Конкурсы на тему «Природа»

Грибники

Эта игра начинается с проверки домашнего задания, в котором детей просят подготовить, а затем продемонстрировать рассказы о разных видах грибов. Названия команд должны быть обязательно грибными (желательно, чтобы дети придумали девиз, соответствующий данной теме).


Конкурс «Грибники»

Команды должны полностью раскрыть тему «Грибы»: рассказать о местах, где растут грибы, как выглядят, какие из них съедобные и не съедобные, о правилах сбора грибов. Участники должны не только рассказать про них, но и «разыграть» процесс их сбора (показать, как правильно срезаются, укладываются в корзину).

В это время на столе раскладываются различные предметы (экипировка, игрушки, продукты, часы, корзина, компас, молоток, и т.д.) и предлагается выбрать необходимые предметы для похода за грибами.

По окончании этого конкурса в качестве оценок используются названия грибов, например, подосиновик — 5, опенок — 4, мухомор — 3 (грибы можно вырезать из бумаги и складывать в корзинку каждой команды).


Конкурс «Помогите!»

В этом конкурсе дети должны рассказать о симптомах отравления, и как следует оказывать первую помощь попавшему в беду человека. После того как прозвучит рассказ, соперники могут задавать вопросы выступающему.

Оценки ставятся по итогам количества правильных ответов и полноты рассказа.


Конкурс «Чем помочь?»

Этот конкурс похож на предыдущий, но только теперь отвечающей команде даются различные медикаменты, и они должны рассказать, чем и как пользоваться (или не пользоваться) при отравлении.

Например, выдаются следующие предметы и медикаменты: вода, йод, марганцовка, бинт, зеленка, жгут, телефон, активированный уголь, бахилы, халат, перчатки.


Конкурс «Слова»

Участникам раздаются слова (названия грибов) и они должны придумать из букв, составляющих названия грибов, слова. Победит та команда, которая придумает как можно больше слов.


Конкурс «Рассказ»

Каждый из членов команды придумывает и рассказывает по одному предложению, связанному с грибами. Следующий участник повторяет предыдущее предложение и говорит свое. Так повторяют и придумывают до последнего участника, который пересказывает весь «рассказ» и придумывает для него конец.


Конкурс «Есть или не есть»

Для игры потребуется мячик или шарик с изображением гриба. Теперь команды выстраиваются друг к другу лицом и начинают перекидывать мячик, называя при этом гриб, а тот, кто ловит, отвечает «съесть» — «не съесть».

Очки начисляются за правильность ответов.


Конкурс капитанов

Каждый из капитанов команды описывает гриб (форму, цвет), его строение, места произрастания, съедобен или несъедобен. А второй должен угадать гриб.

Оценку ставят обеим командам. Первой за полноту рассказа и описания, второй за правильность ответа.


Конкурс «Писатели»

В этом конкурсе можно рассказать стихи о грибах, пословицы и поговорки, песни, рассказы, загадки. Причем не только известные, но и сочиненные командами.


Конкурс «Кулинары»

Для этого конкурса можно подготовить угощения из грибов или в виде них (печенье «грибочки»). А можно блеснуть знаниями кулинарных рецептов (этот конкурс можно предложить девочкам).


Путешествие в город Природоград

Проведение этой игры поможет не только закрепить пройденный материал, но и позволит расширить кругозор детей.


Для подготовки конкурса потребуются карточки с названиями улиц, переулков, рек и т.д., которые размещают по всему помещению. На определенных промежутках расставляются станции, носящие «природные названия».

Путешествовать от станции к станции детям помогут подготовленные заранее карты. Также капитанам выдаются «проездные билеты», на которых на каждой станции будут проставляться очки.

Теперь о станциях. Каждая станция имеет свое название, связанное с природой. Здесь каждая команда получает некоторое количество вопросов, на которые участники должны правильно и как можно точнее ответить.

По окончанию путешествия подсчитываются очки, и выбирается победившая команда.


Станция «Мир растений»

1. Какие растения способны «есть» растения? (Хищные)

2. Какие Вы знаете растения, имеющие общие названия с животными? («Кошачья лапка», волчья ягода, вороний глаз).

3. Какие растения считаются лекарственными? (Ромашка, чистотел, череда, мята, зверобой).

4. Какой цветок, по легенде, русалки вплетают в свои волосы? (Белую лилию)


Станция «Мир животных»

1. Какие животные нашей области занесены в Красную книгу? (Выхухоль, беркут, аист черный, балобан).

2. Как можно отличить стрижа и ласточку друг от друга? (По форме крыльев и хвоста).

3. С помощью принятия каких мер можно спасти вымирающие виды животных? (Создание заповедников, заказников, улучшить экологию лесов и рек).

4. Почему многие птицы мигрируют? (Понижение температуры, недостаток в пище).

Станция «Библиотека мира природы»

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:

(Ф.И.Тютчев. «Не то, что мните вы, природа»)

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

(С.А.Есенин. «Черемуха»)

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

(И.С.Никитин. «Лес»)

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

(И.А.Бунин. «Полевые цветы»)

При выполнение данного задания дети должны назвать, кому принадлежат эти строки, и привести свои примеры.


Станция «Обезьянки — забияки»

В этом конкурсе предлагается изобразить животных: повадки, характерный для них голос, «походку». При выполнении этого задания учитываются не только правильность изображения, но и артистизм.

Станция «Ведем следствие»

Задание 1.

Дайте объяснение понятиям «живая» и «мертвая вода».

Какие растения и животные считались (считаются) священными?

Задание 2.

Сочините и вынесите обвинения в адрес сказочных и литературных персонажей, которые «нарушали экологию».

Например: крокодил проглатывал солнце и т.д.

Задание 3.

Назовите сказочных героев, которые помогали природе. (Доктор Айболит).


Станция «Герои»

В этом конкурсе участникам предлагается нарисовать памятник помощникам природы и написать речь, которую произнесут на его открытии. В данном творческом конкурсе можно не только рисовать, но и попытаться изобразить памятник кому-то из ребят.


Ах, этот цветущий мир

Для проведения этой игры потребуется некоторая подготовка. Дети делятся на несколько групп и каждая из них получает домашнее задание. Также выбирается несколько членов жюри, которые подсчитывают полученные баллы (3, 4, 5) и вручают призы.

Содержание задания:

1. Дети должны придумать название своей команде, подготовить эмблему и девиз.

2. Подготовить подробный рассказ, о каком-либо необычном животном.

3. Изучить природный ландшафт местности: леса, луга, поля, овраги.


Первый тур «Представление»

На первом этапе дети должны как можно интереснее представить свою команду. Рассказать про эмблему и объяснить, что она обозначает. В этом конкурсе можно использовать любые творческие приемы: сценки, музыку.

В этом конкурсе баллы выставляются за артистизм, краткость и сплоченность команды.


Второй тур «По неведомым тропам»

Дети должны разыграть сценку «По неведомым тропам». Здесь они должны изобразить путешествие, в котором встретили необычное животное. Сценка должна быть интересной, веселой и познавательной. В ходе игры могут демонстрироваться различные фотографии, слайды.

Выступление для ведущего: «А знаете ли Вы, что...»

После выступления команд, ведущий рассказывает интересные факты и истории из жизни животных, начинающиеся с фразы «А знаете ли Вы, что...».

Например:

1. А знаете ли Вы, что иглы ежам служат не только защитой от хищников, но и от падений. Такой интересный «покров» тела работает амортизатором. Даже если еж упадет с высоты второго этажа на траву, он не разобьется.

2. А знаете ли Вы, что ежи устойчивы к действию различных ядов. Их организм устойчив к мышьяку и синильной кислоте. А еще они не боятся пчел.

3. А знаете ли Вы, что у жирафов самое высокое кровяное давление, поэтому сердце у жирафа самое большое (7-8 кг), оно перекачивает кровь к мозгу на расстояние 3,5м.

4. А знаете ли Вы, что один шаг жирафа равен 6-8 м.

5. А знаете ли Вы, что болотная черепаха может не питаться около 5 лет.

6. А знаете ли Вы, что ящерицы подпрыгивают в высоту на 40 см.

7. А знаете ли Вы, что хамелеон меняет окраску не только для защиты, но и из-за действия на его организм окружающей температуры.


Третий тур. «На привале»

Ведущий должен рассказать интересную историю про то, как можно провести время на привале.

После этого каждому из участников раздаются различные гербарии, о которых дети должны как можно подробнее и интереснее рассказать. Среди раздаточного материала могут быть не только разнообразные растения, но и плоды.

Также можно попросить рассказать, как и для чего используется данное растение, например, лекарственное.


Четвертый тур «Бременские музыканты»

Все мы помним прекрасных странствующих музыкантов, которые пели про леса, поля и солнце. А какой же поход без музыки? Следующий конкурс музыкальный. Участники должны назвать как можно больше песен, где встречаются названия животных и растений. Причем дети должны исполнить хотя бы по одному куплету.


Пятый тур «Экологи»

Ведущий: «Как нам всем известно, засорять природу нельзя, поэтому следующим заданием будет рассказать и показать, как правильно утилизировать мусор».

Данное задание должно быть поучительным, следует рассказать какой мусор нельзя утилизировать на природе, и какие последствия будут, если не следовать этому предписанию.


Шестой тур «Пословицы»

Для этого конкурса детям раздаются заранее подготовленные карточки с животными, загадывается пословица или поговорка. Конкурсанты должны не только угадать пословицу, но и составить ее с помощью первых букв названия животных.

Например, поговорка «сделал дело — гуляй смело» состоит из карточек с животными: слон, дельфин, енот, лягушка, аист, лебедь и т.д.


Седьмой тур «Проектировщики»

Этот тур заключительный. Для его проведения потребуется ватман (лит бумаги) и карандаши. В задачу детей входит нарисовать завод будущего, экологически чистые сооружения, очистительные машины.

После представления проекта, участники конкурса должны его защитить и обосновать его важность и экологичность в использовании (эксплуатации).

В заключение всей игры проводят награждение команд и обсуждают самые интересные работы.


Лесные прятки

Эта игра позволяет развивать у детей творческое мышление, логику и «смекалку».


Правила игры

Формируются несколько команд по 5 человек, выбирается ведущий. Есть специальное табло с ответами, угадывая которые команда получает очки.

В качестве табло можно использовать магнитную доску с перевернутыми обратной стороной карточками. Вопросы и ответы можно заранее подготовить с другой аудиторией (классом) или воспользоваться теми, которые предлагаются ниже.

Первым этапом игры является представление команд, затем объясняются правила игры.

На табло представлены шесть самых популярных ответов, которые дети должны отгадать, если после трех попыток слово не угадано, то право на ответ отдается команде соперника. Команда противника по очереди называет свои предположения, после чего капитан команды дает наиболее подходящий ответ.

Первой начинает та команда, которая дала наиболее часто встречающийся (популярный) ответ.

Побеждает та сборная, которая наберет как можно больше баллов.


Тур I. «Поход на природу»

Вопрос: «С чего начинается природа?»

Ответы Баллы 
С леса  60 
С речки  50 
С похода 40 
С костра  30 
Со свободного времени  20 
С буквы «П»  10 


Тур II. «Прошу удвоить ставку!»

Полученные очки в туре II увеличиваются вдвое. Например, 60×2; 40×2.

Вопрос: «Кто родился в лесу?»

Ответы  Баллы 
Елочка  60 
Белка, лиса (любое животное) 50 
Цветы, деревья (растения и грибы) 40 
Маугли 30 
Кикимора, Баба Яга (Леший) 20 
Сказка  10 


Тур III. «Зеркальное отражение»

В этом туре самый высокий бал за вопрос, который набрал наименьшее количество ответов. В этом туре команда может совещаться вместе. Полученные баллы умножаются на три.

Вопрос: «Кто имеет красный нос?»

Ответы Баллы 
Дед мороз 60 
Пьяница  50 
Снеговик  40 
Клоун  30 
Больной насморком 20 
Обгоревший на солнце  10 


Тур IV. «Игра на двоих»

Из победившей команды выбирают двух человек. Одного человека выводят, а второму задают вопросы. После того как привели второго игрока, ему задают тот же самый вопрос и просят за 20 секунд дать как можно больше вариантов ответа. Если ответы с первым игроком совпадают, то очки не засчитываются и нужно придумать другое слово. После баллы суммируются и подводят итог по игре.

Вопрос: «Кто прячется в лесу?»

Ответы Баллы 
Животные  42 
Бандиты 32 
Баба Яга  30 
Охотники  19 
Разведчики  14 
Преступники  9 
Эхо 3 
Дети 2 
Река  1 
Солнце (Луна)  1 

Вопрос: «Кому нужна шуба?»

Ответы Баллы 
Мама 48 
Животные 46 
Дети  24 
Чиновники  8 
Селедка 3 
Снегурочка  2 
Дед мороз  1 
Цыгане 1 
Земле  1 
Растениям  1 

Вопрос: «Кто пускает пузыри?»

Ответы  Баллы 
Шампанское  36 
Лимонад 34 
Кипящая вода  20 
Человек  20 
Стакан  10 
Кастрюля 8 
Чайник  6 
Речка  2 
Аквариум  2 
Трубка с мыльными пузырями 1 

Вопрос: «Чего ждут на Новый год?»

Ответы  Баллы 
Подарков  22 
Сюрпризов  20 
Счастья  17 
Гостей  16 
Поздравления  4 
Настроение 4 
Еду  3 
Любви  2 
Сказок  2 
Новых знакомых 2 

В конце игры подводят итоги и подсчитываются баллы. Если команд победителей оказалось несколько, то можно устроить такую же супер-игру. А возможно, что для игры будут приглашены дети из других отрядов.