Как провести тимбилдинг в помещении: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «right Тимбилдинг — это мероприятия, которые направлены на улучшение отнош…»)
 
м
 
Строка 6: Строка 6:
 
Ретроспектива вместо верёвочного курса
 
Ретроспектива вместо верёвочного курса
  
Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому классу, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом).
+
Ретроспектива пришла к нам из системы гибкого управления проектами Agile. Эта система строится на принципах, которых стараются придерживаться все, кто по ней работает.
Проводить ретроспективу сложно, потому что учитель должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри.
+
12-ый принцип Agile-манифеста гласит: "Каждый раз в конце заранее определенного интервала времени команда размышляет, как повысить результативность своей работы, и затем вносит коррективы в процессы."
 +
 
 +
Здесь кроется важное отличие: ретроспектива - это специально организованное событие, которое ориентировано на выявление внутренних принципов и правил работы команды, которые они принимают сообща для достижения лучших результатов.
 +
 
 +
Ретроспектива - частный случай рефлексии.
 +
 
 +
Когда проводить ретроспективу?
 +
Когда ваша команда завершила какое-то дело: представила продукт, сделала логически законченный кусок работы, вы чувствуете, что застряли и вам нужно сдвинуться с мертвой точки.
 +
 
 +
Как сделать так, чтобы ретроспектива не превратилась во что-то другое?
 +
Для того, чтобы обсуждение работы не превратилось в скучное просиживание штанов, на ретроспективе надо играть. Не надо думать, что вопросы слишком серьезные, и игры здесь не подходят. Самые серьезные совещания, стратегические сессии, деловые переговоры прекрасно оживляются при помощи комплекта разноцветных стикеров, маркеров и красивых картинок.
 +
 
 +
Как провести?
 +
Самый распространенный алгоритм ретроспективы состоит из пяти шагов:
 +
# Открытие.
 +
# Сбор данных.
 +
# Генерация идей.
 +
# Составление плана действий.
 +
# Закрытие.
 +
 
 +
Что дальше?
 +
Важно сделать так, чтобы принятые решения и установленные правила были доступны всей команде при последующей работе: оформите плакат или инфографику, распечатайте и повесь на рабочем месте команды. В случае, если команда опять придет в затруднительное положение - будет достаточно указать на плакат, чтобы напомнить о достигнутых договоренностях.
 +
 
 +
Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому коллективу ребят, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом).
 +
Проводить ретроспективу сложно, потому что вожатый должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри.
 
В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения.
 
В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения.
  

Текущая версия от 10:29, 31 марта 2021

TL0n6lIL3CA.jpg

Тимбилдинг — это мероприятия, которые направлены на улучшение отношений внутри коллектива. Идея тимбилдинга заключается в том, что если ребята пройдут сквозь огонь, воду и медные трубы, то станут настоящей дружной командой. Возможно, мы немного утрируем, но своего рода «огонь, вода и медные трубы» часто встречаются в тимбилдинге. Во многих детских лагерях это называется верёвочным курсом. Он представляет из себя череду околоспортивных упражнений, направленных на улучшение командной работы. Это, безусловно, здорово, но слабо соотносится с теми условиями, в которых находится команда.

Ретроспектива вместо верёвочного курса

Ретроспектива пришла к нам из системы гибкого управления проектами Agile. Эта система строится на принципах, которых стараются придерживаться все, кто по ней работает. 12-ый принцип Agile-манифеста гласит: "Каждый раз в конце заранее определенного интервала времени команда размышляет, как повысить результативность своей работы, и затем вносит коррективы в процессы."

Здесь кроется важное отличие: ретроспектива - это специально организованное событие, которое ориентировано на выявление внутренних принципов и правил работы команды, которые они принимают сообща для достижения лучших результатов.

Ретроспектива - частный случай рефлексии.

Когда проводить ретроспективу? Когда ваша команда завершила какое-то дело: представила продукт, сделала логически законченный кусок работы, вы чувствуете, что застряли и вам нужно сдвинуться с мертвой точки.

Как сделать так, чтобы ретроспектива не превратилась во что-то другое? Для того, чтобы обсуждение работы не превратилось в скучное просиживание штанов, на ретроспективе надо играть. Не надо думать, что вопросы слишком серьезные, и игры здесь не подходят. Самые серьезные совещания, стратегические сессии, деловые переговоры прекрасно оживляются при помощи комплекта разноцветных стикеров, маркеров и красивых картинок.

Как провести? Самый распространенный алгоритм ретроспективы состоит из пяти шагов:

  1. Открытие.
  2. Сбор данных.
  3. Генерация идей.
  4. Составление плана действий.
  5. Закрытие.

Что дальше? Важно сделать так, чтобы принятые решения и установленные правила были доступны всей команде при последующей работе: оформите плакат или инфографику, распечатайте и повесь на рабочем месте команды. В случае, если команда опять придет в затруднительное положение - будет достаточно указать на плакат, чтобы напомнить о достигнутых договоренностях.

Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому коллективу ребят, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом). Проводить ретроспективу сложно, потому что вожатый должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри. В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения.

Вам понадобятся:

  • большие листы для флипчарта (три штуки);
  • клейкие стикеры (побольше);
  • разноцветные маркеры (чтобы всем хватило);
  • бумажный (малярный) скотч.


Заранее приклейте два-три листа на стены при помощи скотча. На одном из них напишите в оглавлении «Экшн план» — в него вы будете записывать те решения, которые будут приняты в течение ретроспективы. В начале ретроспективы озвучьте, сколько по времени она продлится, например, это может быть обычный классный час. Настройте всех на рабочую, но непринуждённую атмосферу.

Обсудите три темы:

  • От чего вам нужно избавиться.
  • Что организовано хорошо и вам это нужно оставить или умножить/улучшить.
  • Чего у вас нет, но хотелось бы попробовать/приобрести.


Попробуйте визуализацию:

  • Заранее нарисуйте на большом листе примитивный корабль с флагом. После приветственной речи скажите, что это корабль, на котором вы все сейчас находитесь.
  • Раздайте каждому стикеры и маркеры.
  • Попросите написать по одной проблеме, которая, по их мнению, тормозит работу команды. После того как напишут, пусть приклеят стикеры ниже дна вашего корабля. Это ваши якоря — они тормозят свободное плавание.
  • Объедините стикеры с одинаковой темой в один.
  • Теперь вам нужно посмотреть, есть ли у вас «попутный ветер». Попросите написать на стикерах то, что, по их мнению, в команде организовано хорошо. Стикеры, соответственно, клейте около флага. Важно. Если повисло молчание, не наседайте на участников, дайте им время подумать, но при этом не затягивайте, создавайте динамику, креативьте и веселитесь.
  • Определите цели на будущий месяц и запишите их в экшн-план. Цели, в первую очередь, будут исходить из ваших якорей. Записывайте все решения, начиная глаголом, отвечающим на вопрос «что сделать?». Ограничьтесь пятью решениями на будущий месяц.
  • Разместите лист с вашими решениями в классе. Один раз в неделю уточняйте, как проходит процесс выполнения.
  • Начните следующую ретроспективу (через месяц) с оценки выполнения текущего экшн-плана.

В результате вы получите самостоятельную команду, способную определять проблемы, искать варианты их решения и готовую нести ответственность за происходящее.

Существует множество вариантов проведения ретроспективы. Не бойтесь экспериментировать. Уверены, такой час тимбилдинга положительно скажется на атмосфере в классе.