба.


«Времена года»

Группа делится на две команды. Представители команд по жребию вытягивают то или иное время года. Используя цепочку предлагаемых обстоятельств, одна команда в этих обстоятельствах существует, другая угадывает время года.


«Четвёртая стена»

Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства. Одна группа действует в предлагаемых обстоятельствах, другая (зрители) – за «четвёртой стеной». Кто из первой группы взглянул на зрителей и разрушил «четвёртую стену» – тот выбывает. Потом группы меняются местами.


«Мой путь»

Упражнение на тренировку памяти. «Вспомни и подробно опиши твою дорогу на наше занятие». Постоянное использование этого упражнения на занятиях вынуждает ребёнка день за днём, совершая свое путешествие, становиться более внимательным к деталям и подробностям и тренирует память.


«Общий рассказ»

Упражнение на развитие фантазии, воображения и навыков партнёрства. Педагог задаёт тему и определяет начинающего рассказ и заканчивающего.


«Четыре стихии»

Упражнение на чувство ритма, фантазию и умение распределиться в пространстве. Группа делится на 4 части и выбирает стихию: Воду, Воздух, Огонь, Землю. Включается тщательно подобранная музыка, и стихии начинают взаимодействовать с помощью определения Главенствующей педагогом.


«Росток»

Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства. Дети делятся на исполнителей и зрителей. Исполнители выбирают растение и начинают упражнение с «зёрнышка» (поза эмбриона человеческого) и вырастают на счёт 20-30. Зрители угадывают растение.


«Аквариум»

Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства. Упражнение проводится после предварительных наблюдений за обитателями аквариума. Дети делятся на две группы: одни – обитатели аквариума (рыбки, улитки, водоросли и т. д.), а другие – наблюдатели. Жители аквариума тоже могут наблюдать за людьми. Интересен темпоритм существования каждой группы в разной среде обитания. Группы меняются.


Это упражнения на внимание.

Испорченная фотография

Все дети располагаются в определённом порядке. Один – водящий – запоминает композицию, потом он отворачивается. Дети меняются местами, меняют позы и т. п. Водящий должен сказать, что изменилось.


Ожившие портреты

Умение вживаться в разные роли важно для актёра.Я приношу на занятие репродукции, известные портреты. И дети, смотря на них, пытаются понять характер изображённого человека, о чём он думает, какое у него настроение, мысли. Ребята ведут этот рассказ от его имени.


Упражнения с голосом.

Пение на ассоциациях

Очень полезное упражнение, помогает правильно выстроить интонации в тексте произведения.

Если нужно, чтобы звук был мягким и ласковым, с хорошим вибрато, я говорю ученику, что нужно «пожаловаться маме» или пожалеть кого-то.

Если ребёнок слишком затягивает фразу и не совсем понимает, где её нужно завершить, я говорю: «Давай посердимся». Тогда фраза точно будет спета согласно ритмическому рисунку. Если вещь подвижная и энергичная, то я предлагаю её спеть с настроением – побаловаться и покапризничать. Так с помощью ассоциаций мы добиваемся того эффекта звучания, которое нужно в данной песне.

Для правильного звучания, вокального или речевого, необходимо организовать «пространство» для звука. При «открытой» глотке нёбная занавеска поднята. Для того чтобы этого добиться, нужно высунуть язык и постараться зевнуть. При этом расслабляются мышцы, поднимается и удерживается мягкое нёбо. Принцип звуковедения заключается в том, чтобы стабильно сохранять получившееся «пространство» при вдохе и выдохе. Это так называемый «вокальный зевок» – удержание мышц глотки «открытыми». В идеале такое положение глотки нужно сохранять не только при пении, но и в разговорной речи, что не так просто, но с помощью регулярных упражнений этого можно достичь.


Упражнение «Музыкальная пропись»

На тренировку точной атаки звука, опоры дыхания, точной интонации звука, координацию слуха и голоса: На звук «ля» через зевок по порядку пропевать 5 нот вверх и вниз.


Упражнение по музыкотерапии

Для поднятия настроения, положительного настроя, энергии. «Нашему здоровью да, да, да» - мелодия по порядку вверх. «А всему плохому нет, нет, нет» - движение мелодии вниз. Одновременно упражнение выполняет те же задачи, что и «Музыкальная пропись».


Скороговорки

Хорошо тренируют дикцию, дыхание, внимание и слух. Очень полезным является проговаривание скороговорок с открытым ртом, а потом через сомкнутые зубы. Во время произношения дыхание и звук направляем вперед.

Очень важен для занятий вокалом чётко выстроенный план урока, который включает в себя разные элементы подготовки вокалиста в работе над вокальным произведением.

Примерный план занятия:

  • Разминка
  • упражнения по дыханию
  • упражнения по артикуляции
  • упражнения по дикции
  • вокальные упражнения (распевка)
  • работа над текстом, работа над мелодией
  • постановка номера

Мои находки – они помогают вокалисту в развитии вокальных возможностей. Все педагоги, работая над произведением, уделяют много времени работе над текстом, над правильным звучанием согласных и гласных в тексте. Так как известна истина «согласная – это берег, а гласная – река».

Я предлагаю упражнение – транскрипции звонких, глухих согласных и гласных звуков.

Вам потребуется ещё и мяч, для того чтобы ребёнок, повторяя транскрипцию, мог ее выталкивать, т. е. говорить на вынос, что важно в пении в разговорной позиции. Бросаем мяч ребёнку и говорим (бдг) + и, э, а, о, у, ы. Ребёнок, отбрасывая мяч, повторяет с той же интонацией (на вынос) эти же транскрипции.

Меняем положение букв (дбг), (бгд), (дгб), (дгб).

Далее глухие согласные (кпт), (птк), (ткп), (пкт), (ктп) и звонкие – (дз), (зд), (рл), (лр), (нм), (мн).

Это упражнение можно использовать по-разному, создавая разные темпы, разные мелодии. Детям упражнение помогает легче справляться с непривычным положением слогов и букв в тексте.

Ещё более быстро виден результат, когда вокальные упражнения делаются в движении.

Мы распеваемся, сочиняя сказку, например: разогреваем носовой резонатор на «м» – это ветер, который дует, качая ветки деревьев (дети медленно поднимают руки вверх и так же мягко опускают), следующий звук поём, качая корпусом.

Это даёт возможность не зажимать плечи и шею, ведь зажим мышц часто мешает правильному положению гортани.

На каждое вокальное упражнение у нас есть какая-то актёрская задача, которая помогает вокалисту чувствовать своё тело, снимать зажимы, работать над мимикой, эмоциональным состоянием, развивать работу рук и кистей (так как они являются главными помощниками в подаче содержания и характера произведения), и делают эту часть урока не статичной, а развивающей.


Есть ещё интересное упражнение на развитие чувства партнера на сцене - «Угадай товарища».

Один ребёнок выходит из зала, все оставшиеся договариваются о каком человеке (из присутствующих) все вместе будут думать. Ребёнок, заходя в класс, должен почувствовать, о ком все думают. В 95% случаев ответ будет абсолютно точным. Это упражнение, в первую очередь, интересно тем, что детиработают в команде, а театр - это командный вид искусства, ну и, конечно, укрепляются такие качества как дружба и взаимовыручка в коллективе.

Известное упражнение «Броуновское движение», которое помогает каждому участнику лучше понять своё тело, установить доброжелательную атмосферу в команде. Группа изображает броуновское движение: участники ходят по помещению, не вступая в контакты. Потом, по сигналу, они могут вступать в любые невербальные контакты друг с другом. При этом они должны прислушиваться к своим ощущениям: что с ними происходит, когда другие пытаются идти на контакт с ними, и что происходит, когда они сами пытаются идти на контакт, а им, соответственно, идут или не идут навстречу. Это упражнение можно разнообразить с помощью новых элементов, например, добавить: эмоции (грусть, радость, страх и т. д.); музыку (учимся слышать ритм и темп);танцевальные движения (в зависимости от возраста);стихотворения (тот материал, который вы в данный момент изучаете с детьми). В эту схему вы можете сами добавлять необходимые элементы и корректировать их, в зависимости от поставленных на уроке задач.


Тренируем дыхание

Упражнение, которое используют для тренировок и начинающие актёры, и вокалисты. Выполняя его, нужно прыгать со скакалкой и держать хороший темп. Главное – всё упражнение выполняется на одном дыхании.

Со скакалкой я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было и меня не подводило.
Я скачу без передышки и не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно, и не прыгаю я словно.
Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз – можно прыгать целый час.


Упражнение, которое тренирует почти все элементы действования*:

  • внимание,
  • общение,
  • остроту реакции,
  • сосредоточенность на объекте,
  • переключение внимания с одного объекта на другой,
  • перспективу движения к цели.

Участники тренинга садятся в круг. Педагог даёт одному из участников мяч и предлагает бросить его кому-нибудь из товарищей, и назвать при этом любое число до ста, предположим – «двадцать шесть». Тот должен поймать его и немедленно отправить другому играющему, повторив цифру, следующую за той, которая была названа, в нашем случае – «двадцать семь». Далее он сразу должен назвать ещё и второе число – любое, кроме тех, что находятся рядом с названным (позади и впереди). В данном случае запретные числа «двадцать шесть» и «двадцать восемь».

Это условие вводится, чтобы исключить автоматизм мышления и заставить учеников в игре более энергично и подвижно мыслить в процессе общения.

Тот, кто нарушает правило, должен встать за своим стулом и следить за играющими, и если обнаружит ошибку, меняется местами с тем, кто её совершил. Больших пауз в игре не должно быть. Мяч в руках долго не держать, числа должны звучать в одном темпоритме.

Если партнёр не поймал мяч, то проигравшим считается тот, кто его бросал, а значит, именно он встаёт за свой стул и продолжает игру, наблюдая за играющими. И мяч, и число должны долетать до партнёра! В упражнении необходимо соединить поступок – полёт мяча и поступок-слово, число. Чтобы продуктивно и целенаправленно воздействовать на собеседника, необходимо затратить максимум усилий. В голове должна созреть модель словесного поступка, сформулироваться мысль и возникнуть объект, которому эта мысль будет адресована.

После того, как это упражнение будет хорошо получаться, можно его усложнить. Например, предложить играющим обмениваться числами, рассказывая детскую сказку.


Это упражнение развивает координацию и устойчивость, его можно делать где угодно. Оно доступно всем.

Встаньте на ноги, закройте глаза, придумайте себе цифру – допустим, количество тактов. Начните вращаться вокруг себя с любой скоростью ровно столько раз, сколько задумали. Остановитесь и сразу, не открывая глаз, поднимитесь на пальцы, потянитесь руками вверх, как ракета взлетает в небо, и стойте столько же тактов. Прежде чем открыть глаза, попробуйте определить, в каком направлении вы остановились (в какую сторону лицом). Повторите всю схему, изменив направление вращения.


Упражнение на совмещение несовместимого

Включаем весёлую музыку и даём ученикам 1-2 минуты делать всё, что они считают нужным, под эту композицию. Затем включаем грустную мелодию и даём такое же задание. Не вмешиваясь, следим за действиями каждого ученика. После попытаемся разобраться, что же делал каждый ученик. Какое действие вызывала у него первая и вторая композиции.

Включаем те же мелодии по очередности и предлагаем детям сделать то, чего они никогда не сделали бы, услышав эти композиции. Также не вмешиваемся и наблюдаем за действиями каждого ученика. В результате ученики сами, не осознавая того, преподнесли нам совмещение, казалось бы, несовместимых вещей. Они плакали под весёлую музыку и смеялись, когда мелодия рвала нас в клочья…


Это упражнение позволяет найти неординарные ходы в актёрской профессии, на сцене или в кино. Делает нас интересными и в то же время непредсказуемыми, а порой и узнаваемыми. Ведь часто, когда мы смотрим фильмы, мы нередко узнаём в них себя. А если кто-то в герое, которого сыграл актёр, узнал себя, значит, у нас с вами всё получилось.


Танцуют все!

Упражнение «Пузырек воздуха»

Под запись плеска волн дети ходят на носочках очень тихо, легко и мягко. Учитель говорит: «Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким».


Упражнение «Высоко - низко»

Дети руками показывают смену регистров в исполняемом учителем музыкальном произведении. Это упражнение может выполняться коллективно – дети, взявшись за руки, становятся в круг или выстраиваются в одну линию.


Упражнение «Вверх-вниз»

Это гимнастика для глаз. Дети выполняют движения глазами вверх-вниз под звуки восходящего и нисходящего звукоряда. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.


Существует несколько универсальных, базовых упражнений, оно будет полезно не только для юных артистов, но и для всех взрослых.

Три круга внимания

Теория. У любого человека есть три круга внимания:

  • «Малый круг» внимания – я хорошо чувствую самого себя, вижу себя, ощущаю себя.
  • «Средний круг» внимания – это пространство, в котором я нахожусь (комната, сцена, салон автомобиля).
  • «Большой круг» внимания – это всё, что за пределами пространства, в котором я нахожусь.

Упражнение. Нужно принять удобную позу, лучше сесть на стул. Закрыть глаза и последовательно сосредотачиваться на каком-то одном из кругов внимания.

  • Слушаем «малый круг» внимания – прислушаться ко всем звукам, которые внутри тебя (дыхание, пульс…).
  • Слушем «средний круг» внимания – слушать только те звуки, которые в нашем пространстве, например, в пределах комнаты (лампочки гудят, трещит пол, дыхание других людей, находящихся в этой комнате и др.).
  • Слушаем «большой круг» внимания – это всё, что за пределами нашего пространства (птицы поют, шум города и.т.).

Последовательность можно менять, как захочется.


Каждое занятие начинается с комплекса дыхательных упражнений:

  1. Упражнение на медленный глубокий вдох.
  2. Ряд упражнений на активный вдох.
  3. Упражнение на комплексное дыхание.

Далее идут упражнения на разминку артикуляционного аппарата: скороговорки, разминка мимических мышц, упражнения на трудные сочетания согласных и т.д. Только после этого мы приступаем к техническим упражнениям – распевкам.


А это упражнение на активный вдох:

  • Сделать быстрый вдох носом в живот и сквозь зубы петь звук Ц-ц-ц. При этом пресс остается сильным, живот стараемся держать надутым. Столбик выдыхаемого воздуха ровный.
  • Активный вдох ртом, задержать дыхание, затем выдыхаем короткими порциями воздух на звук «ха». Чередуем, сначала 2 выдоха, затем 4-6-8.


Это упражнение на комплексное дыхание довольно сложное и требует достаточно хорошей координации дыхательных мышц.

Считая до пяти, вдыхайте животом, при этом живот надувается, как мячик. Не выдыхая, продолжайте вдыхать грудью тоже на счёт «пять», при этом следите, чтобы плечи не поднимались. Задержите дыхание, отсчитайте до пяти и начните медленный выдох. Выдох производится в обратной последовательности, каждый раз считая до пяти – грудью, животом, и в конце задерживаем дыхание.


Hip-Hop и break-dance

Первое движение везде и всегда – это кач, приседание под музыку. Колени должны делать небольшие приседания, так чтобы была прямая линия от плеч до колен, обязательно делать в основной ритм музыки, затем можно добавить покачивание головой, а потом добавить движения руками – такие же, как у рэпера из фильма. Движение «Дима Билан». Ваша задача – прыгнуть максимально высоко вверх, в воздухе прогнуться в спине, так чтобы было похоже на мостик, и руками коснуться пяток, а после приземлиться на носочки в положение сидя! Делать различные вариации движений в упоре лёжа или сидя. Последнее движение Go down – переход вниз. Поставьте ноги на ширине плеч плюс небольшой полуприсед, затем выбейте левой ногой правую, так чтобы вы остались стоять на левой, а правая была справа вверху, но не очень высоко. Далее заводите правую ногу за колено левой ноги, затем, падая в левую сторону, вы должны приземлиться на носочек правой ноги, так чтобы ваша спина была совершенно прямая при падении и не уходила в разные стороны, а левая нога должна от колена до пятки лежать на полу. Затем поднимитесь вверх через разворот в правую сторону!


Работа со скороговорками

Перед детьми всегда ставлю три задачи:

1. Чётко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговорить три раза подряд.

2. Проговорить с разной интонацией: удивление, вопросительная, восклицательная и другие.

Пример скороговорки с вопросительной интонацией:

На дворе? Трава?
На траве? Дрова?
Не руби? Дрова?
На траве? Двора?

3. К чёткому произношению с интонацией добавляем образ – движение.

На дворе – интонация восклицательная, руки развели в стороны, ладони открыты, показать двор.
Трава – руки собираем к себе, как будто пальчиками трогаем травку.
На траве – руки разводим от себя, пальчиками трогаем траву.
Дрова – выложить поленницу дров.
Не руби – интонация меняется на строгую, грозим пальцем.
Дрова – поленница.
На траве – показать траву.
Двора – показать двор.


Главный вопрос: как и какими словами объяснить человеку то, что я хочу ему сказать? То есть стараюсь быстро найти общий язык, чтобы мои мысли дошли до учеников и педагогов. Но это не так-то просто, не забывайте, что я болгарин, есть разница в образовании, в языке. Для упражнений использую примеры, которые были бы всем понятны. Но самое главное – я всё делаю с улыбкой, стараюсь излучать положительные эмоции и энергию. Улыбка – это очень мощное оружие! Ещё один секрет: никогда или почти никогда я не показываю своими руками, глазами или телом то, чего хочу добиться от ученика. Я добиваюсь того, чтобы артист сам понял и показал своими жестами то, что я имею в виду, а не копировал мои движения и эмоции.

Взгляд – контакт с публикой!

Во время выступления нельзя смотреть в пол и потолок. Нужно смотреть в глаза. Если в глаза не получается – в лоб или между людьми. Если же ты выступаешь перед очень большой аудиторией, нужно мысленно разделить зону на квадраты, человек по 30.


Выбор репертуара

Репертуар нужно выбирать очень осторожно. Он должен отвечать возрасту и пониманию артиста. Нужно понимать то, о чём поёшь. И нельзя забывать, что слева и справа тоже есть зрители.


Поклон

Выступление должно начинаться и заканчиваться в центре сцены. Поклон – это продолжение песни. Он должен быть красивым и в том образе, в котором ты исполняешь свою песню. Если песня про мушкетёра, то и поклон должен быть, как у мушкетёра, а не Миледи. Поклон, как и другие движения и элементы номера, должен «упражняться» – должен быть отрепетированным.


Смотреть – не смотреть

Советую смотреть и слушать выступления таких артистов, как Робби Уильямс, Лара Фабиан, Фредди Меркьюри, Натали Коул. Не смотреть (у них много жестов-«паразитов»), но слушать: Уитни Хьюстон, Кристину Агилеру, Мэрайю Кэри.


Все мы знаем, что маленькие дети любят в кого-то играть, кого-то изображать, они естественны, забавны и органичны в своих перевоплощениях. Но чем старше дети становятся, тем реже играют. Всё дело в детской наивности, или, как говорят профессионалы, ВЕРЕ. Взрослеющему ребёнку сложно взять и по команде поверить в какую-то с точки зрения здравого смысла театральную ерунду. Как же это сделать? Вот тут и появляются хитрости, помогающие нам стать более непосредственными. Эти приёмы я проверил на себе. С ними я и по сей день на сцене побеждаю неверие и излишнее волнение.

Способ первый: ОБМАНУТЬ САМОГО СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ ЭФФЕКТА КОНТРАСТА.

Если тебе предстоит сыграть какое-то неожиданное событие: допустим, встречу с дорогим другом или внезапно появившуюся опасность, постарайся по-настоящему увлечься чем-то абсолютно противоположным. Мысленно максимально уведи себя от предстоящего события. В случае с радостью от встречи со старым другом найди, что тебя может перед этим раздражать или огорчать на сцене. В случае испуга перед опасностью – что-то такое, что тебя может, наоборот, расслабить или успокоить, привести в состояние полной безмятежности. Способ действует, как в физике: чем сильнее замах, тем сильнее удар.

Способ второй: ОБМАНУТЬ САМОГО СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

Если тебе предстоит вынести важное событие на сцену, сообщить что-то исключительное или сразу вступить в конфликт с партнёром, ни в коем случае себя перед выходом специально не готовь и не накачивай. Наоборот, переключи внимание на что-то, что находится рядом: посчитай фонари над головой, шляпки гвоздей в полу, дырки на кулисах, но только по-настоящему, а не для вида! Это тоже своего рода откат, отказ, для того чтобы включиться на сцене более неожиданно.

Способ третий: ОБМАНУТЬ САМОГО СЕБЯ, «НАРОЧНО ВСЁ ПОЗАБЫВ».

Многие могут испугаться этого способа, мотивируя тем, что от волнения мы и так всё забываем. Но это тоже хитрость для нашей органики. Память включится сама (при условии, что ты очень хорошо до этого разобрал и выучил роль) и будет работать ещё более цепко, если ты перед выходом на сцену превратишься буквально в «белый чистый лист». Способ действует так же, как закон физики: чем больше выдохнешь, тем больше потом вдохнёшь.

А самый главный способ стать на сцене органичным и естественным предложил ещё К.С. Станиславский: занимайтесь на сцене делом не понарошку, а по-настоящему! С азартом, увлечённо! Старайтесь найти себе это дело, даже если в сцене оно не выписано специально, и режиссёр вам ничего не придумал. Посмотрите, до какой степени органичны малыши, когда возятся с игрушками или копаются в песочнице. Им чрезвычайно важно сделать то, что они задумали. Есть у кого учиться всем нам!


Приёмы, которые можно регулярно использовать в работе с детьми.

Первый. Мы живём в современном развивающемся мире, наши дети любят всякие модные гаджеты. Моё предложение всем преподавателям после каждого урока делать небольшие записные визитные карточки. Вы даёте танцевальную связку на уроке, дети её учат, и в конце урока вы организовываете show time. Ребёнок выходит и перед своей группой показывает тот кусочек хореографии, который он выучил, вы записываете его на его же мобильный телефон. Ребёнок уходит с урока с двумя позитивными эмоциями: он выступил перед своими одноклубниками и сможет дома просмотреть и показать родителям то, чему он научился на вашем уроке.

Второй. Развивайте в своих детях навыки импровизации. Есть такое упражнение, называется «конструктор». Приведу пример на частях тела: я даю связку на руки – это кубики красного цвета, дальше связка на ноги – это кубики зелёного цвета, а связка на тело – это кубики жёлтого цвета. После того как я дал эти связки, даю задачу детям переставить эти кубики местами. И ребёнок уже сам придумывает, где у него жёлтые кубики, где зелёные и где красные. Это позволяет ребёнку стать участником процесса и маленьким соавтором той хореографии, которую вы ему даёте.


Этюд для спектакля

Структура занятия

Зависит от возраста студийцев, хотя в спектаклях чаще всего смешанный состав. Это тоже принцип обучения: у старших есть ответственность и почти режиссёрская задача подсказать-научить, а младшие тянутся к старшим. Чаще всего занятия для детей есть репетиция, и в этом небольшая хитрость. Все упражнения актёрской разминки на внимание, мобилизацию, команду, учебные этюды я провожу в теме спектакля, и для детей мы ставим спектакль. С одной стороны, понятная для ребёнка цель, с другой стороны всё-таки учебный процесс, а не пустая постановочная работа. Не говоря уже о том, что в этих этюдах и упражнениях около пьесы рождается спектакль, и дети знают, что они его придумали.

Разминка

Нужно успеть и немного подвигаться, и чуть-чуть позвучать, и подышать – просто чтобы проснуться, почувствовать своё тело. Основная часть – актёрская разминка.

  • В неё входят и упражнения на сплочение коллектива. Например, классическое упражнение «стулья», в котором всем нужно одновременно взять стулья и в абсолютной тишине построить какую-нибудь букву, одновременно поставить стулья в эту букву и опять-таки одновременно сесть, главное – чтобы никто никому не указывал, куда нужно встать, ни какими сигналами, ни мимикой, важно каждому найти место в коллективе.
  • Упражнения на внимание. От простых – «Закрой глаза и скажи, сколько девочек сегодня в юбках, или в сменной ли обуви Женя…» – до в общем-то сложных «взрослых» упражнений. Например, двигаться надо в хаотичном порядке, всего пять скоростей, где 1 – самая медленная, а 5 – самая быстрая ходьба, занимать нужно всё пространство, не сталкиваясь, скорости меняются быстро, необходимо слушать. Трудно становится в тот момент, когда нужно закрыть глаза и проделать всё это с закрытыми глазами. Безумная концентрация внимания!
  • Упражнение на мобилизацию, ритм и самые, как мне кажется, главные упражнения на партнёрство и взаимодействие, потому что видеть партнёра, быть открытым и внимательным к человеку – главное качество, которое нужно развивать в детях: оно им обязательно пригодится.


Основная часть

В ней мы напрямую или косвенно занимаемся спектаклем.

  • Это может быть читка и разбор по событиям. Если дети маленькие или новенькие, читка немного упрощается, но важен диалог, чтобы дети сами сказали, ПОЧЕМУ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЗАЧЕМ. Если удастся вывести их на какие-то личные высказывания, не общие, а честные, будет очень хорошо.
  • Далее могут быть этюды на событие, упражнения на самочувствие, образы персонажей (персонажи – это вообще огромная отдельная тема), этюды на атмосферу. Всё это идёт к спектаклю, который, если материал будет подробно размят, появится, конечно, в муках, но светло и радостно!


Заключительная часть

Обсуждение. Пусть каждый подведёт небольшой итог репетиции. Поначалу высказывают только положительные впечатления. Например, «Мне очень понравилось, как работал сегодня Никита, потому-то, потому-то...». В последующем это могут быть не только положительные отзывы, но и критика – конструктивная, конкретная.


Похвала: Награда или наказание

«Правильная» похвала полезна и имеет огромную мотивационную силу. Но «правильная» – значит в меру. Творческие дети обычно очень чувствительны и эмоциональны и могут заметить любую неискренность и фальшь по отношению к себе. Не захваливайте ребёнка! Чрезмерная восторженность и потоки восхищения по поводу хорошего выступления могут вызвать у него сомнения. В этом случае ребёнок может испытать противоречивые чувства радости от выступления и раздражения от сомнений в своих силах и в будущем потерять уверенность в себе и доверие к взрослым.

Важно чувствовать определённую грань – похвалой вы оцениваете его силы и способности. Бережнее было бы выразить свою радость, сделав акцент на том, как вам понравилось выступление, а не на том, как он справился и какой он молодец. Ведь, если вдруг что-то пойдёт не так, ребёнок будет страшиться всё той же оценки, уже негативной. И какие эмоции тогда могут обрушиться на него? За кучей позитива от восторженной похвалы родителей может возникнуть страх, который ребёнок пропустит и глубоко запрячет. И этот страх в итоге может породить массу неприятностей на выступлениях или до них.

Можно воспользоваться некоторыми конкретными советами, как бережно хвалить ребёнка, помочь ему справиться с трудностями и жить гармонично.

Дети копируют взрослых. Следите за собой. Постарайтесь настроиться сами на позитив по отношению к ребёнку вне зависимости от результата его деятельности. Старайтесь как можно чаще улыбаться ему. Но не скрывайте, что иногда и сами волнуетесь. Пусть чувствует вашу поддержку, понимая, что вам это тоже стоит усилий и он не одинок в своих переживаниях. Не обесценивайте переживания ребёнка до концерта и после выступления – неважно, хорошо ли оно прошло или плохо. Самое неправильное – начать говорить: «Не волнуйся» или «Ничего страшного». Представьте себя на месте ребёнка, перед кучей зрителей. Страшновато. И тут снова нужна ваша поддержка: «Да, я согласен, это страшно, волнительно и т. д., но ты много работал, и я буду рад твоим успехам. И да, неудачам тоже, ведь они – стимул добиться большего, понять, где твоё слабое место, и исправить ошибки». В данном случае ребёнок почувствует уверенность, поддержку и то, что с ним разделяют его чувства и переживания.

Постарайтесь, настраивая ребёнка на концерт, не хвалить заранее, авансом. Это усилит стресс, так как лишит психику подвижности, вариантов. То есть ребёнка уже наградили похвалой, значит, вариант рассматривают только один: быть лучшим, оправдать надежды. Но так не всегда удаётся. Это тяжёлая ответственность.

Оценивайте поступки, выступления, а не самого ребёнка, не его личность. Это даёт шанс на исправление, так как поступки можно менять, а личность нет. То есть говорите ребёнку: «Я не очень доволен тем, как ты выступил, но я рад, что ты продержался до конца, даже совершив ошибку». И не стоит говорить: «Я ужасно недоволен тобой, ты был нервным и всё испортил». В первом случае ребёнок может огорчиться, что плохо выступил, но он будет понимать, что это исправимо. Во втором же он, скорее всего, впадёт в отчаяние и может совсем потерять уважение к себе и желание что-то делать. Избегайте установок. Негативные высказывания-установки, такие как: «Ты лентяй и ничего не добьёшься» – могут сильно навредить в будущем.

Не сравнивайте детей. Каждый талантлив по-своему. Сравнивайте ребёнка только с самим собой. Избегайте оценочной похвалы или осуждения. Если часто и без меры говорить ребёнку: «Молодец», то в конечном счёте он станет зависим от мнения окружающих и в этом уязвим. И когда вы не похвалите ребёнка, он может испугаться, что он не хорош и ему нужно срочно доказывать вам что-то, требовать похвалы-оценки. Это очень тревожное состояние и ведёт к постоянному напряжению для психики. Выразите своё отношение, а не оценку. Скажите вместо: «Ты такой молодец» – «Я очень рада, я в восторге, я в восхищении». В зависимости от ситуации. Также опасно ругать ребёнка, говоря ему, что он плохой и всё сделал ужасно. Лучше скажите о своих чувствах: «Я огорчена и расстроена тем, что всё так вышло». У ребёнка тогда есть возможность реагировать, менять именно то, что не получилось, не бояться, что могут отругать, и даже посочувствовать вашему расстройству. Тогда вы вырастите понимающую, заботливую и эмоционально открытую, то есть творческую личность без страха, с большими планами на будущее.