Строка 85: |
Строка 85: |
| | | |
| Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут) | | Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут) |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | == Методика организации и проведение различных мероприятий в лагере == |
| + | |
| + | 1. '''Интеллектуальная игра''' |
| + | |
| + | Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме. |
| + | |
| + | Задачи: |
| + | * Развитие логического мышления. |
| + | * Тренировка механической памяти. |
| + | * Формирование выдержки, честности, расширение кругозора. |
| + | |
| + | Время проведения: |
| + | * Младшие не более 30 минут. |
| + | * Средние и старшие – 1 час. |
| + | |
| + | Источники сюжета: |
| + | * Спортивные игры, соревнования. |
| + | * Источники коллекционирования. |
| + | * Азартные игры. |
| + | * Настольные игры (домино, лото). |
| + | * Окружающая жизнь. |
| + | |
| + | Игры могут быть – индивидуальные и командные. |
| + | |
| + | Формирование команд: |
| + | * Заранее. |
| + | * По месту базирования. |
| + | * Случайные. |
| + | |
| + | В классическом варианте игры в команде по 7-8 человек, количество команд не более 5, но могут быть исключения. |
| + | |
| + | Ход и порядок игры: |
| + | :1. Классический (4 тура) вопросы по нарастающей: |
| + | :1.1. разминка (по 5 вопросов); |
| + | :1.2. вопросы средней сложности (по 5-10); |
| + | :1.3. капитанский конкурс; |
| + | :1.4. сложные вопросы (по 3-5). |
| + | |
| + | :2. Свободный. |
| + | Ведущий жёстко ведёт игру. |
| + | |
| + | Судейство: |
| + | :1. Количество судей нечётное число |
| + | :2. Оценки младших школьников зачитываются после каждого тура |
| + | :3. Желательно, чтобы результаты были наглядны |
| + | :4. Судьями могут быть и сами участники, если они готовились к этому заранее |
| + | :5. Чётко фиксируется время |
| + | |
| + | Дополнение к игре: |
| + | :1. При достижении командой промежуточного этапа она имеет право на приз, музыкальную паузу и т.п. |
| + | :2. Призы могут быть негативными (в виде штрафных очков) |
| + | :3. Для малышей лучше, чтобы игру вёл сказочный персонаж |
| + | :4. Если проводится цикл игр – разработать ритуал (песни, гимн, церемония) |
| + | |
| + | Требования к вопросам |
| + | |
| + | Нельзя: |
| + | :– вопросы превращать в задания требующие развернутого ответа; |
| + | :– включать вопросы требующие узко-специфических знаний; |
| + | :– вопрос состоял из 2-3 вопросов; |
| + | :– чтобы вопрос был примитивно тупым; |
| + | :– вопросы розыгрыши включались в игру без предупреждения; |
| + | :– вопросы должны иметь конечное число ответов. |
| + | |
| + | Нужно: |
| + | :– учитывать интересную формулировку вопроса; |
| + | :– вопросы задавать по-разному; |
| + | :– вопрос считается корректным, если все правила соблюдены. |
| + | |
| + | Игра более выигрышна, если вопросы по одной теме или произведению. |
| + | |
| + | |
| + | 2. '''Игровая программа''' |
| + | |
| + | Алгоритм |
| + | :1. Цели и задачи: |
| + | :1.1. формирование творческих способностей каждого и коллектива в целом; |
| + | :1.2. создание положительного эмоционального настроя; |
| + | :1.3. развитие эстетического вкуса; |
| + | :1.4. релаксация (смена деятельности); |
| + | :1.5. выявление коллективистких навыков в игре; |
| + | :1.6. учить умению общаться. |
| + | |
| + | :2. Место и время проведения: |
| + | :2.1. младшие 30-35 минут (до 14.00); |
| + | :2.2. средние 40-45 минут (до 20.00); |
| + | :2.3. старшие 1 час (до 21.00). |
| + | |
| + | :3. Реквизит: |
| + | :3.1. место проведения должно быть оформлено в стиле игровой программы; |
| + | :3.2. использовать яркие, красочные атрибуты; |
| + | :3.3. костюм ведущего должен соответствовать сюжету; |
| + | :3.4. призы в стиле игры; |
| + | :3.5. костюмы. |
| + | |
| + | :4. Сюжет: |
| + | :4.1. должен прослеживаться на протяжении всей игровой программы; |
| + | :4.2. связки между играми продолжают сюжетную линию. |
| + | |
| + | :5. Ход и порядок проведения: |
| + | :5.1. от простого к сложному; |
| + | :5.2. развитие программы проходит стадии: |
| + | :5.2.1. завязка; |
| + | :5.2.2. развитие; |
| + | :5.2.3. кульминация; |
| + | :5.2.4. развязка; |
| + | :5.3. чёткое объяснение и соблюдение правил игры; |
| + | :5.4. количество игр не более 7-8; |
| + | :5.5. использование элементов соревновательности: |
| + | :5.5.1. игра знакомство; |
| + | :5.5.2. коллективная игра; |
| + | :5.5.3. игра по командам; |
| + | :5.5.4. игра с движениями; |
| + | :5.5.5. прощальная игра. |
| + | |
| + | :6. Ведущий: |
| + | :6.1. костюм; |
| + | :6.2. чёткая, ясная цель; |
| + | :6.3. ясное представление об игре и игровой программе в целом. |
| + | |
| + | :7. Анализ. |
| + | |
| + | |
| + | Правила сочинения игровой программы |
| + | # ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНА. |
| + | # Игра должна приносить радость играющему, и даже проигравший должен иметь возможность достойно выйти из игры. |
| + | # Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения. |
| + | # В игре обязательно начинать с простых, посильных задач; обязательное условие – успех в самом начале, это залог увлечённости игрока, его азарта. Основа возникновения азарта – вечная потребность человека в самоутверждении. |
| + | # Игра должна быть сориентирована на определённый возраст, понятна и доступна зрителю и проводиться в форме, учитывающей как можно более полный спектр интересов данной аудитории. |
| + | # Игра учит человека (игрока) не только владеть собой и лучше разбираться в своём внутреннем мире, но и учит видеть себя со стороны. |
| + | # Игра должна давать равную возможность самореализации каждому из игроков. |
| + | # Игра обычно имеет успех и не вызывает противоречия у зрителей и игроков, если она выстроена по законам драматургии и в ней хотя бы условно обозначены экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал. |
| + | # Игрой нужно заинтересовать, в игру нужно заманить, на игру нужно спровоцировать, не заставляя человека играть насильно. |
| + | # В игре, как правило, чёткие тема (о чём игра), идея (как разрешается игровой конфликт) и сверхзадача (что должен понять зритель). Игровые конкурсные задания должны быть логичны и оправданы темой, идеей и сверхзадачей. Сравнительную сложность задания автор и ведущий обязан проверить сам и попытаться смоделировать как можно большее количество ситуативных казусов и способа выхода из них. |
| + | # Игровой процесс и результат игры должен быть доступен оценке зрителей (весомо, грубо, зримо), их участие в игре, их активизация и содействие может являться основным фактором успеха, зрелищности и содержательности. |
| + | |
| + | |
| + | 3. '''КВН''' |
| + | |
| + | Алгоритм |
| + | |
| + | # Формирование команд. |
| + | # Выбор темы. |
| + | # Выбор ведущего. |
| + | # Выбор жюри, продумать систему баллов. |
| + | # Оформление зала. |
| + | # Реквизит. |
| + | # Техническое обеспечение. |
| + | # Заставки между конкурсами. |
| + | |
| + | Условия успешного проведения: |
| + | :а) люди: |
| + | :* ведущий; |
| + | :* музыкант; |
| + | :* реквизит – ответственный; |
| + | :* осветитель. |
| + | :б) подготовка команд; |
| + | :в) качественная аппаратура; |
| + | :г) конкурсы: |
| + | :* Визитка (приветствие). |
| + | :* СТЭМ – студия творческих эстрадных миниатюр (не более 3 чел. на сцене). |
| + | :* Разминка. |
| + | :* Музыкальный. |
| + | :* Капитанов. |
| + | :* Домашнее задание. |
| + | :* БРИЗ – бюро рационализаторских изобретений (литературный конкурс). |
| + | |
| + | Ограничить время проведения. |
| + | Цель: развлекательно-познавательная. |
| + | |
| + | 4. '''Творческие конкурсы''' |
| + | |
| + | Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы). |
| + | |
| + | Обязательно должны быть призы. |
| + | |
| + | Цели: |
| + | * Формирование творческих способностей. |
| + | * Формирование адекватной самооценки ребёнка. |
| + | * Развитие волевых качеств. |
| + | * Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии. |
| + | * Воспитание эстетического вкуса. |
| + | |
| + | Алгоритм: |
| + | |
| + | :I. Определение целей, задач, темы. |
| + | :II. Составление конкурсных заданий: |
| + | ::1) Требование к ним: |
| + | ::* количество не более 6-7; |
| + | ::* задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие; |
| + | ::* от простого к сложному. |
| + | ::2) Виды заданий: |
| + | ::* речевые; |
| + | ::* музыкальные; |
| + | ::* сочинительские; |
| + | ::* актёрское мастерство; |
| + | ::* пантомима; |
| + | ::* изобразительное искусство; |
| + | ::* аппликации; |
| + | ::* прикладные; |
| + | ::* танцевальные; |
| + | ::* подвижно-спортивные. |
| + | ::3) Условия выполнения заданий: |
| + | ::* строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий; |
| + | ::* время и место; |
| + | ::* репетиции; |
| + | ::* размеры конечного продукта; |
| + | ::* возможность получения помощи от взрослых или сверстников; |
| + | ::* возможность использовать домашние заготовки; |
| + | ::* перечень разрешённого и запрещённого; |
| + | ::* техника безопасности. |
| + | :III. Определение времени, места, ведущих. |
| + | :IV. Формирование команд, участников. |
| + | :V. Выбор жюри, системы оценки. |
| + | :VI. Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы. |
| + | :VII. Репетиции ведущих. |
| + | :VIII. Проведение дела. |
| + | :IX. Анализ. |
| + | |
| + | |
| + | 5. '''Игра – путешествие''' |
| + | |
| + | Игра-путешествие – целенаправленное движение групп участников по определённой схеме, объединенной сюжетом. |
| + | |
| + | Алгоритм организации и проведения |
| + | |
| + | :1. Определение возраста участников, их количество, места проведения. |
| + | :2. Определение вида игры: |
| + | :* путешествие; |
| + | :* экспедиция; |
| + | :* поиск; |
| + | :* кладоискание; |
| + | :* тропа; |
| + | :* складывание частей одного целого. |
| + | :3. Определение темы игры, название этапов. (Количество этапов не более 7, не менее 3). |
| + | :4. Разработка содержания каждого этапа, в соответствии с местом проведения игры. |
| + | :5. Определение характера движения: |
| + | :* по маршрутным листам в определённом порядке; |
| + | :* по маршрутным листам, самостоятельно выбирая маршрут следования; |
| + | :* встречное движение; |
| + | :* без маршрутных листов, поиск этапов; |
| + | :* движение с проводником; |
| + | :* движение по легенде (по запискам); |
| + | :* движение по опознавательным знакам; |
| + | :* движение по карте. |
| + | :6. Формирование команд. |
| + | :7. Сбор-старт (введение в игру). |
| + | :8. Сама игра. |
| + | :9. Сбор-финиш (подведение итогов). |
| + | |
| + | |
| + | Условия успешного проведения |
| + | * Рекомендуемое время проведения до 1 ч. 30 мин. |
| + | * Соответствующий реквизит. |
| + | * Продуманная система оценки. |
| + | * Определённое время пребывания на каждом этапе. |
| + | |
| + | Примечания: во время следования по маршруту: |
| + | * может встретиться какой-то «герой»; |
| + | * может измениться маршрут; |
| + | * могут быть даны дополнительные штрафные задания; |
| + | * могут быть поощрительные моменты. |
| + | |
| + | |
| + | 6. '''Организация детских праздников''' |
| + | |
| + | Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями. |
| + | Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать. |
| + | |
| + | Основные приметы праздника |
| + | # Повод для праздника. |
| + | # Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность). |
| + | # Чёткий сюжет. |
| + | # Композиция. |
| + | # Традиции. |
| + | # Ритуалы и обычаи. |
| + | # Костюмированность. |
| + | # Яркая наглядность. |
| + | # Зрелище. |
| + | # Творческое игровое действие. |
| + | # Неожиданность и сюрпризность. |
| + | # Присутствие разных жанров. |
| + | # Длительность (праздник может идти день). |
| + | |
| + | |
| + | Пять групп составляющих праздник |
| + | # Конкурсы. |
| + | # Выставки. |
| + | # Лотереи и игры. |
| + | # Прикладные виды деятельности. |
| + | # Сюрпризы. |
| + | |
| + | Праздник – комплексная, синтетическая форма организации досуга. |
| + | В силу своего комплексного характера, стремления к всеобщности, необычной подвижности и взаимопроникновения отдельных составных частей он не имеет чётких, устоявшихся форм, зависит от масштабов и значения празднуемого события, конкретных площадок праздничного действия, сценарно-режиссёрского замысла и эмоциональных выразительных средств, имеющихся на местах. |
| + | |
| + | |
| + | Как быстро придумать сценарий |
| + | |
| + | :1. Источники идеи (идея!!!): |
| + | ::1) Телевидение. |
| + | ::2) Литература (известная детям). |
| + | ::3) Исторические эпохи. |
| + | ::4) География. |
| + | ::5) Наша политическая жизнь. |
| + | ::6) Спорт. |
| + | ::7) Профессии. |
| + | :2. Фантазия. Для включения фантазии необходимы 2 слова – Дж. Родари. |
| + | :3. Сказки. Алгоритм сказки: |
| + | ::1) Кого-то не пригласили. |
| + | ::2) Он был или стал плохой. |
| + | ::3) Что-то украл или сбежал. |
| + | ::4) Герои устремляются в погоню. |
| + | ::5) Преодолевают препятствия. |
| + | ::6) Находят то, что украли, или того, кто украл. |
| + | ::7) Отдают выкуп. |
| + | ::8) Праздник продолжается. |
| + | :4. Мозговой штурм (8 человек). |
| + | |
| + | Каждый говорит то, что пришло ему в голову по поводу праздника. Затем отбираются удачные мысли и составляется сценарий праздника. |
| + | |
| + | Но злоупотребление праздниками – это перегрузка эмоциональностью, отвлечение от рабочих будней. Когда впечатлений слишком много, они начинают убивать сами себя. Но праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки. И неповторимы. |
| + | |
| + | Методика работы над сценарием |
| + | |
| + | Прежде чем написать сценарий нужно поставить перед собой 3 вопроса: |
| + | * что я хочу (делать) |
| + | * для кого я хочу (делать) |
| + | * как я буду (делать) |
| + | |
| + | # Тема (о чём я хочу сказать – круг проблем взятых на исследование сценаристом). Из большой темы надо выбрать то, что больше всего волнует. |
| + | # Идея (что я хочу сказать своим сценарием). |
| + | # Сверхзадача (что должен унести зритель). |
| + | # Определить конфликт – борьба 2-х идеологий, взглядов, противоположностей: |
| + | #*герой – герой (персонажи находящиеся в борьбе) |
| + | #*герой – зрительный зал |
| + | #*герой – среда |
| + | # Сюжетный ход. |
| + | |
| + | |
| + | Композиционное построение сценария |
| + | |
| + | # Пролог – заявка темы (1 маленький эпизод). |
| + | # Развитие действия (2-3 эпизода, завязывается борьба и развивается). |
| + | # Кульминация (целый объёмный эпизод – момент столкновения 2-х позиций). |
| + | # Маленький эпизод (может быть, может и не быть). |
| + | # Финал (большой эпизод) торжествует добро. |
| + | |
| + | Наличие эпизодов в сценарии 5-6. |
| + | Эпизод – маленькое деление сценария. |
| + | Существуют эпизоды – основные – в них проходит основная мысль автора; |
| + | эпизоды – мостики – связующее звено между основными эпизодами; |
| + | эпизод – штрих – небольшой, но он даёт штрих к следующему эпизоду. |
| + | |
| + | Формирование эпизода |
| + | * Нужно выбирать лишь то, что отвечает замыслу автора (раскрывает тему). |
| + | * Ритмическое чередование частей эпизода (по принципу напряжения или контрастности). |
| + | * Разноимённость материала (несколько точек зрения разных авторов на одно и то же). |
| + | |
| + | Выбор системы выстраивания эпизода: |
| + | # Поступательный подход (по сюжетной нарастающей линии). |
| + | # Конфликтное построение эпизода (зритель должен следить за борьбой). |
| + | |
| + | Сюжет – это способ построения сценария, система событий, раскрывающий характер действующих лиц и отношения к ним. Найти сюжет – это расставить главное и второстепенное события. Сюжет должен идти по нарастающей. |
| + | Сценарный ход – это приём, с помощью которого сценарист логично и последовательно выстраивает развитие действия и конфликта. |
| + | 2 вида: |
| + | *хронологический |
| + | *ретроспективный |
| + | |
| + | Игровой ход – игровая ситуация, которая предлагается зрителю. |
| + | |
| + | Что можно использовать при написании сценария: |
| + | Материал выбирается исходя из темы сценария. |
| + | Слово – поэзия, басня, проза, инсценирование, сцены из спектакля, сатирические жанры. |
| + | Это основное выразительное средство – текст ведущего, исполнителя, персонала. |
| + | Музыка – тема музыки (лейт-мотив – война, мама и т.д.), классическая, фольклорная и т.д. |
| + | Песня – лейт-мотив обобщение темы. |
| + | Танец – все виды танца, вставной номер, иллюстрация действия, инсценировка на тему. |
| + | Цирк – клоунада – средство ведения программы. |
| + | Аудио-видео-материал – слайд-фильмы, аудио, видеофильмы. |
| + | Декоративное оформление – одежда сцены, костюмы. |
| + | Световое оформление. |
| | | |
| | | |