Компоненты имиджа

X 8fdae3a2m.jpg

"Самый стильный вожатый – это вожатый с гипсом" )))


Как бы абсурдно это ни звучало, но люди действительно судят о книге по ее обложке. Редко встретишь человека, который может преодолеть первое негативное впечатление о ком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые истинные ценные качества и таланты. Ребята достаточно предсказуемо реагируют на имидж и чувствуют себя более спокойно, имея дело с предсказуемыми элементами.


Составляющие имиджа

Ваш имидж состоит из множества компонентов. Шесть важнейших их них — это первое впечатление о вас, глубина и широта ваших знаний, ваша гибкость, ваш энтузиазм и ваша искренность.


1. Первое впечатление.

Оно включает в себя одежду, голос, опрятность, тактильный, визуальный контакты и осанку. То, насколько умело вы демонстрируете каждый из этих факторов, глубоко сказывается на других. Положительное первое впечатление делает первоначальное и последующее общение с детьми значительно более простым и комфортным. Отрицательное первое впечатление может прервать взаимоотношения еще до того, как они начались. Некоторые люди могут преодолеть неблагоприятное первое впечатление, но это непросто. Многие сразу сдаются, вместо того чтобы попытаться изменить первое отрицательное впечатление, сложившееся у другого человека.

Вы когда-нибудь судили о личности и/или компетентности другого человека, основываясь только на первом впечатлении, которое он на вас произвел? Что вы думаете о неряшливой внешности, слабой гигиене, бедном словарном запасе, плохой осанке или мешковатой одежде? Вы можете подумать, что ни одно из этих слабых мест не применимо к вам. Не обманывайте себя. Мы очень редко встречали людей, которые производили на других первое впечатление, не требовавшее какой-либо корректировки.

Большинство людей всегда оценивает книгу по обложке и, к сожалению, будут продолжать делать именно так. Единственное, что вы можете предпринять, чтобы избежать этого, — проявлять со своей стороны максимальную осторожность, демонстрируя только те стороны имиджа, которые представят вас в самом выгодном свете.

Прежде чем у вас возникнет возможность поздороваться, появившись на пороге, подопечные успевают посмотреть, как вы стоите или идете. Они также посмотрят, как вы одеты и насколько ухожены. Когда разговор заходит о позах во время сидения или стояния, единственное, что можно рекомендовать, — это постараться избегать любых чрезмерностей. Люди, передвигающиеся с напыщенным видом, шаркающей походкой, вприпрыжку и с сутулыми плечами, могут производить на подопечных отрицательное впечатление. Точно так же, если вы сидите, сгорбившись или еще в какой-нибудь необычной позе, вы опять-таки можете произвести неблагоприятное впечатление. Избегайте излишеств и чрезмерностей. Сидите и ходите прямо и без напряжения.

Нельзя обойти и вопросы личной гигиены и внешнего вида. Они — ваша визитная карточка, но ими часто пренебрегают. Ваша манера одеваться имеет огромное значение. Возможно, одежда не делает человека, но она создает очень стойкое впечатление о том, что вы за личность. Поэтому очень важно, чтобы вы понимали: вы многое говорите другим людям о себе через свою манеру одеваться.

Одежда — это мощный фактор создания имиджа. Тщательно ее продумав, вы можете вызвать положительную реакцию. Это повышает ваши шансы на успех во взаимоотношениях с подопечными. Чтобы произвести впечатление авторитетностью и успехом, одевайтесь консервативно, когда это возможно.


2. Глубина знаний о подопечных.

Насколько хорошо вы знаете своих подопечных? Если вы считаете, что глубина ваших знаний о них никоим образом не сказывается на вашем имидже, вы заблуждаетесь. Прилагайте все усилия, чтобы узнать как можно больше о них.


3. Широта умений.

Расширяя широту своих знаний и умений, вы будете легче устанавливать взаимопонимание со своими подопечными. Не сводя тему беседы к предмету, интересному только для вас, вы дадите им возможность чувствовать себя комфортнее при разговоре с вами. Когда вы хотите и можете разговаривать с детьми на темы, которые интересны и важны для них, они будут ощущать себя намного свободнее в вашем присутствии. Они будут стремиться поговорить с вами. Они будут чувствовать, что у вас есть что-то общее. Чем сильнее в людях чувство общности, тем больше они симпатизируют друг другу. Таким образом, расширяя область своих знаний о них, вы будете увеличивать сферу влияния на самих подопечных.


4. Гибкость.

Гибкость — это ваша готовность и умение адаптировать свое поведение так, чтобы наилучшим образом устанавливать отношения с подопечными. Вы проявляете гибкость всякий раз, когда замедляете ход общения с ребенком, которому неудобно общаться в выбранном вами быстром темпе. Вы проявляете гибкость, когда тратите время на то, чтобы послушать личную историю, вместо того чтобы сразу перейти к насущному вопросу. Вы демонстрируете гибкость, когда совершаете над собой усилие и ведете беседу на уровне вашего собеседника. Вы применяете гибкость на вопросе, раскрывая вопрос намного подробнее, чем делаете это обычно. Вы действуете с позиций гибкости, когда просто стараетесь удовлетворить личные потребности подопечных.

Гибкость необходима потому, что все дети разные и подходить к ним надо по-разному. Если вы относитесь ко всем одинаково, они будут чувствовать себя с вами некомфортно, а это приведет к росту напряженности и отрицательно скажется на уровне доверия и симпатии к вам.


5. Энтузиазм.

Когда вы демонстрируете отсутствие энтузиазма в отношении вашей деятельности, вашего отряда или ваших подопечных, предполагаете ли вы, что они догадываются об этом? Если вы хотите, чтобы у ваших ребят был энтузиазм, то сами должны проявлять его. Это не происходит само по себе. Энтузиазм сродни болезни: он заражает других. Когда вы демонстрируете энтузиазм в отношении самого себя, ваших подопечных и вашего лагеря, то же самое отношение перейдет к вашим ребятам. Рано или поздно, они также почувствуют энтузиазм. Если вы выказываете отсутствие энтузиазма, это в конечном счете станет ясно вашим детям, и они в свою очередь продемонстрируют отсутствие энтузиазма в отношении самих себя, своих ровесников, своей деятельности и к происходящему в лагере.


6. Искренность.

Эта последняя составляющая имиджа означает, что вам следует овладеть всеми перечисленными выше элементами имиджа, а не только демонстрировать их на публике: стремиться именно быть, а не только казаться. Приложите максимум усилий, чтобы улучшить первое впечатление о себе, углубить и расширить знания, гибкость и энтузиазм. Как и при любом изменении образа действий, поначалу вы почувствуете некоторый дискомфорт. Но если вы будете упорно двигаться к цели, скоро они станут частью вас. Ответная реакция окружающего мира на вас — это мера вашего успеха в межличностных отношениях. Имидж, который вы сотворили, поможет вам укрепить ваш успех в межличностных отношениях или будет его тормозить. Вы находитесь на сцене с самого начала и до конца каждого контакта с каждым подопечным. Любое слово, жест и выражение будут увидены и оценены, сознательно или подсознательно, другим лицом. Поэтому приложите все усилия, чтобы ваш имидж всегда способствовал открытому, честному и доверительному общению.


Имидж человека – это его образ в глазах окружающих, во многом на его основе закладывается отношение к вам с их стороны, а значит, именно от формирования положительного, адекватного имиджа во многом зависит то, насколько вы будете приняты группой, особенно на этапе знакомства с ней.

Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается ваш имидж:

  • Внешний вид – должен быть безупречен. В работе с ребятами действует «железный» закон зеркальности: в детях личность воспитателя отражается быстро и точно. Одежда вожатого должна быть всегда адекватна ситуации. Для линейки одна, для похода – другая, для работы – третья.
  • Присмотритесь в зеркале к своему лицу. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше «не снимайте» до конца смены.
  • В течение всей лагерной смены, как бы заняты вы ни были, помните о том, что вам должны сопутствовать только приятные запахи, а потому не забывайте чистить зубы и пользоваться дезодорантом, духами или одеколоном. Запах табака или спиртного от вожатого вообще неприемлим.
  • Изучите свои жесты. Зафиксируйте в памяти все движения, которые не-приятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.
  • И, самое трудное, исследуйте свой голос. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр, почитайте выразительно стихи и при повторной записи вы обнаружите, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.


Вожатый и его внешний вид

  • Вы как вожатый, должны выделять среди остальных взрослых в лагере. Очевидно? Очевидно. И для вас, в для детей так будет удобнее. Да и у персонала лагеря не будет возникать вопросов типа: "Кто вы?" и "Что вы тут делаете?". Поэтому следует естественный вывод: носите строевку.
  • Не поленитесь прицепить бейдж. Бейдж - очень полезная вещь в условиях лагеря. Даже не надейтесь, что дети запомнят, как вас зовут на первый день, особенно, если до вас на этом отряде стоял человек с похожим, но не таким же именем.
  • Не забудь положить в карман строевки блокнот и ручку. Блокнот может понадобиться в самый неожиданный и неподходящий момент.
  • Не поленитесь положить в карман список вашего отряда. Этот список очень пригодится вам не только в первые дни, но и на протяжении всей смены.
  • С утра не забудь поглядеть в зеркало. Нормальный внешний вид- одно из важных преимуществ вожатого.


Вожатская деятельность — это не только хобби, но еще и работа. В первую очередь, работа над собой.

Каждый день нужно стремиться стать лучшей версией себя, превозмогая усталость и другие трудности, выкладываться по максимуму, чтобы получить тот же результат от детей, ведь у лучшего вожатого всегда будут лучшие дети!

Дети хотят, чтобы у них был добрый, справедливый, понимающий, креативный, веселый старший товарищ, который знает множество игр, песен. Администрация желает видеть в вожатом, прежде всего, ответственного, дисциплинированного, квалифицированного работника, который должен вне зависимости от времени суток проявлять заботу о детях, обладать творческим подходом к работе, стрессоустойчивостью, тактом и выдержкой. Только лучшие из лучших вожатых способны организовывать свою работу, балансируя между пониманием и справедливостью, добротой и дисциплинированностью.

Профессионализм вожатого измеряется не в количестве отработанных смен, не в статистике преждевременно уехавших детей из отряда, не в тех местах, которые занимают команды на различных номинациях. Лучшим является тот, кто трудится день и ночь, чтобы разукрасить пребывание детей в лагере яркими красками. В конце смены такой человек попадает в теплые детские объятия и слышит заветную фразу: «Для меня ты лучший вожатый!»