Логика развития микрогрупп

Материал из Летний лагеря
Версия от 17:42, 14 декабря 2019; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.
0 3d5f m.jpg

Для того, чтобы детям было комфортно работать в отряде и коммуницировать со всеми его членами, необходимо погружать его в подобную работу постепенно. В первые дни он только осматривается, здесь важно провести адаптацию ребенка, раскрыть его и помочь войти в коллектив. Один из ранних этапов групповой деятельности в отряде – работа по микрогруппам.

Этот формат вполне логичен. Тяжело сразу адаптироваться ко всему большому отряду, запомнить всех по имени и не растеряться. В малой группе из 6-8 человек это сделать проще. Также микрогруппу легче организовать, выделяя лидера и создавая соревновательный момент между группами. Небольшой группе проще скооперироваться друг с другом и организовать деятельность.

Дети знакомятся между собой в процессе деятельности микрогруппы. Удачным решением будет периодически перемешивать участников в мини-группы, чтобы менялся состав и дети коммуницировали с разными участниками отряда. Также вожатому на данном этапе не стоит назначать лидеров в группах, но следует присматриваться к членам отряда на предмет проявления у каждого лидерских качеств. Перейти от микрогрупп к работе всем коллективом лучше спустя пару дней.


ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МИКРОГРУПП

Она очень проста: Первые 3-5 дней - временные МКГР, работа на личность.

1 "неделя" - практика, привыкание, дела простые решение микрогрупповых проблем. Здесь будут игры с временным объединением детей, на их перемешивание и адаптацию. Выявление лидеров.

2 "неделя" - выход и реализация на свой отряд. В этот период даются задания на групповое сплочение. Причем дается такой объем работы, который в одиночку сделать невозможно, Т.е. если ребенок может сделать стенгазету один, то нужно не заставлять его работать в группе, а, условно, дать им на группу 5 стенгазет. о после этого о б я з а т е л ь н о нужно учить их работать в группе. При работе в группе нужно уметь как минимум 4 вещи;

1) Вертикальная структура группы т.е. разделение на лидера и подчиненных,

2) Горизонтальная структура в группы т.е. распределение по ролям:

а) Интелектуальный лидер ( Мозговой центр )
б) Лидер-организатор
с) Лидер-исполнитель
д) Эмоциональный лидер

3) Методы эффективного решения задач (мозговой штурм, метод номинальной группы и т.д.),

4) Культура общения ( эмпатия, умение слушать и слышать человека и т.д.).

3 "неделя" - выход и реализация совместно с другими отрядами и на холл (несколько отрядов, объединенных вместе. Обычно 3-4) Это происходит примерно на 13-14 день и совпадает с кризисом и точкой передачи власти. Совместно вожатые и дети готовят какое-либо дело на соседний отряд. например, проводят туртропу или совместный праздник. После этого начинаются дела совместно с другими отрядами: конкурс бального танца, КВ (причем один отряд готовит игры, другой – оформление, третий еще что-то).

4 "неделя" - выход на дружину, на другие отряды. Самостоятельная работа. К этому уровню нужно стремиться, так как чем выше уровень, тем легче будет адаптация дома. а 21 день может наступить сильнейший кризис. Дети готовы (в норме) к выходу на дружину и устали от своего отряда. В этот день лучше распустить отряд, например, отправить их брать интервью у других отрядов. Это поможет и отдохнуть друг от друга. После этого они могут выходить на общелагерный и межлагерный уровень сначала при помощи вожатого, а потом и самостоятельно.


Вопросы для наблюдения за детьми

  1. Есть ли в отряде агрессивные дети? В чём проявляется агрессия и какого она вида?
    • Вербальная (выражается словами), физическая (выражается в действиях) или смешанная.
    • Открытая или скрытая.
  2. Есть ли замкнутые и необщительные дети?
    • Первыми не идут на контакт, но в разговоре по инициативе другого участвуют.
    • Не идут на контакт и не поддерживают разговор.
  3. Есть ли властные дети, то есть такие, которые стремятся командовать другими?
  4. Демонстрирует ли кто - либо неуважение к старшим: игнорируют советы и просьбы, "огрызаются" и др.?
  5. Как взаимодействуют старшие и младшие дети? (в случаях разновозрастных отрядов и групп)
    • В большинстве случаев сотрудничают ((договариваются, обсуждают проблемы вместе, в деятельности поддерживают друг друга).
    • Противоборствуют.
  6. Есть ли дети с авторитетом, заработанным благодаря личным качествам?
  7. Есть ли конфликтующие пары?
  8. Есть ли симпатии и дружеские отношения?
  9. Наблюдаются ли микрогруппы более сплоченные?