Маленький принц

Adn-1217-1m.jpg

Задачи: прояснение системы представлений участников о себе и других и актуализация субъективных отношений, существующих в группе. Методически решается также важная диагностическая задача социометрического измерения — упражнение позволяет определить, кто из участников является популярным, кому в большей степени симпатизируют, а кого избегают и почему, какие межличностные отношения в целом доминируют в группе.

Психологическую игру с успехом можно применять на одном из первых тренинговых занятий. Кроме того, она может стать основой для разработки большой психологической игры.

Материалы: большой лист ватмана, фломастеры (краски), магнитофон (запись песни «Маленький принц» в исполнении Е. Камбуровой), набор фосфорных звезд и планет, цветная иллюстрация (портрет Маленького принца) из книги Сент-Экзюпери.

Количество участников: 7–14 человек (не больше, так как надо будет всем одновременно рисовать на одном листе ватмана).

Вступление Комнату, в которой проходит игра, можно заранее подготовить — притушить свет, на стены и потолок наклеить фосфорные, светящиеся звезды и планеты — для создания атмосферы таинственности и волшебства.

В качестве эпиграфа зачитывается цитата из сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери:

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета, прямо над нами… Но как до нее далеко!»

2. Ведущий спрашивает участников, узнали ли они, из какого произведения эта цитата. Затем говорит: «Сегодня в гости к нам пришел Маленький принц (на стену прикрепляется портрет Маленького принца, написанный Сент-Экзюпери). Как вы знаете, Маленький принц жил на астероиде № Б-612 и очень любил путешествовать».

Дается инструкция: «Представьте себя в виде небесного тела. Кто вы — планета (малая — астероид, планета-гигант), звезда, метеор, черная дыра, комета?» (3 минуты).

3. Вторая инструкция: «Расскажите о себе. Что вы за небесный объект и какими свойствами и качествами обладаете. Выделите три самые важные личностные черты своей планеты (звезды)». На придумывание рассказа — 7 минут.

4. Третья инструкция: «На листе ватмана нарисуйте каждый свою планету (звезду), как вы ее себе представляете. Придумайте и напишите название (например, вы можете назвать ее своим именем) и подпишите три важные черты, которые вы назвали» (10 минут).

Когда группа рисует свои небесные объекты, включается песня «Маленький принц».

5. Четвертая инструкция: «А теперь представьте, что один из жителей вашей планеты (звезды) — Маленький принц. Он хочет отправиться в космическое путешествие на другие планеты, звезды и кометы. Помогите ему добраться до других планет и звезд, построив (нарисовав) три звездных моста, соединяющих ваше небесное тело с другими планетами, которые, как вам кажется, Маленький принц захотел бы посетить» (5 минут).

Ведущий при необходимости поясняет, что надо нарисовать не больше трех мостов, меньше можно.

Ведущий может также нарисовать свой небесный объект и провести три моста к тем планетам, которые не были выбраны участниками для путешествия.

6. После окончания рисования лист ватмана прикрепляется к стене и группа рассматривает общий рисунок под названием «Наша Вселенная». Ведущий говорит: «Посмотрите, какая красивая Вселенная у нас получилась. Сколько в ней непохожих друг на друга объектов, но все мы вместе, несмотря на наши различия, так как соединены невидимыми, дружественными связями («звездными мостами»)».

После этого ведущий в качестве эпилога зачитывает цитату из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери:

«Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто — одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды… Все они станут тебе друзьями…»

7. Групповая рефлексия.

Ведущий для обсуждения предлагает следующие вопросы:

— Сложно ли было представить себя в виде небесного объекта?

— Насколько сложно было выбрать только три самые важные свои личностные черты?

— Понравилась или не понравилась игра?

— Узнали ли что-то новое о себе и других членах группы?

— По какому принципу выбирали три планеты (звезды) для путешествия Маленького принца?