Командная работа

Лидер

У команды всегда есть лидер.

Лидер:

  • мотивирует
  • ведет за собой
  • берет на себя ответственность
  • держит слово
  • нацелен на резулътат
  • держит общую картинку
  • делится своим видением
  • играет в команде
  • вдохновляет людей на действия
  • создает экстраординарные результаты
  • играет в болыпую игру
  • сфокусирован на будущем. Всю работу делает сам или делегирует.


Лидер может быть:

  • Формальный - У него есть своя конкретная роль, титул, ролевая позиция, обязанность
  • Неформальный - «Человек - лампочка», за ним люди идут сами по себе, у него сильная харизма, он яркий.

Есть администраторы (организуют процесс, направляют...).

Очень часто формальный лидер в начале ведет за собой команду. Затем начинает проявляться неформальный лидер. Взгляды двух лидеров на то, как необходимо действовать команде, могут и не совпадать. В этом случае формальному лидеру необходимо сотрудничать с неформальным, иначе команда может разбиться на два лагеря.

Лидер постоянно находится чуть впереди всей группы. Он - в "будущем" (там, где поставленная цель уже выполнена), это то место, в котором некоторым людям бывает не комфортно.

От лидера ждут ответов, описания состояний, чувств, процессов и т.д.


Лидерство - это влияние!

Характеристика лидера:

  • Видение
  • Коммуникация
  • Профессионализм
  • Администрирование
  • Принципы

ВИДЕНИЕ - картинка, направленная на будущее.

Лидер - человек с суперпозицией (куда мы идем, каков лучший путь, что будет эффективней). Он выбирает наилучший путь, знает куда идти, все ощущает. Он страстный. Он долгосрочный. Ставит конкретные цели (по срокам - не более 30 дней), и разбивает на шаги (в рамках одного дня).

КОММУНИКАЦИЯ - общение, способ принятия и передачи информации от человека к человеку. Лидер должен уметь четко, понятно, доступным языком доносить видение, цели, задачи до каждого. Он делает это постоянно. Задача лидера "посадитъ" видение в человека, чтобы оно стало его внутренним представлением (росло и развивалось).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - знания: насколько хорошо я понимаю все нюансы, тонкости, направления выполняемой работы. Лидеру надо знать тонкости небольших работ, которые он делегирует (распределяет, перепоручает), чтобы оценить, что делают другие. Но он их не контролирует. Его интересует конкретные сроки и результат.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ - (в переводе с англ. - «что-то, что добавляется к людям»). Это делегирование. Лидер создает структуру. Задача формального лидера - цели разделить на задачи, затем эти задачи распределить конкретным людям. Лидер управляет со стороны, наблюдая за процессом, точно соблюдая точки сверки (промежуточные результаты), поставленные совместно с членами команды. Если у кого-то, что-то не получается, лидер либо разбирается, тренирует, вдохновляет, либо находит другого человека, используя его способности по максимуму. Поэтому позиция лидера - наблюдение (иметь четкую картинку, знать, когда и что нужно сделать). Главное не вовлекаться в процесс.

Совместно с командой:

  1. постановка целей;
  2. полная свобода выполнения;
  3. четкие сроки проверки, контроль времени;
  4. наблюдение, контроль (на расстоянии), поддержка (периодически приходить и отдавать должное человеку);
  5. благодарность - ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! (то, на что ты фокусируешь внимание человека, ты сам получаешь в двойне);
  6. награждение (профессиональный рост, благодарностъ перед всей командой, карьерный рост, новые полномочия, свободы).

ПРИНЦИПЫ - (внутренний стержень, скелет у тела, этический кодекс, правила). Жизненные принципы очень близки к жизненным внутренним ценностям. То, что нас ведет по жизни это наши внутренние принципы (ценности). Принципы - это живые концепции внутри людей. Никто не может владеть принципами. Пример: много людей разделяет принцип честности. Мы делимся; принципами.


Критерии эффективной команды

Критерии эффективной команды:

  • Руководство (руководитсль обладает необходимыми способностями и желанием выработать деловой подход к группе, уделяет время на формирование команды).
  • Атмосфера (в команде сложился хороший эмоциональный климат, люди чувствует себя раскованно, могут говорить прямо и открыто, не боятся рисковать).
  • Заинтересовапность (члены команды чувствуют личную заинтересованность в выполнении поставленных задач и целей. Они охотно вносят свой вклад-в формирование группы и поддерживают друг друга. Работая за пределами группы, они являются ее представителями).
  • Организация работы (функции каждого отработаны, разработана система взаимосвязей).
  • Коммуникация (способность быстро и доступно давать и получать необходимую информацию).
  • Творчество (группа положительно воспринимает новые идеи, исходящие как от ее членов, так и извне. Хорошие идеи воплощаются в жизнь).
  • Взаимное уважение (члены команды принимают друг друга, избегают сарказма).
  • Критика (ошибки и слабые стороны каждого обсуждаются, но без перехода на личности, с целью конструктивного предложения по улучшению работы).
  • Гордость (людям нравиться быть членами этой команды).
  • Постановка целей (есть четко поставленные цели. Основная энергия команды направлена на достижение цели, производительность постоянно проверяется и повышается)..
  • Разрешение конфликтное (разногласия признаются и полностью прорабатываются), Открытость (каждый может высказать свое мнение без опасения пострадать за это).
  • Взаимоотношения команд (взаимоотношения с другими командами постоянно развиваются, существует хороший контакт, позволяющий определить, где коллективные действия принесут лучший результат).


Список индивидуальных ролей в команде

  • командная работа « + »
    • генератор идей
    • информатор
    • координатор
    • составляющий мнение
    • направляющий
    • уточняющий детапи
    • суммирующий
    • хранитель времени
    • исполнитель
    • реалист
    • деятель
    • дипломат
    • аналитик
  • командная работа « - »
    • завистник
    • обвинителъ
    • обесценивающий
    • критик
    • пессимист
    • саботажник
    • антилидер
    • тусовщик
    • аутсайдер

Стадии формирования команды

Фазы развития команды ( Название стадии - Описание стадии )

  • Формирование, присматривание - Характерны замкнутость, настороженность по отношению к окружающим, сдерживание истинных чувств, нежелание рассказывать о себе. Часто присутствует неуверенность, замешательство, скрытность, дискомфорт во время разговоров, боязнь «плохо выглядеть». Люди стараются высказывать простые суждения, избегать полемики, сохранять самообладание. Из-за неопределенности появляется желание получить указания от лидера, возникает недовольство по поводу отсутствия структуры команды и конкретных целей.
  • Бурление, конфликты - Энергичное высказывание своих взглядов, повышенная эмоциональность, агрессия. Чужие мнения выслушиваются невнимательно и часто оспариваются. Люди предпочитают работать по отдельности. Споры за лидерство, покушение на власть существующего лидера. В борьбе за власть используются группировки и бойкоты. При принятии решений используются формальные подходы, например, голосование простым большинством.
  • Становление, срабатывание - В работе и при принятии решений применяются гибкие методы и подходы. Члены группы по-настоящему прислушиваются к мнениям и чувствам Друг друга, терпимо относятся к потребностям, достоинствам и недостаткам друг друга. Люди открыты и готовы менять свое поведение и принимать идеи другого ради прогресса команды. к возникающим конфликтам относятся по-деловому и разрешают их, не нанося обид. В работе участвуют все, в том числе застенчивые, замкнутые и прежде неуверенные в себе участники.
  • Отдача, работа - Гибкость в общении и в решении рабочих проблем. Высокий уровень взаимного доверия и открытости. Доброжелательность в отношениях. Конфликты и разногласия разрешаются легко. Высокая творческая активность. Функции лидера берут на себя те люди, которые наиболее подходят для этого при данных условиях. Успех окрыляет людей как для выполнения задачи, так и для сплочения команды.


1. Формирование

Процессы, происходящие в группе:

  • знакомство членов группы друг с другом;
  • межличностные взаимодействия осторожны, преобладает аура вежливости;
  • члены группы не уверены друг в друге;
  • взаимный обмен информацией;
  • выявление возможньтх ролей каждого участника;
  • анализ задачи и поиск способа ее "решения;
  • стихийная выработка структуры группы и распределение ролей между ее членами;
  • результативность команды на данном этапе низка.

Индивидуальные процессы:

  • поиск взаимоприемлемого поведения в группе;
  • в общении заметны чувства настороженности и принужденности;
  • оценка членов группы и их действий по отношению друг к другу;
  • колебания и неуверенность в правильности выбора;
  • Смогу ли Я это делатъ ?
  • Сможем ли Мы это делать?

Роль и задачи лидера

  • познакомить членов группы друг с другом;
  • создать обстановку непринужденности;
  • как можно быстрее устранить страхи, смятения и колебания члснов команды; - для этого

прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды;

  • помочь определить новые формы организации их деятельности.

Стилъ лидерства направляющий и информирующий.


2. Бурление

Процессы, происходящие в группе:

  • перераспределение функций, ответственности и полномочий;
  • конкуренция за обладание болсс высоким статусом;
  • возникновение подгрупп по симпатиям и интересам со своими лидерами;
  • саорыза лидерство;
  • начинает складываться групповое самосознание;
  • происходит уточнение целей и обсуждение методов их достижений;
  • бойкоты и бурные обсуждения;
  • велика вероятность возникновения конфликтов внутри команды.

Индивидуалъные процессы:

  • возможно несовпадение личной мотивации групповым целям;
  • неудовольствие, неэффективная коммуникация, споры, формализм;
  • члены команды на этой стадии имеют много проблем, связанных с новыми функциями и

обязанностями;

  • после начального энтузиазма наступает стадия некоторого беспорядка, неопределенности;
  • повышенная эмоциональность, агрессия.
  • Мы не сможем этого сделатъ, потому что ____.

Роль и задачи лидера:

  • по возможности держит на контроле все протекающие процессы;
  • помогает в разрешении возникающих проблем;
  • разъясняет новые роли и обязанности;
  • координирует усилия команды;
  • содействует в установлении коммуникации между индивидуумами, обеспечивает обмен мнениями;
  • выслушивает и помогает успешно разрешать споры и конфликты;
  • допускает наличие различных точек зрения;
  • мотивирует команду на достижение намеченных целей;
  • очень важен правильно выбранный стиль лидерства; авторитарный стиль может привести к скрытому течению конфликтов, разрушающему процессы становления команды.

Стиль лидерства поддерживающий и способствующий.


3. Становление

Процессы, про исходящие в группе:

  • завершается формирование структурът команды;
  • проясыены цели и стратегия их достижения, намечен план действий;
  • на основе консенсуса выработаны групповые нормы (стандарты);
  • общение стало более открытым и конструктивным;
  • разрешение конфликтов закончилосъ;
  • складывается силоченная структура с отчетливо выраженным чувством "МЫ";
  • характеристики группы приближаются к характеристикам эффективной команды.

Индивидуальные процессы:

  • согласование стремлений каждого члена команды с общими целями;
  • осознание желания работать над решением задачи;
  • произошло распределение ролсй в команде;
  • сформировались первые лидеры команды;
  • возможно появление членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять

функции лидера в процессе ротации;

  • определены системы контактов как внутри, так и вне команды;
  • Мы сможем это сделатъ, если _____.

Ролъ и задачи лидера:

  • делегирует (частично) свои полномочия ситуационньш лидерам;
  • является гарантом того, что установленные стандарты обеспечат эффективность команды;
  • обучает команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям;
  • контролируст и оценивает эффективность (взгляд со сторонs);
  • продолжает процесс сплочения команды;
  • уделяет внимание согласованию стремлений каждого члена команды с общими целями и интересами.

Стиль лидерства поддерживающий и делегирующий.


4. Отдача

  • эффективная команда создана и работает для достижения поставленных целей;
  • совершенствуются принципы группового взаимодействия;
  • в результате делегирования растут полномочия команды;
  • команда отслеживает существующий уровень продуктивности и эффективыости, а также свои потенциальные возможности;
  • команда сфокусирована на усовершенствовании и развитии, как в отношении самой ко-

манды и ее членов, так и в отношении конечного продукта;

  • на данной стадии существует вероятность конфликтов с топ-менеджерами по вопросам,

связанным с предоставлением информации;

  • существует опасность обособления сплоченной команды в группу-автономию, для которой

характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

Индивидуальные процессы:

  • личные взаимоотношения базируются на доверии и становятся особенно тесными;
  • каждому созданы условия для полной самореализации;
  • каждый член команды исполняет несколько функциональных ролей;
  • у каждого существует и поощряется возможность для саморазвития и роста;
  • лидерская позиция присуща каждому;
  • каждый активен и участвует в решении задач;
  • Мы делаем это!!!

Роль и задачи лидера:

  • отслеживать наличие интергрупповой активности;
  • делегировать больше полномочий;
  • оказывать доверие, где это необходимо и возможно;
  • оценивать эффективность команды, отмечать успехи и выполнение обязательств;
  • важно оценить работу команды как результат усилий команды в целом;
  • необходимые качества для поддержания команды на этом этапе включают в себя одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и полезных замечаний.

Стиль лидерства заключается в разделении лидерства.

Управление командой

В управлении группой выделяют несколько блоков:

  1. Цель
  2. Организация
  3. Контроль
  4. Анализ


1.Цель.

Цель несет в себе предметный результат и смысловой, ценностный духовный результат. Ценность, в отличии, от цены не измеряема и пополняема.

Самый высокий уровень обобщения среди ценностей - человек, дальше, идет жизнь, природа, общество, затем, истина, равенство, свобода, счастье, красота, совесть, справедливость и т.д.

У подростков структура ценностей немного другая, на первом месте идет любовь (человек другого пола), затем деньги, квартира, общие интересы, здоровье – но, однако, эти ценности дают им их родители, всеравно получается главной ценностью человек.


2. Расстановка кадров. Расстановка кадров включает в себя несколько блоков:

  • Подбор кадров
  • Расстановка кадров
  • Обучение

При подборке и расстановке кадров надо учитывать, умение и желание детей к данному виду деятельности, но при этом, необходимо, задействовать их в разных сферах, в процессе всей работы.

При обучении кадров необходимо четко говорить, что и как надо делать, чтобы не допустить в процессе работы ошибок.

Надо продумать «отделы» группы и нарисовать их схематично, чтобы наглядно видеть кто и чем занимается.


3.Контроль.

Контроль необходимо осуществлять на всех этапах деятельности, хотя бы потому, что мы несем ответственность за детей.

Контроль дела:

  • Вожатый осуществляет мониторинг дела в соответствии с поставленными целями и задачами. Вожатый должен определять цель выполнимого дела.
  • Контроль совершенствований – вожатый собирает информацию о новых качествах детей (личностные, групповые, ценностные и т.д.), о новых прогнозируемых результатах, выявленных в процессе деятельности.
  • Двойной контроль. Вожатый обеспечивает аналитический порядок контроля (детей контролируют детей, и отчитываются перед вожатым).

Вожатый создает стимулы в ходе контроля и активной творческой работе, анализирует динамику развития, выявляет недостатки в деятельности детей.

В завершении контроля подводятся его итоги с оценкой результативности и эффективности работы детей.

Проблемы и недочеты вожатый разбирает с детьми сразу, не оставляя их на свечку.

По итогам контроля вожатый должен написать рекомендации для будущего дела с целью более плодотворной работы.


4.Анализ дела.

  • Осуществляется в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами.
  • Анализ дела не является отчетом о проделанной работе, а документом, выявляющим, причины фактов и явлений.
  • Анализ дела содержит выводы, которые являются основой для постановки цели и задач нового дела.
  • В процессе анализа вожатый отделяет случайные результаты от закономерных.
  • Анализируется мнение детей и других взрослых о достигнутых результатах.
  • В анализе содержится четкий ответ на вопрос «что помешало реализации цели?», если такое имело место.
  • Имеются четкие выводы по всем изученным проблемам.
  • Оставшиеся нерешенными и вновь возникшие проблемы четко формулируются.

Необходимо не забывать о том, что не бывает плохих детей, бывает плохой вожатый.

В конце дня производиться анализ своей деятельности: "фиксирую ли я сам свои ошибки".

Принципы организации командной формы работ

Малая группа может оказывать на своих членов не меньшее влияние, чем вожатый. Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

Можно выделить семь ключевых принципов организации командной формы работ:

  • Принцип коллективного исполнения работы — каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию вожатого (хотя последнее не исключается и в рамках команды).
  • Принцип коллективной ответственности — вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.
  • Принцип единой для команды формы стимулирования, оплаты за конечный результат; распределение внутри команды — это внутрикомандный вопрос.
  • Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная стимуляция.
  • Принцип автономного самоуправления команды — управление деятельностью членов команды осуществляется ее лидером, а не вожатым.
  • Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.
  • Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в состав ее может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности.





Дополнительно