Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 85: Строка 85:     
Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут)
 
Детям трудно бывает долго сидеть на месте. Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут)
 +
 +
 +
 +
== Методика организации и проведение различных мероприятий в лагере ==
 +
 +
1. '''Интеллектуальная игра'''
 +
 +
Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме.
 +
 +
Задачи:
 +
* Развитие логического мышления.
 +
* Тренировка механической памяти.
 +
* Формирование выдержки, честности, расширение кругозора.
 +
 +
Время проведения:
 +
* Младшие не более 30 минут.
 +
* Средние и старшие – 1 час.
 +
 +
Источники сюжета:
 +
* Спортивные игры, соревнования.
 +
* Источники коллекционирования.
 +
* Азартные игры.
 +
* Настольные игры (домино, лото).
 +
* Окружающая жизнь.
 +
 +
Игры могут быть – индивидуальные и командные.
 +
 +
Формирование команд:
 +
* Заранее.
 +
* По месту базирования.
 +
* Случайные.
 +
 +
В классическом варианте игры в команде по 7-8 человек, количество команд не более 5, но могут быть исключения.
 +
 +
Ход и порядок игры:
 +
:1. Классический (4 тура) вопросы по нарастающей:
 +
:1.1. разминка (по 5 вопросов);
 +
:1.2. вопросы средней сложности (по 5-10);
 +
:1.3. капитанский конкурс;
 +
:1.4. сложные вопросы (по 3-5).
 +
 +
:2. Свободный.
 +
Ведущий жёстко ведёт игру.
 +
 +
Судейство:
 +
:1. Количество судей нечётное число
 +
:2. Оценки младших школьников зачитываются после каждого тура
 +
:3. Желательно, чтобы результаты были наглядны
 +
:4. Судьями могут быть и сами участники, если они готовились к этому заранее
 +
:5. Чётко фиксируется время
 +
 +
Дополнение к игре:
 +
:1. При достижении командой промежуточного этапа она имеет право на приз, музыкальную паузу и т.п.
 +
:2. Призы могут быть негативными (в виде штрафных очков)
 +
:3. Для малышей лучше, чтобы игру вёл сказочный персонаж
 +
:4. Если проводится цикл игр – разработать ритуал (песни, гимн, церемония)
 +
 +
Требования к вопросам
 +
 +
Нельзя:
 +
:– вопросы превращать в задания требующие развернутого ответа;
 +
:– включать вопросы требующие узко-специфических знаний;
 +
:– вопрос состоял из 2-3 вопросов;
 +
:– чтобы вопрос был примитивно тупым;
 +
:– вопросы розыгрыши включались в игру без предупреждения;
 +
:– вопросы должны иметь конечное число ответов.
 +
 +
Нужно:
 +
:– учитывать интересную формулировку вопроса;
 +
:– вопросы задавать по-разному;
 +
:– вопрос считается корректным, если все правила соблюдены.
 +
 +
Игра более выигрышна, если вопросы по одной теме или произведению.
 +
 +
 +
2. '''Игровая программа'''
 +
 +
Алгоритм
 +
:1. Цели и задачи:
 +
:1.1. формирование творческих способностей каждого и коллектива в целом;
 +
:1.2. создание положительного эмоционального настроя;
 +
:1.3. развитие эстетического вкуса;
 +
:1.4. релаксация (смена деятельности);
 +
:1.5. выявление коллективистких навыков в игре;
 +
:1.6. учить умению общаться.
 +
 +
:2. Место и время проведения:
 +
:2.1. младшие 30-35 минут (до 14.00);
 +
:2.2. средние 40-45 минут (до 20.00);
 +
:2.3. старшие 1 час (до 21.00).
 +
 +
:3. Реквизит:
 +
:3.1. место проведения должно быть оформлено в стиле игровой программы;
 +
:3.2. использовать яркие, красочные атрибуты;
 +
:3.3. костюм ведущего должен соответствовать сюжету;
 +
:3.4. призы в стиле игры;
 +
:3.5. костюмы.
 +
 +
:4. Сюжет:
 +
:4.1. должен прослеживаться на протяжении всей игровой программы;
 +
:4.2. связки между играми продолжают сюжетную линию.
 +
 +
:5. Ход и порядок проведения:
 +
:5.1. от простого к сложному;
 +
:5.2. развитие программы проходит стадии:
 +
:5.2.1. завязка;
 +
:5.2.2. развитие;
 +
:5.2.3. кульминация;
 +
:5.2.4. развязка;
 +
:5.3. чёткое объяснение и соблюдение правил игры;
 +
:5.4. количество игр не более 7-8;
 +
:5.5. использование элементов соревновательности:
 +
:5.5.1. игра знакомство;
 +
:5.5.2. коллективная игра;
 +
:5.5.3. игра по командам;
 +
:5.5.4. игра с движениями;
 +
:5.5.5. прощальная игра.
 +
 +
:6. Ведущий:
 +
:6.1. костюм;
 +
:6.2. чёткая, ясная цель;
 +
:6.3. ясное представление об игре и игровой программе в целом.
 +
 +
:7. Анализ.
 +
 +
 +
Правила сочинения игровой программы
 +
# ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНА.
 +
# Игра должна приносить радость играющему, и даже проигравший должен иметь возможность достойно выйти из игры.
 +
# Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения.
 +
# В игре обязательно начинать с простых, посильных задач; обязательное условие – успех в самом начале, это залог увлечённости игрока, его азарта. Основа возникновения азарта – вечная потребность человека в самоутверждении.
 +
# Игра должна быть сориентирована на определённый возраст, понятна и доступна зрителю и проводиться в форме, учитывающей как можно более полный спектр интересов данной аудитории.
 +
# Игра учит человека (игрока) не только владеть собой и лучше разбираться в своём внутреннем мире, но и учит видеть себя со стороны.
 +
# Игра должна давать равную возможность самореализации каждому из игроков.
 +
# Игра обычно имеет успех и не вызывает противоречия у зрителей и игроков, если она выстроена по законам драматургии и в ней хотя бы условно обозначены экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал.
 +
# Игрой нужно заинтересовать, в игру нужно заманить, на игру нужно спровоцировать, не заставляя человека играть насильно.
 +
# В игре, как правило, чёткие тема (о чём игра), идея (как разрешается игровой конфликт) и сверхзадача (что должен понять зритель). Игровые конкурсные задания должны быть логичны и оправданы темой, идеей и сверхзадачей. Сравнительную сложность задания автор и ведущий обязан проверить сам и попытаться смоделировать как можно большее количество ситуативных казусов и способа выхода из них.
 +
# Игровой процесс и результат игры должен быть доступен оценке зрителей (весомо, грубо, зримо), их участие в игре, их активизация и содействие может являться основным фактором успеха, зрелищности и содержательности.
 +
 +
 +
3. '''КВН'''
 +
 +
Алгоритм
 +
 +
# Формирование команд.
 +
# Выбор темы.
 +
# Выбор ведущего.
 +
# Выбор жюри, продумать систему баллов.
 +
# Оформление зала.
 +
# Реквизит.
 +
# Техническое обеспечение.
 +
# Заставки между конкурсами.
 +
 +
Условия успешного проведения:
 +
:а) люди:
 +
:* ведущий;
 +
:* музыкант;
 +
:* реквизит – ответственный;
 +
:* осветитель.
 +
:б) подготовка команд;
 +
:в) качественная аппаратура;
 +
:г) конкурсы:
 +
:* Визитка (приветствие).
 +
:* СТЭМ – студия творческих эстрадных миниатюр (не более 3 чел. на сцене).
 +
:* Разминка.
 +
:* Музыкальный.
 +
:* Капитанов.
 +
:* Домашнее задание.
 +
:* БРИЗ – бюро рационализаторских изобретений (литературный конкурс).
 +
 +
Ограничить время проведения.
 +
Цель: развлекательно-познавательная.
 +
 +
4. '''Творческие конкурсы'''
 +
 +
Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы).
 +
 +
Обязательно должны быть призы.
 +
 +
Цели:
 +
* Формирование творческих способностей.
 +
* Формирование адекватной самооценки ребёнка.
 +
* Развитие волевых качеств.
 +
* Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии.
 +
* Воспитание эстетического вкуса.
 +
 +
Алгоритм:
 +
 +
:I. Определение целей, задач, темы.
 +
:II. Составление конкурсных заданий:
 +
::1) Требование к ним:
 +
::* количество не более 6-7;
 +
::* задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие;
 +
::* от простого к сложному.
 +
::2) Виды заданий:
 +
::* речевые;
 +
::* музыкальные;
 +
::* сочинительские;
 +
::* актёрское мастерство;
 +
::* пантомима;
 +
::* изобразительное искусство;
 +
::* аппликации;
 +
::* прикладные;
 +
::* танцевальные;
 +
::* подвижно-спортивные.
 +
::3) Условия выполнения заданий:
 +
::* строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий;
 +
::* время и место;
 +
::* репетиции;
 +
::* размеры конечного продукта;
 +
::* возможность получения помощи от взрослых или сверстников;
 +
::* возможность использовать домашние заготовки;
 +
::* перечень разрешённого и запрещённого;
 +
::* техника безопасности.
 +
:III. Определение времени, места, ведущих.
 +
:IV. Формирование команд, участников.
 +
:V. Выбор жюри, системы оценки.
 +
:VI. Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы.
 +
:VII. Репетиции ведущих.
 +
:VIII. Проведение дела.
 +
:IX. Анализ.
 +
 +
 +
5. '''Игра – путешествие'''
 +
 +
Игра-путешествие – целенаправленное движение групп участников по определённой схеме, объединенной сюжетом.
 +
 +
Алгоритм организации и проведения
 +
 +
:1. Определение возраста участников, их количество, места проведения.
 +
:2. Определение вида игры:
 +
:* путешествие;
 +
:* экспедиция;
 +
:* поиск;
 +
:* кладоискание;
 +
:* тропа;
 +
:* складывание частей одного целого.
 +
:3. Определение темы игры, название этапов. (Количество этапов не более 7, не менее 3).
 +
:4. Разработка содержания каждого этапа, в соответствии с местом проведения игры.
 +
:5. Определение характера движения:
 +
:* по маршрутным листам в определённом порядке;
 +
:* по маршрутным листам, самостоятельно выбирая маршрут следования;
 +
:* встречное движение;
 +
:* без маршрутных листов, поиск этапов;
 +
:* движение с проводником;
 +
:* движение по легенде (по запискам);
 +
:* движение по опознавательным знакам;
 +
:* движение по карте.
 +
:6. Формирование команд.
 +
:7. Сбор-старт (введение в игру).
 +
:8. Сама игра.
 +
:9. Сбор-финиш (подведение итогов).
 +
 +
 +
Условия успешного проведения
 +
* Рекомендуемое время проведения до 1 ч. 30 мин.
 +
* Соответствующий реквизит.
 +
* Продуманная система оценки.
 +
* Определённое время пребывания на каждом этапе.
 +
 +
Примечания: во время следования по маршруту:
 +
* может встретиться какой-то «герой»;
 +
* может измениться маршрут;
 +
* могут быть даны дополнительные штрафные задания;
 +
* могут быть поощрительные моменты.
 +
 +
 +
6. '''Организация детских праздников'''
 +
 +
Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями.
 +
Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать.
 +
 +
Основные приметы праздника
 +
# Повод для праздника.
 +
# Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность).
 +
# Чёткий сюжет.
 +
# Композиция.
 +
# Традиции.
 +
# Ритуалы и обычаи.
 +
# Костюмированность.
 +
# Яркая наглядность.
 +
# Зрелище.
 +
# Творческое игровое действие.
 +
# Неожиданность и сюрпризность.
 +
# Присутствие разных жанров.
 +
# Длительность (праздник может идти день).
 +
 +
 +
Пять групп составляющих праздник
 +
# Конкурсы.
 +
# Выставки.
 +
# Лотереи и игры.
 +
# Прикладные виды деятельности.
 +
# Сюрпризы.
 +
 +
Праздник – комплексная, синтетическая форма организации досуга.
 +
В силу своего комплексного характера, стремления к всеобщности, необычной подвижности и взаимопроникновения отдельных составных частей он не имеет чётких, устоявшихся форм, зависит от масштабов и значения празднуемого события, конкретных площадок праздничного действия, сценарно-режиссёрского замысла и эмоциональных выразительных средств, имеющихся на местах.
 +
 +
 +
Как быстро придумать сценарий
 +
 +
:1. Источники идеи (идея!!!):
 +
::1) Телевидение.
 +
::2) Литература (известная детям).
 +
::3) Исторические эпохи.
 +
::4) География.
 +
::5) Наша политическая жизнь.
 +
::6) Спорт.
 +
::7) Профессии.
 +
:2. Фантазия. Для включения фантазии необходимы 2 слова – Дж. Родари.
 +
:3. Сказки. Алгоритм сказки:
 +
::1) Кого-то не пригласили.
 +
::2) Он был или стал плохой.
 +
::3) Что-то украл или сбежал.
 +
::4) Герои устремляются в погоню.
 +
::5) Преодолевают препятствия.
 +
::6) Находят то, что украли, или того, кто украл.
 +
::7) Отдают выкуп.
 +
::8) Праздник продолжается.
 +
:4. Мозговой штурм (8 человек).
 +
 +
Каждый говорит то, что пришло ему в голову по поводу праздника. Затем отбираются удачные мысли и составляется сценарий праздника.
 +
 +
Но злоупотребление праздниками – это перегрузка эмоциональностью, отвлечение от рабочих будней. Когда впечатлений слишком много, они начинают убивать сами себя. Но праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки. И неповторимы.
 +
 +
Методика работы над сценарием
 +
 +
Прежде чем написать сценарий нужно поставить перед собой 3 вопроса:
 +
* что я хочу (делать)
 +
* для кого я хочу (делать)
 +
* как я буду (делать)
 +
 +
# Тема (о чём я хочу сказать – круг проблем взятых на исследование сценаристом). Из большой темы надо выбрать то, что больше всего волнует.
 +
# Идея (что я хочу сказать своим сценарием).
 +
# Сверхзадача (что должен унести зритель).
 +
# Определить конфликт – борьба 2-х идеологий, взглядов, противоположностей:
 +
#*герой – герой (персонажи находящиеся в борьбе)
 +
#*герой – зрительный зал
 +
#*герой – среда
 +
# Сюжетный ход.
 +
 +
 +
Композиционное построение сценария
 +
 +
# Пролог – заявка темы (1 маленький эпизод).
 +
# Развитие действия (2-3 эпизода, завязывается борьба и развивается).
 +
# Кульминация (целый объёмный эпизод – момент столкновения 2-х позиций).
 +
# Маленький эпизод (может быть, может и не быть).
 +
# Финал (большой эпизод) торжествует добро.
 +
 +
Наличие эпизодов в сценарии 5-6.
 +
Эпизод – маленькое деление сценария.
 +
Существуют эпизоды – основные – в них проходит основная мысль автора;
 +
эпизоды – мостики – связующее звено между основными эпизодами;
 +
эпизод – штрих – небольшой, но он даёт штрих к следующему эпизоду.
 +
 +
Формирование эпизода
 +
* Нужно выбирать лишь то, что отвечает замыслу автора (раскрывает тему).
 +
* Ритмическое чередование частей эпизода (по принципу напряжения или контрастности).
 +
* Разноимённость материала (несколько точек зрения разных авторов на одно и то же).
 +
 +
Выбор системы выстраивания эпизода:
 +
# Поступательный подход (по сюжетной нарастающей линии).
 +
# Конфликтное построение эпизода (зритель должен следить за борьбой).
 +
 +
Сюжет – это способ построения сценария, система событий, раскрывающий характер действующих лиц и отношения к ним. Найти сюжет – это расставить главное и второстепенное события. Сюжет должен идти по нарастающей.
 +
Сценарный ход – это приём, с помощью которого сценарист логично и последовательно выстраивает развитие действия и конфликта.
 +
2 вида:
 +
*хронологический
 +
*ретроспективный
 +
 +
Игровой ход – игровая ситуация, которая предлагается зрителю.
 +
 +
Что можно использовать при написании сценария:
 +
Материал выбирается исходя из темы сценария.
 +
Слово – поэзия, басня, проза, инсценирование, сцены из спектакля, сатирические жанры.
 +
Это основное выразительное средство – текст ведущего, исполнителя, персонала.
 +
Музыка – тема музыки (лейт-мотив – война, мама и т.д.), классическая, фольклорная и т.д.
 +
Песня – лейт-мотив обобщение темы.
 +
Танец – все виды танца, вставной номер, иллюстрация действия, инсценировка на тему.
 +
Цирк – клоунада – средство ведения программы.
 +
Аудио-видео-материал – слайд-фильмы, аудио, видеофильмы.
 +
Декоративное оформление – одежда сцены, костюмы.
 +
Световое оформление.
     

Навигация