Коррекция нарушений осанки

195843154 1738f89523m.jpg

Что такое грация?

Как пишут в словарях – это «изящество, красота в движениях». Грация складывается из осанки человека, его походки, жестов, поз, которые он принимает.


Что такое осанка?

Встанем к стене, прижмемся к ней головой, ягодицами, пятками, руки вдоль туловища. Около шеи и поясницы появились изгибы, ваше тело сейчас напоминает пружину. Это и есть правильная осанка.

Формирование правильной осанки нужно начинать еще c детства. Для этого можно использовать самые разнообразные упражнения. Одно из них можете регулярно выполнять вместе. Оно будет полезно и им и вам:


«Кукла»

Встать у стены, желательно без плинтуса, все части тела (голова, ягодицы, пятки) прижать к стене. Затем отойти от стены, сохраняя эту позу.

Работа над развитием правильной осанки длится долго, поэтому нужно запастись терпением. Позу правильной осанки держат около 300 мышц. Они «работают», т.е. сокращаются с различной силой. «Ошибка в работе», какой либо одной мышцы ведет к нарушению всей осанки. Вследствие этого необходимо тренировать мышцы, чтобы они стали «мышечным корсетом» и легко поддерживали правильную осанку.


С чего же надо начинать?

С умения держать голову. Проведем опыт: встаньте в стойку «смирно», выпрямитесь, втяните живот, напрягите ягодицы, сделайте их «как камушки», соедините лопатки. Резко опустите голову вниз. Ваша осанка быстро «сломалась» - плечи пали вперед, согнулась спина, прогнулась поясница, а живот выпрямился вперед. Это случилось потому, что опущенная голова расслабляет мышцы, держащие правильную осанку. Теперь поднимите голову вверх, мышцы сразу расправились, спина выпрямилась, живот подтянулся. Из этого следует, что работу над красивой осанкой нужно начинать с положения головы. Для этого предлагаем вам выучить несколько упражнений:

  1. Встать ноги вместе, руки опущены вдоль туловища вниз и чуть вперед. На счет 1-2 отведите плечи назад, сейчас у вас должны подняться голова и подтянуться живот, 3-4 выпрямитесь.
  2. Выполните 4раза.
  3. Исходное положение тоже, на счет 1-2 отведите плечи назад, следите за положением головы. Выполните 4раза.
  4. Встать в позу правильной осанки. (Проверим: ягодицы – «камушки», живот втянут, лопатки соединены, руки вдоль туловища). На счет 1-2 поворот туловища влево, правое плечо выдается вперед, а голова не поворачивается; 3-6 напрягите мышцы тела, шеи; 7-8 и.п. Выполните 6-8 раз.


Походка.

Грация это не только осанка, и умение правильно и держать голову, но и красивая походка. «Ходит, словно лебедушка» - говорят в народе об обладательнице плавного, легкого шага. Небольшая тренировка, соблюдение несложных правил – и вы научитесь ходить красиво. Опуская при ходьбе ногу, сначала нужно коснуться земли пяткой, затем последовательно средним и передним отделом стопы. Причем этот переход от пятки к носку выполняется плавно, что обеспечивает мягкость и упругость шага.

Шаг должен быть не длинным и не семенящим. Он зависит от роста человека и длины его стопы, но в среднем в среднем должен равняться трем стопам. Расстояние между ногами при ходьбе в среднем 3 см, носки стоп должны быть чуть развернуты в стороны, примерно на 10 градусов. Делать шаг надо от бедра, а не от колена, шагая, не следует накланяться вперед, «падать на стопу».


Осанка и здоровье.

От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид, но и здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.


Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. Игра – специфический вид деятельности, а подвижная игра является одним из видов сознательной деятельности детей, направленным на достижение цели, причем способ ее достижения играет второстепенную роль.


Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движения (бег, прыжки, ползание, метание и т.д.). Структуру игры и взаимодействие ее участников определяют и регулируют правила. Особенность подвижных игр, по сравнению с другими средствами оздоровительной физической культуры, состоит в их органической связи с особенностями психологии ребенка, в интересе, который дети проявляют к игре, моментах веселой неожиданности в ней, общении со сверстниками, в элементах соревнований.


Во время игры ребенок может переносить значительно большую нагрузку, чем в обычной деятельности, и это дает хорошие возможности для увеличения функциональных резервов организма. При дефектах позвоночника подвижные игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает. Однако включение подвижных игр в комплекс корригирующих средств требует выполнения определенных условий, и прежде всего возможности управления объемом, интенсивностью и направленностью физической нагрузки, которая должна быть определенным образом дозирована и зависит от характера игры, роли, выполняемой в ней ребенком, а также от длительности игры.


Включение подвижных игр в содержание физкультурно-оздоровительных занятий требует соблюдения следующих методических условий:


1. Соответствие характера игры возрасту ребенка.


В дошкольном возрасте игры должны носить в основном ролевой характер двигательной деятельности: подражание действиям животных, птиц и т.д. Реже проводится разделение на команды, мало используются эстафеты. Правила игры должны быть простыми, порядок и очередность их должны быть понятны всем. В старшем возрасте сложность возрастает, ролевой и сюжетный рисунок приобретает большое значение, правила постепенно усложняются, возрастает роль личной инициативы.


2. Подбор игр в соответствии с коррекционными, воспитательными и образовательными задачами.


Учитель должен не только представлять характер двигательной деятельности и физическую нагрузку для каждого из играющих, но и преимущественную работу мышц, положение тела во время игры, двигательные навыки.


3. Четкое объяснение правил и распределение ролей.


Это необходимо для сознательных и уверенных действий участников игры. Учитель контролирует соблюдение детьми правил и может поощрять тех, кто лучше других справился с заданием и соблюдал все правила игры.


4. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации.


Это правило важно при проведении игр вне коррекционных занятий. Для подготовки организма детей к нагрузкам большой и средней интенсивности проводятся физические упражнения, как на разминке, включающие ходьбу, бег и т.п. После подвижных игр нагрузка снижается до уровня обычной путем включения игр малой интенсивности или ходьбы малой интенсивности с постепенным замедлением.


Игры могут быть подразделены на две группы: имеющие целенаправленный характер (на сохранение осанки, укрепление мышц спины) и подвижные, общеразвивающие.


Существенное улучшение осанки происходит при сочетании общеразвивающих и специальных корригирующих физических упражнений с массажем области спины, включающим все приемы и обеспечивающим значительное улучшение питания мышц.

Тише едешь – дальше будешь

Во время игры учитель постоянно следит за правильностью осанки детей. Все участники располагаются в одной шеренге. Учитель дает различные команды, например: «Шаг вперед, налево, два шага вперед, присед, руки вперед, направо, два шага вперед».


Задача играющих при выполнении команд – сохранять правильную осанку и прийти к финишу первыми. Но как только учитель заметит ошибку (опущена голова, наклонены вперед плечи, выпячивается живот и т.д.), он тотчас же дает команду играющему, допустившему ошибку, сделать шаг назад. Таким образом, на финише первым будет тот, кто умеет сохранять правильную осанку.


Примечание. Игра применяется на этапе решения задачи закрепления навыка правильной осанки в заключительной части занятий.


Выпрямление

Играющие построены в колонну по два (в затылок друг другу на расстоянии вытянутых рук), руки на пояс, наклон прогнувшись под углом 45°.


По сигналу руководителя стоящий в конце колонны выпрямляется и хлопает впереди стоящего по спине, который, в свою очередь, хлопает того, кто стоит перед ним. Когда хлопок дойдет до стоящего в колонне первым, который также выпрямляется и принимает стойку «смирно» (правильная осанка), он командует: «Кругом!» – после чего принимает первоначальное положение (наклон вперед), и ученики хлопают друг друга по спине в обратном порядке. Колонна, которая быстрее других передаст хлопок назад к номеру, начавшему игру, побеждает.


Игру можно проводить не только в заключительной части, но и в основной, как упражнение, направленное на укрепление мышц спины, выпрямление позвоночника и формирование правильной осанки.

Мяч в кругу

Играющие располагаются по кругу лежа на животе лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из играющих в руках волейбольный или резиновый мяч. Слегка выпрямляясь, этот игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Мяч переходит к различным игрокам, но не выходит за пределы круга. Цель игры – укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.

Делай так – делай эдак

Играющие стоят в кругу лицом к центру, в центре – водящий. Их предупреждают, что они должны подражать водящему, когда он командует: «Делай так», – но не должны ничего делать, когда он произносит: «Делай эдак». Допустивший ошибку должен выполнить какое-либо корригирующее упражнение, которое находящиеся в кругу должны повторить, а затем следует сменить водящего.

Ножной мяч в кругу

Играющие сидят в кругу лицом к центру, в упоре сзади на полу, и ударяют мяч так, чтобы он подкатился к кому-либо из игроков и не выкатился из круга. Целью данной игры является разгрузка мышц спины и нижних конечностей. Ее имеет смысл использовать в заключительной части занятий.

Попади мячом в булаву

Дети строятся в одну шеренгу, ложатся на живот. В руках у каждого играющего – мяч, на расстоянии 4–6 м напротив каждого – булава. Толчком рук от груди нужно сбить мячом булаву. После отталкивания мяча игрок ставит руки к плечам, соединив лопатки (держать до трех счетов независимо от того, будет ли сбита булава или нет). Каждый участник встает, идет за мячом, и задание повторяется. Назначается от 5 до 8 попыток. Выигрывает тот, кто собьет больше булав.

Пятнашки елочкой

Дети встают в свой дом у гимнастической стенки или у стены без плинтуса, соблюдая правильную осанку (касаясь стены затылком, спиной, плечами, ягодичными, икроножными мышцами), руки немного отведены в сторону («елка с опущенными ветками»). Из детей выбирается водящий – пятнашка.


По команде учителя дети начинают игру, бегая во всех направлениях, а водящий старается их запятнать. Играющие спасаются в своих домах, т.е. стараются встать у стены, соблюдая правильную осанку, – там их пятнать нельзя. Продолжительность игры – 5–8 мин. Если водящий не может никого запятнать в течение 2–3 мин., его следует заменить.

Китайские пятнашки

Правила – те же, что и в предыдущей игре, но чтобы спастись от пятнашки, игроку нужно сделать присед с прямой спиной, руки крылышками (к плечам, лопатки вместе).

Прямолинейные пятнашки

Дети построены в две шеренги на расстоянии вытянутой руки. По команде учителя, стоящего на противоположной стороне зала, дети выполняют корригирующие упражнения. По его хлопку игроки первой шеренги убегают к стенке, а игроки второй стараются их запятнать. Запятнанные «попадают в плен» и переходят во вторую шеренгу. Затем задания меняются: номера задней шеренги убегают, а бывшей первой – догоняют, стараясь запятнать.


«Змейка» на четвереньках

Проползти на четвереньках между «змейкой» (поставленные в ряд булавы, ширина прохода между которыми – 30 см). Выигрывает участник, не сбивший ни одной булавы. Игра может проводиться как эстафета. В заключительной части занятий можно разнообразить игру, пройдя между булавами с закрытыми глазами.

Сбить городок

Дети лежат на животе, держа в руках мячи. Впереди на расстоянии 2–2,5 м установлены булавы. Игрок толкает мяч, стараясь попасть в булав, за которой стоит другой игрок – он возвращает мяч тому, кто идет на смену бросавшему. Выигрывает команда, сбившая больше булав.

Совушка

Играющие свободно располагаются в зале. Где-то сидит или стоит сова. Учитель говорит: «День наступает, все оживает». Все начинают свободно двигаться по площадке, выполняя различные движения («полет бабочки, стрекозы»), прыгают, бегают. Неожиданно учитель произносит: «Ночь наступает, все замирают, совы вылетают». Играющие должны немедленно остановиться, проверить осанку или принять какое-либо другое положение с прямой спиной, отведенным назад плечевым поясом и сомкнутыми лопатками. Сова облетает участников, зорко осматривая всех. У кого плохая осанка, того она отправляет в «дупло». Через некоторое время учитель приостанавливает игру, и производится подсчет, сколько человек осталось, а скольких сова забрала в «дупло». После этого выбирают новую сову из числа «пленных». Игра начинается сначала. Выигрывает сова, забравшая как можно больше человек в «дупло».

Держись всегда прямо

Дети перед зеркалом сохраняют правильную осанку и идут обычным шагом, меняя темп (медленно, быстро), затем переходят на бег; по сигналу учителя занимают свои места у зеркала. Один из них проверяет у других осанку и делает замечания.


Казаки – разбойники

Играющие делятся на две команды: казаки и разбойники. Чтобы отличить участников одной команды от другой, всем детям одной команды привязывают на руку ленточку. По команде учителя разбойники бегут в разные стороны, а казаки гонятся за ними и останавливают, произнося: «Раз, два, три, четыре, пять, – вот тебе казачья печать», а разбойники застывают на месте. Но их может выручить другой разбойник, хлопнув по плечу, после чего тот, кого он хлопнул, считается свободным и снова бегает, спасаясь от казаков. Затем играющие могут поменяться ролями, и игра продолжается.

Кошка и мышка

Все играющие строятся в круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Задача кошки – поймать мышку, которая то выбегает из круга, то вновь возвращается в него через ворота (расстояние между руками играющих). Кошка пытается догнать мышку через те же ворота, но ребята закрывают их, опуская руки, и приседают, преграждая путь кошке. Когда кошке удастся прорваться через ворота и она поймает мышку, выбирают новую кошку и новую мышку. Игра продолжается.


Не урони мешочек

Дети построены в колонну по два, на голове каждого – мешочек весом 500 г. Задача состоит в том, чтобы пройти по коридору шириной 25 см, сохранив правильную осанку и не потеряв мешочек. Выигрывает та колонна, которая быстрее и правильнее выполнит задачу.


Помимо игр целенаправленного характера (сохранение осанки, укрепление мышц спины), следует использовать подвижные игры тренирующего характера для улучшения физического состояния. В специальной педагогической литературе можно найти большое количество подобных игр, поэтому мы ограничимся описанием лишь нескольких.



Будь устойчив

Участники строятся в круг в приседе, бросают мяч друг другу с целью вывести партнера из равновесия. Если участник игры при ловле или бросании мяча потерял равновесие, то ему засчитываются штрафные очки. Побеждает участник, получивший наименьшее количество штрафных бросков.

Пятнашки малыми мячами

Играющие построены в одну шеренгу. Водящий находится посреди зала в кругу, в руках у него малые резиновые или теннисные мячи. По сигналу ведущего участники перебегают на другую сторону зала, стараясь не быть запятнанными. В это время водящий пытается попасть находящимися у него в руках мячами в пробегающего мимо игрока. Запятнанные выбывают из игры. Игра продолжается. Смену водящего производит учитель. Пятнать можно правой и левой рукой.

Эстафеты

Встать в колонну, ноги врозь. У первого игрока мяч, который он прокатывает по колонне между ногами играющих стоящему последним. Тот принимает мяч, бежит вперед, встает первым и откатывает мяч назад.


То же, что в предыдущей эстафете, но последний игрок, приняв мяч, ползет между ногами товарищей, толкая его перед собой.


Все встают в колонну в основной стойке, а ведущий – на расстоянии 2–3 м перед колонной. Он бросает мяч. Первый игрок ловит мяч, бросает его обратно ведущему и садится. Ведущий бросает мяч второму игроку, который возвращает его обратно ведущему, садится, и так до последнего игрока, который после броска бежит вперед на место ведущего и кричит: «Всем встать!» Ведущий встает впереди колонны, все отступают на полшага назад, и игра продолжается. Эстафета с бегом. Участники строятся в колонну по два по 4–5 человек. От каждой колонны выделяется водящий, который с мячом в руках встает впереди своей колонны в 6–8 шагах. По команде руководителя: «Начинай!» – водящий бросает мяч одним из указанных способов первому в колонне и бежит в ее конец, а получивший мяч бежит на место водящего, оттуда передает мяч в свою колонну третьему номеру, и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мяча.


Эстафета на месте. Играющие стоят в колонне по два (или в двух шеренгах). У первых игроков каждой команды мячи. По команде учителя играющие передают мяч через голову стоящему сзади. Когда мяч доходит до последнего игрока, руководитель командует: «Кругом!» Участники команды поворачиваются, и игра продолжается в обратном порядке.


«Пропеллер»

Дети стоят по кругу или в шеренгах, ноги на ширине плеч. Их правая рука поднята вверх и движется вперед, описывая круг, левая в это время движется назад и вверх. Руки все время расположены на одной прямой и составляют как бы две лопасти пропеллера, направляющих правую руку вперед. Ведущий по окончании игры называет самые быстрые и четко работающие «пропеллеры».


«Плавание»

Дети сидят на стульях так, чтобы их спины не касались спинок стульев. Руки – локтями на коленях. Ведущий предлагает имитировать движения пловцов-брассистов. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, а при движении рук назад позвоночник разгибается. Плавательные движения должны быть легкими, грациозными, изящными. Ведущий оценивает красоту и стремительность движений пловцов.


«Ворона»

Дети стоят по кругу или в шеренгу. Ведущий предлагает им на некоторое время стать «воронами» и попытаться взлететь вверх. Для этого следует выполнять энергичные и сильные махи руками вверх – вниз в вертикальном направлении. Ведущий выделяет среди игроков самую «похожую» ворону.


«Рукопожатие»

Дети стоят в кругу или в шеренге. Ведущий предлагает им соединить ладони левой и правой руки за спиной, при этом локоть правой ладони смотрит вверх, а левой ладони – вниз («рукопожатие»). Затем положение рук меняется – правая рука внизу, а локоть левой руки вверху. Ведущий оценивает, насколько каждому из игроков удалось продвинуть руки назад и насколько прочным оказалось каждое из рукопожатий.


«Аист»

Ведущий предлагает детям из положения «руки вытянуты вверх» согнуться в пояснице так, чтобы достать ладонями до пола (аист наклонился в поисках лягушки) и задержаться в этом положении на некоторое время; затем следует медленное возвращение в исходное положение. Ведущий оценивает игроков и называет самых гибких и грациозных.


«Ласточка»

Дети стоят прямо, руки вытянуты вверх. Ведущий предлагает им встать на правую ногу и одновременно привести корпус в горизонтальное положение. Левая нога при этом отводится назад и тоже занимает горизонтальное положение. Такое положение («ласточка») необходимо сохранить как можно дольше, желательно – прогнувшись в спине. Более сложный вариант упражнения – выполнение «ласточки» с закрытыми глазами. Ведущий оценивает всех «ласточек» и отмечает их успехи.


«Лыжник»

Ведущий предлагает игрокам скатиться на одной лыже с очень крутой горки. Дети принимают положение лыжников: спина прогнута, ступни обеих ног стоят на одной прямой (на одной «лыже»), руки опущены вниз, но не касаются пола, глаза закрыты. Дети «скатываются» в таком положении с «горки» на протяжении, например, звучания музыкального отрывка. Ведущий отмечает самых искусных и устойчивых лыжников.


«Совушка»

В игре принимают участие 6–15 человек. Выбирается водящий – Совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м – это гнездо. В круге стоит Совушка в исходном положении: руки на поясе, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг Совушки большое кольцо. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:

Ах ты Совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает,
Все оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду Совушки. Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,
Все засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3–6 секунд дается команда «День!» – и игра продолжается. Как только Совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая Совушка, а выбывшие игроки возвращаются в круг.

В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались Совушке, и Совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.


«Слушай внимательно!»

Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слово «пень» – становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» – останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «сноп» – останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6–10 секунд, а затем темп постепенно увеличивается до 3–5 секунд. Ведущий постоянно контролирует правильность осанки детей.


«Ходим в шляпах»

Играющие стоят, держа на головах легкий груз, например, мешочек с песком весом 200–500 г – «шляпу». Проверив осанку детей, ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Вариант 1: детям предлагается ходить, пританцовывая.

Вариант 2: предлагается пройти, не уронив шляпы, по извилистой линии, начерченной на полу.

Вариант 3: пройти в шляпе по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу (шишки, камешки, небольшие кубики и др.).




50419.jpg