Как создать условия для отдыха детей в тематической смене

Версия от 22:38, 29 марта 2010; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Все тематические лагерные смены имеют интенсивную программу, несут высокую эмоцион...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
527067926m.jpg

Все тематические лагерные смены имеют интенсивную программу, несут высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Работая в таких условиях, мы нередко сталкиваемся с проблемой усталости детей, что выражается в их не готовности к дальнейшему участию в программе. Здесь возникает проблема, как создать для ребёнка условия для отдыха, не в ущерб основной программе.

Причины усталости детей в подобных программах очевидны - это высокий темп и интенсивность деятельности, большая насыщенность дня. В любой авторской программе планируется не менее трёх мероприятий в день, участие в которых требует от ребёнка больших затрат. Зачастую ребёнок устаёт не от самой деятельности, а от некой заорганизованности, от того, что нужно постоянно куда-то идти со всеми, делать то, что делают все. В таких условиях у детей нет ощущения собственного пространства, внутренней свободы. В группу наиболее «часто устающих» детей можно отнести лидеров игровых групп, командиров отрядов и т. п., т. е. тех ребят, которые в течение дня решают дополнительные задачи.

Для снятия усталости и обеспечения комфортных условий продолжения участия в игре в лагере можно создать «сферы отдыха», т.е. создаются ситуации выбора занятия по желанию ребёнка. Если в программе лагеря основная деятельность носит интеллектуальный и коммуникативный характер, а как таковой творческой и физической деятельности мало, то необходимо давать участникам возможность выхода на другие виды деятельности.

Режим дня содержит 1 – 1,5 часа послеобеденного отдыха, когда ребята не включаются ни в какую организованную деятельность, используют это время для личного отдыха.

В программе через каждые 2 дня проводятся дискотеки (физическая активность детей), во время которых для ребят создаются альтернативные площадки. Такими площадками могут быть различные настольные игры (шашки, шахматы) или же спортивные площадки (фехтование). Принцип альтернативных площадок – это занятия по желанию детей.

В лагере, где основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, большая игра длится на протяжении всей лагерной смены, за исключением организационного и заключительного периодов. Игра проходит в 2 периода – 2 игровых эпизода. После каждого игрового эпизода есть свободный день, когда ребятам предлагается выбрать то, чем они сами хотят заполнить день. В случае затруднения с таким выбором педагоги могут организовать различные виды деятельности. Часто ими становятся спортивные игры, стратегические игры и др., в которых нет тяжёлых интеллектуальных нагрузок.

Также в середине смены желательно сделать ещё один свободный день - это родительский день, когда нет никакой деятельности, требующей от ребёнка сильной активности.

Игра имеет чёткие временные рамки: есть начало и окончание игрового времени, за пределами которого все игровые действия уже не будут считаться действительными. Игровое время определяется в соответствии с возрастными особенностями детей и насыщенностью игры. В случаях сильной интенсивности игровых событий мастера игры могут делать игровые паузы, выходы из игры.

В организации игры существует такой момент, как сумерки, когда участники собираются по игровым группам, обмениваются игровой информацией и планируют свои дальнейшие действия в игре. Сумерки также можно рассматривать как момент отдыха. Во время обмена игровой информацией создаётся некая зона свободной коммуникации. То есть ребята просто рассказывают друг другу о том, что они увидели, узнали, совершили в предыдущих циклах игры.

Общепринятой нормой считается, когда ребёнок включён в совместную деятельность, т. е. участвует во всех предлагаемых мероприятиях. С другой стороны, и у детей существует такой стереотип, что в лагере нужно жить по уже заданному плану. Случается, что устаёт какой – то конкретный ребёнок, чаще всего он может занимать лидирующие позиции в основном виде деятельности программы. Такой ребёнок начинает проявлять свою не готовность к продолжению своего участия в программе, выполнению своих задач как лидера и пр. Общий процесс теряет свою динамику и могут возникнуть взаимные претензии с другими ребятами. В таких случаях в нашем лагере работает механизм индивидуальной договорённости. Ребёнок со своим вожатым выясняет причины свой усталости и определяет, что нужно для его отдыха. Они договариваются о том, как будет построен его день, где и чем ребёнок будет занят, и как сделать так, чтобы его не участие в игре было не критичным и безопасным.

Механизм договорённости действует не только индивидуально. Так имеется пример, когда подростки столкнувшись с усталостью вышел на договор со своими педагогами. Ребятам была предоставлена половина дня для отдыха, когда в их центре были отменены все запланированные мероприятия. Они сходили на костёр, попели песен, устроили свободное время и пр. После такого «выходного дня» ребята легко включились в игру с новыми силами и энергией.

Таким образом, для того чтобы участие ребёнка в авторских программах, отличающихся высокой интенсивностью и напряжённостью, было успешным и эффективным, необходимо отслеживать его ресурсное состояние и своевременно создавать условия для отдыха.