Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:6683224Fbwm.jpg‎ |right]]
Обычно взрослые считают застенчивость недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле застенчивость может стать недостатком, когда взрослые будут воспринимать это так. Застенчивый ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.

То, как ребенок воспринимает свою застенчивость, целиком зависит от вас, вожатых. Если вы относитесь к ребенку как личности и принимаете его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если вожатые слишком много внимания уделяют застенчивости ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда вожатые думают, что застенчивость - недостаток, ребенок считает себя неполноценным.

Застенчивость - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они стесняются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его скромности не останется и следа. Часто он начинает стесняться из-за чрезмерного внимания окружающих.

Обычно дети никогда не страдают от своей застенчивости, гораздо чаще эта черта раздражает взрослых. Они чувствуют себя неловко, когда их подопечный ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми.

Вожатые могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить "здравствуйте" или отвечать на вопросы взрослых.

Пусть вожатые сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать.

В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: "Давай представим, что к нам пришли гости и они спрашивают у тебя: «Как дела?» Как ты с ними поздороваешься?" и т. п. Практика ролевых игр бывает очень полезной, т. к. помогает отработать затруднительные для ребенка ситуации.

Но не стоит ждать от ребенка естественного поведения в некомфортной для него обстановке.

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку выработать более уверенное поведение:
# Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
# Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому знакомому сверснику; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
# Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с разными людьми, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
# Тренировка навыков общения с младшими детьми. Рекомендуется сводить застенчивых детей с детьми более младшего возраста - соседским по палате ребенком или ребенком из другого отряда - для непродолжительных игр.
# Создавайте условия для игр в паре. Игры в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. Ваш подопечный ребенок может пригласить одного из своих приятелей поиграть. Предложите детям игру и постарайтесь свести вмешательство к минимуму.

Предсказать заранее, как со временем изменится характер данного ребенка довольно трудно. Многие застенчивые дети, потом становятся более уверенными и активными в себе. В любом случае, основная задача вожатых - воспринимать застенчивость ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.


Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача для вожатого не из легких, но она разрешима. Остановимся на работе вожатого по преодолению застенчивости у малышей и младших подростков.
Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является:

:— формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
:— тренировка взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.

На первом этапе главнейшей задачей вожатого выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн помещения, в котором проводится общение, способствовал социальным контактам детей.

Универсальное средство обучения общению — это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.

ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Волшебные превращения

Дети стоят в кругу.

Вожатый. Волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить:
:а) злой зимний ветер;
:б) осенний холодный ветер;
:в) теплый, ласковый летний ветерок.

Вожатый участвует в игре и комментирует действия детей.

Изобрази отгадку

Вожатый. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке.

:Два конца, два кольца,
:Посередине гвоздик.

:Ног нет, а ходим,
:Рта нет, а скажем —
:Когда спать,
:Когда вставать,
:Когда работу начинать.

:Бегут по дорожке
:Доски да ножки.

Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: «Чик-чик-чик» (ножницы); «Тик-так, тик-так» (часы); «Ш-ш-ш» (лыжи).

Дождик

:Перед каждым ребенком — ванночка и лейка с водой.
:Вожатый. Вы — дождевые тучки, плывущие по небу.
:Дети ходят по кругу, изображая тучки.
:Вожатый помогает детям озвучить их действия:
:«Я — тучка, тучка, тучка. Я — тучка, похожая на слона (зайчика и т.п.)»
:По сигналу все останавливаются и берут лейки.
:Вожатый. А теперь пошел маленький веселый дождик. Кап-кап-кап.

Угадай, кто это (что это)

Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит (какой предмет перед ним лежит).

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно.

:1. Дети выполняют ритмичные действия (например, изображают падающие осенние листья). В это время вожатый напевает какую-то мелодию.
:2. Дети, совершая ритмичные движения, напевают мелодию вместе с вожатым.
:3. Инсценирование песни.

Сначала дети слушают песню. Затем предлагают свои варианты: распределяют роли, выбирают характерные жесты, движения для действующих лиц.
Во время представления дети хором исполняют песню.
Начинать нужно с песен достаточно простых для инсценирования.

4. «Подбери мелодию».

Детям предлагают прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки)?»

5. Танцы с предметами (лентами, флажками, мячами). Детям показывают несколько простых танцевальных движений и просят их повторить под музыку.

6. Создание танца.

Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Потом все вместе разучивают танец.

Такие игры помогают преодолеть и моторную неловкость застенчивого ребенка.

С ПОМОЩЬЮ ЧТЕНИЯ

У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника.

Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия.

Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. Опора на картинки облегчает для младших подростков речевое общение со взрослым. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.

Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет.
Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-то общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей.

Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и пр. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится.

ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Когда у детей появляется некоторая активность в диалоге, им предлагается принять участие в импровизации: члены группы, чередуясь, сочиняют сказку или рисуют картину.
После этого можно перейти к разыгрыванию известных сказок.
Каждый член группы получает определенную роль.

Разыгрывание может быть осуществлено с помощью бумажных фигур или кукол. Дети также могут исполнять роли сами.

При распределении ролей надо учитывать, окажет ли эта роль благоприятное воздействие на ребенка. Застенчивым детям предлагают изображать таких сказочных персонажей, для которых достижение благородных целей связано с героическим поведением.

Таким образом, в поле зрения ребенка все чаще попадают социальные ситуации, в которых надо действовать по определенным правилам. Он начинает интересоваться, почему какой-то герой поступил дурно, неправильно, как можно исправить положение, «чтобы никому не было плохо». Это помогает овладеть различными образцами поведения.

Для развития речевой регуляции своих действий ребенку полезно выполнять упражнения, в которых он руководит действиями сверстника или взрослого. Это могут быть игры, где ребенок выступает в роли воспитателя или учителя.

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания.

Вожатый.
:Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди.
:Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но...» и «если...»).
:Назови своего товарища ласковым именем.
:Перечисли, что ты больше всего любишь.
:Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится.
:Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то хорошее высказывание. Почему оно тебе запомнилось?
:Похвали своего товарища.

КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ

Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.

Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача — вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому вожатый предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит — получить отказ.

Кроме этого, помощник вожатого должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку.
Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером.
Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т.п.). Дозировать нужно даже похвалу.

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения.


[[Category:Игры]]