Командная работа в вожатской «связке»
Если вы думаете, что знаете уже всё, что можно знать, чтобы начать работать в лагере, то это неправда.
Зачастую новички (да и не только) совершенно неожиданно для себя обнаруживают, что работают они на отряде не одни. То есть головой-то все понимают это. Но подводных камней заранее никто не видит. Кажется, что достаточно приехать в лагерь, провести первый сбор, установить дисциплину и фигачь смело себе на всю катушку. Не-не, вас никто не пугает, в принципе всё так и происходит. Но, совершенно внезапно ты понимаешь, что главная проблема в лагере - это твой напарник. Или твой директор. Или твой старший вожатый. А вот с детьми-то как раз легко. И тогда начинается “веселье” ...
Ты устал, ложишься поспать на тихом часу. А потом напарник обижается на тебя, что ты такой вот эгоист и о нем не думаешь.
Ты рисуешь график ночных дежурств на отряде и вдруг тебя осеняет прекрасная мысль: надо бы его украсить. А тут как раз вот есть пара смешных и милых наклеек. И без всякой задней мысли ты приклеиваешь крокодильчика прямо напротив фамилии своей напарницы. А она потом дуется на твою черствость.
Ты придумал отличное мероприятие, выбил клуб, рассказал о нем детям, всю ночь делал реквизит и рисовал грамоты. А твоя напарница сказала на планерке, что ваш отряд совсем не против пойти на озеро. Прощай ночь работы, вы идете вялиться под солнцем и обидно уже тебе.
Вы с ребятами придумали отличное выступление, все отрепетировали, устали, но довольны. А худрук считает, что это не смешно и непонятно. А вот пусть лучше мальчики-вожатые станцуют стриптиз - вот это хорошо. И так и хочется послать её куда-нибудь в лес подальше.
Подобные ситуации возникают постоянно. И что, спрашивается с ними делать? Как-то же надо жить дружно и правильно? И дети все видят, и у тебя в душе уже гармонии нет...
Команда – автономная группа, способная оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ней задачи.
Основными признаками команды являются:
- эффективное конструктивное межличностное взаимодействие;
- профессиональные навыки каждого из членов;
- положительное мышление, ориентация на общий успех;
- способность согласованно работать на общий результат.
К сожалению, все вышеперечисленные признаки команды не всегда проявляются в вожатской «связке», что часто ведёт к неэффективной работе напарников.
В случае несработанности с напарниками в вожатской «связке» полностью отсутствует общение и приходится работать по принципу «каждый сам по себе». Это отражается на общение и деятельность детей в отряде. В детском отряде в таком случае отсутствует сплоченность и наблюдается повышенный конфликтный фон. Причиной возникающей ситуации является недостаток опыта налаживания межличностного взаимодействия между напарниками. Как правило, момент знакомства напарников также упущен. А ведь знакомство напарников друг с другом, как правило, является таким же важным периодом, как организационный период смены во временном детском коллективе.
Работать в такой смене будет очень сложно, ибо отсутствует должная мотивация к профессиональной деятельности, а самое главное – пропадает интерес к работе с детьми. Именно тогда я задумалась над причинами возникновения несработанности напарников, а главное – над тем, как создать эффективную команду в вожатской «связке».
Проблема несработанности напарников всегда является очень актуальной и возникает достаточно часто. Этот факт всегда ведёт к негативным последствиям, а именно:
- дезорганизации временного детского коллектива,
- отражается на психологическом микроклимате временного детского коллектива,
- в отряде появляются частые конфликты между детьми,
- вожатые теряют авторитет, из-за чего могут возникать конфликты между вожатыми и детьми,
- у детей проявляется негативизм к принятию норм и правил лагеря, к участию в отрядных и дружинных делах, а, следовательно, и общая неудовлетворенность проживанием из-за отсутствия занятости в ДОЛ.
Кроме того, из-за несогласованности напарников между собой в работе с детьми страдает качество деятельности и её конечный результат, возникает негативное эмоциональное состояние, пропадает внутренняя мотивация у вожатых к работе, что является очень важным условием эффективности работы педагога.
Когда в рабочей группе создан комфортный микроклимат, её участники обретают уверенность, стремятся больше неформально общаться друг с другом, получая вдохновение от совместного общения. А для всего этого необходимо целенаправленно выработать ряд методов, путей формирования эффективного взаимодействия в вожатской «связке». Для этого необходимо достичь «эффекта команды» . Известно, что хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима.
Эффект команды достигается за счёт:
- Неограниченной интенсификации труда (для членов команды не существует нормированного рабочего дня, напарники сами распределяют обязанности между собой и нормируют свой рабочий день в зависимости от темпов достижения намеченной цели);
- Сокращения потерь рабочего времени путём достижения высокой степени организованности труда внутри вожатской «связки» (взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива в работе, коммуникация, работа на опережение);
- Использование корпоративных форм принятия решений, что ещё больше повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.
Кроме всего этого, можно выделить основные принципы, которые составляют основу командообразования:
- принцип коллективного исполнения работы (каждый член выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда);
- принцип коллективной ответственности (целостность команды, если одно задание не выполнено – отвечает вся команда);
- принцип высокого стимула команды за конечный результат (в качестве достойных стимулов является не только зарплата, но и другие стимулы. Основанные на хобби и предпочтениях. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом);
- принцип повышенной исполнительской дисциплины (каждый член команды отвечает головой за конечный результат деятельности);
- принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды. В состав вожатской связки может быть включён тот кандидат, который добровольно изъявил желание войти в состав этой команды, что, к сожалению, не всегда возможно при распределении вожатых на отряд.
Для эффективной работы в команде, для профилактики конфликтов, проблем лидерства и влияния, страхов и опасений тем людям, которые работают не в первый раз, следует стать напарниками-наставниками.
Можно выделить несколько составляющих, которые ведут к успешному командообразованию в вожатской «связке»:
- Знакомство. У напарников должна появиться возможность представить себя, охарактеризовать свою личность, предпочтения, сильные и слабые стороны. Это поможет легко и быстро включиться в работу, проявлять такт в общении друг с другом. Кроме этого, каждый из напарников пытается выяснить сходства и различия в характерах, индивидуальные особенности, вкусы, предпочтения. Следует рассказать о своём опыте и, прежде всего, необходимо пробудить интерес в людях, с которыми будешь работать.
- Доверительное общение. Именно доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Общение тесно связано с доверием. Члены группы должны легко общаться друг с другом, находить общий язык, делиться опытом, открыто выражать чувства. Нельзя забывать о способе общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Если вы хотите открытости в общении, то будьте готовы быть хорошим слушателем. Необходимо организовать неформальное общение в «связке», чтобы участники группы охотно проводили время вместе, общались между собой, уважали друг друга и приходили на помощь в трудную минуту.
- Сотрудничество. Цель напарников – создать такую обстановку, в которой каждый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя её полноправной частью. Если в команде есть опытный вожатый, то именно он должен показать, что для всех очень важно взаимодействие друг с другом. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют примеру и будут охотнее работать и общаться.
- Готовность совершенствоваться. Речь об этой составляющей может идти в том случае, когда в команде работает вожатый с опытом, именно в его силах сделать так, чтобы участники интенсивно учились и продуктивно работали. Опытный наставник с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены группы могли экспериментировать и реализовывать себя.
- Удовольствие от вожатской деятельности. Эта составляющая является также важной, как и остальные. Важно, чтобы работа для команды была в удовольствие, общение с детьми, взаимодействие с ними приносили только радость и удовлетворение.
Использование и соблюдение принципов формирования «эффекта команды», а также поэтапное, постепенное формирование атмосферы сотрудничества в вожатской «связке» ведет к хорошему, но и по уровню сплоченности, организованности временного детского коллектива.
Несколько советов по взаимоотношению между вожатыми в отряде
- Взаимоотношения между вожатыми - это сугубо или личное правило. Самое главное не выставляйте их напоказ, будь они у Вас плохие и натянутые или слишком романтические. Дети, начальство и другие вожатые должны видеть в Вас единую команду. Дело в том, что афишируя свои взаимоотношения, вы даете благотворную почву для сплетен. Именно поэтому не стоит другим знать об этом.
- Вторым правилом является то, что дети ни при каких обстоятельствах не должны видеть Ваши ссоры. Поэтому постарайтесь уважительно и терпимо относиться друг к другу, особенно при детях.
- Подготовку к междуотрядным мероприятиям не стоит сваливать только на одного из вожатых. Постарайтесь все дела и вопросы решать сообща.
- Вечерние гуляния - это то, без чего не обходится ни один заезд в любом лагере. Этот вопрос также лучше решить обоюдно.
- Напоследок стоит сказать о самом главном - ябедничество. Именно из-за этого многие вожатые лишаются работы. Если Вас что-то не устраивает в своем напарнике, то не стоит об этом все кричать. Для этого достаточно просто сесть и поговорить.
Вот и все секреты вожатских взаимоотношений.
Как сработаться с напарником в лагере
Первое и важное это узнать друг друга. Предполагаем, что вы встретитесь до заезда детей. Так что есть время познакомиться. Рассказать следует о том кто вы, что вы… что любите, а что нет, давно ли работаете, то какой обычно тактики придерживаетесь, вообщем все (Кстати, не стоит все время болтать самому. Не забудь обо всем расспросить и напарника).
И так вы узнали друг друга, теперь договоритесь, что будете запрещать. Главное придерживаться единой линии. А то дети станут манипулировать вами. А вы будете ругаться.
Важно, ЛЮБИТЬ напарника! Холить! И Лелеять! Вы единый организм на 21 день. Заботьтесь друг о друге: давайте выспаться, защищайте, получайте для него все (не съедайте это!). Хорошо напарнику, а значит хорошо тебе.
Обязательно помни: от отношения напарников будет зависеть настроение детей. Кстати, стоит называть друг друга ласково.. Тогда дети так к вам и будут обращаться, да и друг друга порой ласково называть.
Реклама – двигатель прогресса! Делайте друг другу рекламу. От этого ваш авторитет будет повышаться в глазах детей.
Не забывайте делиться с напарником всем от конфеты до важных новостей. Обязательно рассказывайте все, что происходит с детьми: наблюдения, изменения. Никогда не делай тайну из того, что говорят на планерке! Все надо рассказывать сразу, от этого зависит качество вашей работы.
Есть список запрещенных тем при детях:
- • выяснение отношений между вожатыми;
- • обсуждение детей;
- • обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
- • решение вопросов личного характера.
Все это обязательно делается за закрытыми дверьми!!! Дети все слышат и рассказывают друг другу.
Просто уважайте друг друга!
И на последок одна штучка..: :)
«Инструкция по эксплуатации Напарницы»
Дорогой друг если ты это читаешь, то ты вожатый. Человек, работающий с детьми, а значит счастливый человек! С чем я тебя и поздравляю.
Более того ты работаешь в паре со своей напарницей. Что бы ваш союз был прочным, перспективным и веселым хочу дать несколько советов по эксплуатации твоей напарницы:
- Лучше всего называть напарницу ласковым именем, при этом повышается ее внимательность к словам и эффективность в действиях.
- Любовь и ласка в отношении к напарнице обязательна! Иначе возможен быстрый выход из строя.
- Если у напарницы нарушено чувство времени из-за отсутствия часов на руке, то поэтому стоит напоминать ей который час.
- Если напарница девушка добрая, поэтому можно попросить ее вывести детей на зарядку. Но помни! Если напарница медленно расчесывает волосы, то тебе будет легче встать самому.
- Если напарница любит принимать душ ночью, то пожалуйста следи что бы она ложилась спать в пределах разумного.
- Часто у напарниц просыпается творчество и они жаждут писать педагогический дневник. Когда она будит тебя с вопросом - с чего начать описание первого дня посоветуй ей написать: «Вот и понеслось!».
- При сильном желании напарницу можно заставить петь и танцевать.
Он и Она, или взаимоотношения между напарниками…
Первое правило: ваши взаимоотношения ни коим образом не должны хоть как-то влиять на качество вашей работы вожатыми. Помните: вы оба делайте одно дело и приехали сюда не для выяснения отношений («кто круче? кого дети любят больше? кому они больше доверяют?»), а для СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ на благо детей.
Второе правило: вы – с самого начала смены вместе, потому что дети, а, следовательно, радости и горести у вас УЖЕ общие, поэтому максимально помогайте друг другу! Заботьтесь друг о друге, интересуйтесь самочувствием, здоровьем друг друга, расспрашивайте о трудностях, о том, что радует или огорчает.
Ваш напарник (или напарница) может стать для вас самым близким человеком в лагере, вашей поддержкой и заботой, а может таковым и не стать, но начинаются эти отношения с самого начала. «Прикрывайте» своего напарника, если есть возможность - дайте ему поспать лишний час, если он проспал завтрак – принесите ему его в вожатскую и проч.
Вожатым – юношам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка – относитесь к своим напарницам с пониманием. Девушки могут чаще уставать, поэтому проведение спортивных мероприятий, требующих большой активности, возьмите на себя.
Вожатым – девушкам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка: куча спортивных мероприятий, и прочей беготни – а тут еще твой напарник постоянно вызывается в них участвовать, и соответственно уставать еще больше… поэтому отнеситесь к своим напарникам с пониманием…
Еще раз! Друзья, будьте людьми: заботьтесь друг о друге!
Заметки на полях: в отношении детей действуйте синхронно – ситуаций, когда один что-то разрешает, а другой запрещает, быть не должно! (Заранее обговорите, что и как Вы будете делать - как будить, как укладывать, как созывать и строить. Во время смены на это времени не будет!)
Что делать, если возникла конфликтная ситуация между напарниками? РЕШАТЬ ее. Есть один простой и хороший рецепт – чаще разговаривайте со своим напарником(цей), не бойтесь этого делать даже тогда, когда очень тяжело – лучше сказать, «выкричаться» друг на друга, чем ваше непонимание будет как-то отражаться на детях.
Отношения нужны каждому из партнеров. Необходимо лишь соблюдать правила 3-х «У»: уважать, уступать, удерживать.
- УВАЖАТЬ – значит принимать во внимание то, что ты не один. Мнение, желания и чувства другого могут быть так же хрупки, как и твои собственные. И если ты выбрал быть в паре, будь добр, уважай внутренний мир того, кто выбрал тебя. Уважай его верность. Будь предан сам. Если ты выбрал этого человека – уважай его, как самого себя.
- УСТУПИТЬ – вовсе не означает сломаться, проявить слабость или наступить на горло собственной песне. Компромисс неизбежен. Признание своей правоты и победы пригодны для соревнований, а отношения – это все-таки союз напарников. Уступая, ты, прежде всего, демонстрируешь значимость для тебя другого человека.
- УДЕРЖИВАТЬ – самая сложная деталь в парном механизме. Удерживать никак не перекликается с тем, чтобы запрещать, держать насильно, вымаливать… Удержать - это просто взять за руку и сказать: «Ты мне нужен». Не подумать, не послать мысленный сигнал в космос, а произнести. Дать понять, что тебе дорог этот человек, что именно он (а не кто-то другой) достоин того, чтобы уважать, уступать и удерживать.
Не стоит ждать того момента, когда отношения покроются ржавчиной. Придумывайте, фантазируйте, живите в совместной иллюзии, будьте по-детски просты. ТВОЙ напарник всегда поймет, примет и поддержит, а тот, кому ты безразличен – и без того найдет причину, чтобы отвернуться. Главное в отношениях – быть заодно. Это очень сложная конструкция, но если она такова – ничто не сможет её нарушить. Важно быть на одной волне: одинаково видеть неизбежное, трактовать услышанное, понимать случившееся, реагировать на происходящее. Всё несбывшееся, потерянное, разрушенное становится таковым лишь потому, что двое наполняют свою действительность эгоизмом и разными смыслами. Они неведомы и крайне индивидуальны – так можно самому, но не вместе. Вот почему столь важно дышать одним воздухом, иметь общие цели и схожесть направлений, говорить на одном языке, понимать недосказанное и улавливать между строк. Это признаки родства и единства, когда вожатые-напарники – продолжение друг друга.
Ну, пожалуй, это основное. Остальное узнаешь при работе. Если напарница (напарник) очень любит детей так, что если у вас это чувство обоюдное, то все получится.
Счастья! Удачи! Главное правильно выстроить взаимоотношения! Надеюсь, у тебя все получится! Что же делать, когда вас уже поставили вместе на отряд.