Коррекция детских страхов

24188303SWqm.jpg

Расцвет детских страхов приходит на возраст от 5 до 8 лет, то есть младшие отряды.

Ребёнок точно сам не придёт и не скажет: «Вожатый, мне тут сны страшные снятся, может поможешь?» Так что стоит за этим следить. После отбоя, даже если вы уверены, что все спят, пройдите по комнатам, возможно кто-то хнычет в подушку.

Как помочь победить монстров:

  • Рисовать. Таким образом ребёнок даёт выход своим переживаниям. Потом можно порвать и выбросить «страшные» рисунки.
  • Лепить из пластилина. И плющить их.
  • Сочинять забавные истории. Пусть в этой сказке образ ужасного чудовища превращается в милую порхающую бабочку или разговаривает писклявым голосом.
  • Сделать «оберег или амулет». Пусть эта вещь отгоняет злых духов. Или придумайте какой-нибудь ночник, дайте фонарик.

Не стоит!

  • Убеждать, что вампиров, привидений или чудовищ не существует. Бесполезно.
  • Преодолевать страхи «силой воли».
  • Высмеивать страхи.
  • Говорить об этом при всём отряде, только лично.


В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия — такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения — замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности — арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения. Необходимое время: 2 ч 20 м. Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.


РАЗОГРЕВ

Игра «Сурдоперевод».

Цель: активизировать группу. Время: 10 м. Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

Процедура. Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.


ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА».

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности. Время: 40 м. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура. Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:

  1. Какой человек выглядит симпатичнее?
  2. На кого ты сейчас похож?
  3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
  4. На кого ты хотел бы быть похож?
  5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?


Упражнение «Нарисуй свой страх».

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Время: 40 м. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура. Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?


Упражнение «ЗАЩИТНЫЙ АМУЛЕТ»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Время: 40 м. Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура. Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

  1. Представьте свой амулет другим.
  2. Как действует ваш амулет?
  3. Какими свойствами он обладает?
  4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
  5. Почему были выбраны именно эти материалы?


ЗАВЕРШЕНИЕ

Вопросы для итогового обсуждения.

  1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?
  2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
  3. Что помогло преодолеть Ваш страх?
  4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
  5. Какие выводы вы сделали для себя?