Когда ребенка дразнят

Материал из Летний лагеря
Версия от 14:06, 28 декабря 2008; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
38244363m.jpg

В некотором смысле дразнят всех. Дружеские отношения среди мальчиков и мужчин часто выражаются в благожелательных, но тем не менее иногда оскорбительных замечаниях. Оскорбить друга - это способ мужчины сказать: "Я забочусь о тебе". Добиться того, чтобы дети не дразнили друг друга, не всегда просто. Иногда говорить детям, чтобы они не позволяли себе этого, все равно что говорить пловцу, чтобы он не намочился.


Что нужно принять во внимание

Маленькие дети в основном относятся к насмешкам как к обиде. Мальчики-восьмиклассники расценивают насмешки над собой и другими как положительный опыт. Есть такое мнение что, насмешки больше распространены среди мальчиков, чем среди девочек. Поддразнивание являет собой парадокс. Оно способствует как большему сближению людей, так и созданию эмоциональной дистанции. Детей, которые были отвергнуты сверстниками за чрезмерную агрессивность или покорность, часто критикуют за то, что они не понимают шуток. Умение переносить такие поддразнивания и способность отличать шутки от насмешек - это главная задача детей, особенно когда они становятся старше. Чрезвычайно важно репетировать с ними, как нужно реагировать на поддразнивание. Одних лишь словесных наставлений недостаточно.


Как нужно говорить

- Если ребенок оскорблен попыткой его поддразнить, то вашей первой реакцией должно быть СОПЕРЕЖИВАНИЕ. "Когда твой друг говорит тебе это, то кажется, будто он смеется над тобой и хочет тебя обидеть".

- "Неприятно, когда кто-то тебя дразнит".

- "Тебе было грустно, когда дети в отряде смеялись над твоим платьем. Так поступать, как поступают они, нехорошо". (Зачастую высказанное сопереживание помогает ребенку почувствовать, что его понимают, и вновь убедиться, что его любят и заботятся о нем. Возможно, это все, что требуется, чтобы помочь ребенку преодолеть свою боль.)

- Если вы убеждены, что ребенок заходит слишком далеко или неправильно истолковывает высказанное в его адрес, то УЧИТЕ его альтернативным способам понимания: "Помнишь, как мы вожатые тоже дразнили друг друга? Мы не хотели друг друга обидеть. Так мы выражали то, что любим друг друга. Я знаю, что это звучит странно, но тем не менее это правда. Не исключено, что мальчик, который тебя дразнит, на самом деле восхищается тобой. Такое возможно?"

- "Некоторые дети смеются над другими детьми, потому что завидуют им. Иногда у них что-то не ладится в жизни, и они такими оскорблениями отыгрываются на других. Может быть, у него какие-то неприятности?"

- Пусть ребенок представит себе, как другим детям удается выносить поддразнивания. "Ты когда-нибудь видел ребенка, которого дразнят, а он из-за этого не переживает? Как ты думаешь, почему ему это удается?"

- "Есть волшебная формула, помогающая выносить насмешки. Если ты улыбнешься и ничего не ответишь, то обидчик, возможно, перестанет тебя дразнить. Если он дразнил тебя, потому что ты ему нравишься, то ему также понравится, что ты улыбаешься. Если он дразнит тебя, потому что хотел обидеть, то ему не понравится, что ты улыбаешься, и он, возможно, также перестанет тебя дразнить".

- УЧИТЕ отличать добрые шутки от насмешек: "Дети, которые хотят досадить тебе, обычно строят злобные гримасы, когда тебя дразнят. Но тот, кому ты нравишься, обычно так не делает".

- "Тот, кто хочет досадить тебе, может смеяться над тобой в присутствии других, пытаясь заставить других также смеяться над тобой. Но тот, кто просто хочет немного подшутить над, тобой, говорит это только тебе и не пытается заставить других смеяться над тобой".

- "Если твоя хорошая подруга дразнит тебя, то, возможно, она это делает не ради того, чтобы тебя обидеть. Но если это раздражает тебя, то поговори об этом с ней позднее. Если она на самом деле твоя подруга, то она перестанет это делать".

- Рассказывайте истории о том, как вас дразнили в детстве. Этим вы, скорее всего, поможете детям спокойнее относиться к насмешкам. "Помню, что и меня дразнили. Когда ребята из моего класса решили, что играть на гитаре - это современно, я учился играть на скрипке. Они дразнили меня из-за этого. Но это продолжалось недолго, зато теперь я научился классно играть на скрипке".

- Ребенка, который остро реагирует на поддразнивание, могут также огорчать другие вещи. Он может чувствовать себя неполноценным, несчастным или испуганным. Исследуйте эти возможности: "Как насчет того, чтобы нам с тобой погулять по лагерю. Я хочу поговорить с тобой. Я думаю, что тебя что-то огорчает, и надеюсь, что ты мне об этом расскажешь".

- Ребенок, который очень переживает из-за того, что его дразнят, возможно, относится к тем детям, над которыми постоянно издеваются. Это может быть чрезвычайно опасно для ребенка и, возможно, приведет к серьезным проблемам с поведением. Здесь самое важное - это любящее и заботливое отношение со стороны вожатых. Кроме того, вожатые должны предпринять какие-то шаги для защиты ребенка. "То, что делают другие дети, очень жестоко. Я поговорю с ними. А пока я хочу, чтобы мы вместе отрепетировали, как тебе поступать, когда дети тебя дразнят. И помни, я на твоей стороне".

- "Может быть, это тебе не особенно поможет, но я хочу, чтобы ты знал, что ты замечательный".


Основное правило: Если отрядная жизнь протекает счастливо, то ребенок, скорее всего, научится спокойно относиться к поддразниваниям.


Как не нужно говорить


- "Да брось ты! Всех дразнят. Ты это преодолеешь". Нет необходимости в подходе типа "не беспокойся, будь счастлив". Да, возможно, ваш ребенок это преодолеет (если это не безжалостные издевательства), но вы можете помочь ему, выразив, в первую очередь, СОПЕРЕЖИВАНИЕ: "Кажется, поездка на экскурсию в автобусе была для тебя неприятной?"

- "Прекрати ныть!" Вы сами становитесь опасно близки к этим поддразниваниям. Ребенок и так огорчен тем, что его дразнят, а вы еще и подкрепляете его убеждение, что он в чем-то ущербен или неполноценен.

- "Перестань дразнить его. Ты поступаешь подло". Возможно, вы правы, а возможно, нет. Помните, что проблема больше не в словах, а в ситуации. Если дети все равно играют вместе и радуются компании друг друга, то их поддразнивания могут носить дружеский характер.

- "Ну, брось ты. Я ведь только пытался тебя поддразнить. Перестань плакать. Неужели ты не понимаешь шуток?" Иногда вожатые пытаются раздразнить ребенка в надежде рассмешить его, но это может привести к обратной вспышке. Когда такое происходит, старайтесь ни в коем случае не обидеть ребенка еще больше ("Неужели ты не понимаешь шуток?"). Наоборот, извинитесь и успокойте ребенка. Когда ребенок немного придет в себя, можно попробовать объяснить ему свои намерения.

- "Тебе понравилось бы, если бы кто-то тебя дразнил?!" Эта попытка внушить сопереживание может не сработать, если ребенок старше одиннадцати лет. Скорее всего, он уже начал учиться тому, как реагировать на поддразнивания. Если бы он честно ответил на ваш вопрос, то его ответ, вероятно, прозвучал бы так: "Какая разница, понравилось бы мне это или нет!"