Кто есть кто в Камелоте

Un3523m.jpg

Цели и задачи игры: обогатить драматический опыт подростков, актуализировать и проиграть латентные роли, в том числе различные Я-образы, способствовать ролевой интеграции.

Время: 2 часа 30 минут.

Участники: подростки 14–16 лет (18–20 человек).

Необходимые материалы:

постеры с изображениями рыцарей;

элементы рыцарского костюма: плащи, мечи, кожаные ремни и перетяжки для рук, щиты, другие доспехи (из дерева, картона или пластмассы);

изобразительные материалы: мелки, пастель, фломастеры;

клей, ножницы, скотч;

воздушные шары (по 2–3 на участника);

бумага разного формата, в том числе ватман или обои;

веревка длинной в 2,5–3 метра;

видеомагнитофон и записанные на видеокассету отрывки из фильмов про рыцарей;

магнитофон;

музыка Средневековья, рыцарские танцы и песни.

Оформление зала: условное деление на рабочую часть (где на столах находятся изобразительные материалы, бумага и другие, необходимые для работы атрибуты) и часть рыцарского «Круглого стола» (стоящие по кругу стулья, круглый стол или его бумажная имитация в центре). Стены вокруг «Круглого стола» можно украсить нарисованными рыцарскими гербами или флагами, щитами, расставить горящие свечи.

Содержание игры: подросткам предлагается совершить путешествие в Средневековье, во времена рыцарства и короля Артура.

Введение в игровую ситуацию происходит через просмотр фрагментов фильмов о рыцарстве («Первый рыцарь», «Король Артур», «Робин Гуд», «Ричард Львиное сердце» и др.). Ведущий рассказывает миф о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Поиск и обретение своей «рыцарской сути», раскрытие внутренних ресурсов через встречу с магическими помощниками, поиск способов защиты и принятие своих внутренних законов жизни и партнерских законов взаимодействия... Все это позволит подростку раскрыть мир своего «Я», обрести смыслы и ценности, научиться защищаться не нападая, составлять и соблюдать законы и правила, ощущать и соблюдать свои и чужие границы. Рыцарские забавы помогут снять напряжение и конструктивно выразить агрессию.

Какие рыцари захотят сесть за Круглый стол? Что за государство они создадут? По каким законам решат жить? Это выбор участников игры.

ХОД ИГРЫ

Ведущий приглашает всех сесть на стулья вокруг Круглого стола. Тихо звучит «рыцарская» (средневековая) музыка.

Ведущий. Средневековье наполнено тайнами и легендами. Одной из таких легенд является история о короле Артуре и его рыцарях, объединенных Круглым столом для справедливого правления государством.

В те далекие времена в Британии не было мира и согласия. Одна война сменяла другую, и только чудо, только вера и ожидание героя, способного освободить родную землю, поддерживали дух простых людей. Этим героем стал великий Артур.

А началось все с рыцарских скачек, поучаствовать в которых сможете и вы.

Разогрев «Рыцарские скачки»

Участники сидят по кругу так, чтобы их колени и плечи соприкасались. Ведущий приглашает их принять участие в рыцарских скачках. Для этого участники должны повторять все движения, показанные ведущим, по его команде и сопровождать их соответствующим звуком.

Храп лошадей — «Пррр-Пррр».

Стук копыт — стучим ногами по полу.

Крики дам и других зрителей– «О-А-О-А».

Движения зрителей — взмахи руками вверх.

Вас обгоняет рыцарь — «АП-АП-АП».

Движения обгоняющего рыцаря — поворот направо.

Вы обгоняете рыцаря — «Но-Но-Но».

Ваши движения при обгоне — поворот налево.

Перепрыгиваете через яму — «Вау-Вау-Вау».

Ваши движения — прижимаетесь к лошади (коленям) и держитесь за нее.

Ведущий демонстрирует движения и звуки, а затем игра начинается и ведущий чередует движения. Группа внимательно следит за ним и повторяет. Игра должна проходить в быстром темпе.

Ведущий. Когда Артур был подростком, произошло необычное событие. В самой большой церкви Лондона появился камень, в который был воткнут меч! На камне было начертано: «Тот, кто извлечет этот меч, есть законный король Британии». Многие мужчины пытались вынуть меч, но никто не смог. Решили устроить рыцарский турнир, который должен был определить победителя. Артур отправился на турнир в качестве оруженосца. По случайности он забыл меч своего хозяина дома. Чтобы избежать наказания, он подошел к камню и вытащил из него королевский меч, который и предложил своему господину в качестве оружия на турнир. Хозяин преклонил колени перед подростком, признав в нем будущего короля Британии.

Говорят, что у каждого есть свой меч в камне, нужно только его найти.

Визуализация «Меч в камне»

Необходимые материалы: спокойная средневековая музыка, магнитофон, карандаши или мелки, бумага.

Ведущий. Вы можете закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить себе то место, где находится ваш волшебный камень, из которого торчит меч. Подойдите к камню и вытащите меч.

Откройте глаза. Вы рыцарь, у вас есть свой собственный меч. Придумайте имя и легенду своему рыцарю, его герб или орден, а также помощника (Мерлин, Моргана, Белая дама, Дракон и др.). Нарисуйте, пожалуйста, используя карандаши и бумагу, свой меч, герб или рыцарский орден, волшебного помощника.

Можно использовать заранее заготовленные лекала гербов или орденов, которые заполняют содержанием подростки, карточки с именами и характерами рыцарей и помощников, из которых можно выбрать подходящие.

Представление рыцарей: мое имя, легенда, герб (орден), меч, помощник.

Игра «Рыцарские забавы»

Необходимые материалы: воздушные шары, скотч, ножницы, газеты (для изготовления мечей), веревки.

Ведущий. В те времена часто турниры проходили как забавы. Рыцари делились на пары и сражались на копьях, мечах и т.п. Приглашаю всех вновь прибывших рыцарей принять участие в рыцарских забавах.

1. Забава «Удержи равновесие»

Удерживать равновесие стоя на одной ноге.

Пройти по веревке (лежащей на полу), как акробат, балансируя руками.

Разбиться на пары, встать спина к спине и одновременно приседать, а затем вставать, удерживая равновесие.

2. Забава «Победи дракона»

Из воздушных шаров сделать дракона (великана, змею, паука и др.), склеивая их скотчем. Затем, используя мечи из газеты, победить дракона — рубить мечами по шарам, пока они все не лопнут.

Если группа большая, участники делятся на две команды, каждая из которых изготавливает своего монстра, и затем по сигналу ведущего начинается бой. Побеждает та команда, у которой быстрее лопнут все шары.

3. Забава «Темные и светлые»

Группа делится на две части. Одна часть — темные силы, другая — светлые. Между ними веревка (черта, проведенная на полу мелом). В руках у каждого участника газетный (надувной) меч. В течение трех–пяти минут они дерутся на мечах, причем одна группа нападает, другая, используя меч, только отражает нападение, не нанося прямых ударов. Затем, по сигналу ведущего, группы меняются ролями и битва продолжается.

4. Забава «Змея»

Группа делится на пары, которые рассаживаются напротив друг друга. В игре используется лист в крупную клетку. На листе рисуется точками квадратная решетка 5х5. Первый соединяет две точки, второй продолжает. Точки соединяются только по горизонтали или вертикали. Каждым ходом игрок соединяет один из концов нарисованной ломаной линии. Выигрывает игрок, сделавший последний допустимый ход.

5. Обсуждение.

Игра «Создай королевство»

Необходимые материалы: бумага, мелки, фломастеры, карандаши.

Ведущий. У любого рыцаря должно быть свое собственное королевство, место, где он живет, куда возвращается из боевых походов, где его ждут. Сейчас каждый участник на листе бумаги от имени своего рыцаря создаст свое королевство, включая в него всё, что считает необходимым. В результате на бумаге должна появиться карта королевства с названиями того, что в нем есть. Также рыцарю необходимо придумать законы, по которым будет жить его королевство.

1. Рисование королевства.

2. Презентация королевств. Каждый рыцарь подробно рассказывает о своем королевстве, его достоинствах, его законах и правилах жизни.

3. Обсуждение.

Игра «Круглый стол»

Необходимые материалы: круглый стол или его имитация, ножницы, клей, карандаши, ватман, рисунки королевств.

Ведущий. Артур вместе с благородными рыцарями создал королевство, которое назвал Камелот. Все решения в нем принимались за круглым столом, который стал метафорой равноправия, доверия и справедливости.

Сейчас все рыцари должны сесть за круглый стол. Ваша задача — создать одно на всех королевство, распределив ответственность, задачи, позиции. Рыцари должны взять из своих личных королевств лучшее и объединить это в одно целое, а затем дать этому целому название.

1. В центре круглого стола (или на полу в центре круга) — ватман и другие материалы. Обсуждая каждое действие, рыцари вырезают из своих королевств (или просто рисуют) то, что они считают важным привнести в общее королевство и, договорившись, приклеивают (либо рисуют). То же происходит и с законами. В результате у каждого рыцаря должна появиться своя должность или ответственность за что-либо в общем королевстве.

2. Обсуждение.

Упражнение «Клятва рыцарей»

Необходимые материалы: мечи рыцарей.

Ведущий. Сев за круглый стол, каждый из рыцарей давал клятву. Кто-то клялся в верности королю, кто-то в верности мечу...

Я призываю рыцарей круглого стола, собравшихся здесь, поднимая свой меч, поклясться в том, что для каждого является важным, святым, необходимым.

1. Каждый из рыцарей круглого стола, взяв в руки свой меч, дает клятву. Можно использовать карточки с метафорами клятв из книги П. Коэльо «Книга Воинов света».

2. Обсуждение.