Как наладить контакт с подопечными детьми

Материал из Летний лагеря
Версия от 21:33, 16 ноября 2012; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Первые 20-60 секунд, после того как ребенок вас увидел или услышал, он активно формиру...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 133c67e6m.jpg

Первые 20-60 секунд, после того как ребенок вас увидел или услышал, он активно формирует о вас свое первое впечатление. Этот процесс происходит автоматически, так как срабатывает древний эволюционный механизм выживания. В этот момент в сознании ребенка складывается образ, который затем надолго фиксируется в его сознании.

Ритуал знакомства представляет собой последовательное прохождение вместе с собеседником точек «психологического соприкосновения», определяющих первое впечатление.

Здесь следует выделить ключевые моменты:

  1. зрительный контакт;
  2. тактильный контакт (обнимашки, дай пять, просто рукопожатие или иная фенечка и т.д.;
  3. приветствие и мотивирующее утверждение;
  4. обращение по имени.


Любая встреча начинается с взгляда — это первая точка взаимодействия. Затем следуют приветствие и тактильная фенечка.

Общение между вожатым и его подопечным происходит по трем основным каналам: вербальному, звуковому и визуальному. Данные каналы различаются по силе воздействия на ребенка.

  • Только десятая часть отводится вербальному воздействию, т.е. значению слов, которые мы произносим.
  • На треть оказывает воздействие тембр голоса, его мелодичность и ритмика.
  • На две трети оказывают воздействие зрительно наблюдаемые компоненты поведения: движения, взгляды, одежда, выражение лица, манера поведения, позы, жесты.


1. Как произвести хорошее впечатление?

Никогда не позволяйте себе настраиваться на негативный результат, не думайте при появлении в зоне видимости очередного своего подопечного: «Ну вот, этот тоже спиногрыз...» Если вы допустили подобную мысль, то вы уже настраиваете себя на отрицательный результат. Гоните негативные мысли, старайтесь думать только о хорошем, например: «Сейчас я так …» - далее ожидаемое позитивное.

Постарайтесь, чтобы ребенок с первой же минуты понял и почувствовал, что его ждали, ему рады, его заметили. Всегда встречайте детей улыбкой. Кстати, улыбаться тоже надо уметь: улыбка должна появляться на лице постепенно, как бы проступать из глубины. Ваш взгляд не должен бегать, смотрите вперед прямо и открыто. Однако учтите, что не все любят, когда им пристально смотрят в глаза.

Поэтому, если вы заметили отведенный в сторону взгляд, в следующий раз старайтесь охватывать такого собеседника взглядом всего сразу и больше не смотреть ему прямо в глаза.

Вашей улыбке должно соответствовать теплое, радушное выражение лица. Однако, в то же время, вы должны выглядеть солидно и сохранять чувство собственного достоинства. Помните, вы не являетесь частной персоной, вы — представитель вожатского отряда (детского лагеря, летней детской программы). Также опасайтесь впадать в другую крайность, например, признаки надменности, самоуверенности, снисхождения на вашем лице вряд ли помогут завоевать симпатии детей. Ваше поведение должно оставаться ровным, нейтральным, стабильным, независимо от пола и возраста ваших подопечных. Не кокетничайте и не «стреляйте» глазами — в итоге это только повредит вам, так как в такой ситуации основное внимание детей будет направлено на вас, а не на то, что вы от них хотите.

Принимаясь работать с ребенком индивидуально, следует помнить, что любому человеку присущи два ярких чувства: гордость и самолюбие. Большинство детей считает, что они могут самостоятельно справиться с любой ситуацией. Следует учитывать это обстоятельство, когда вы инструктируете их. Ваши объяснения ни в коем случае не должны выглядеть как ярко выраженная помощь. Вы лишь советуете ребятам, по крайней мере, каждый ребенок именно так должен воспринимать ваши рекомендации. Замечательно, если он по ходу вашего объяснения начинает вникать в те или иные детали.

Не поддавайтесь чувству разочарования, даже если несколько детей вас не поняли. Считайте, что каждый из них прошел очередную стадию «созревания» и находится на более высоком уровне готовности понимать именно у вас.

Когда двое людей встречаются и приветствуют друг друга, они смотрят друг другу в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит при помощи непосредственного зрительного контакта. Если один человек не смотрит другому в глаза, второй чувствует, что его проигнорировали или даже оскорбили.

Желающий добиться успеха вожатый должен встречать ребят открытым взглядом. В процессе разговора вожатый смотрит детям в глаза, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Благодаря сознательному использованию взгляда убеждающая сила слов неизмеримо повышается. Взгляд способствует внушению так же, как слова.

Для того чтобы оказать на других влияние, вожатый должен научиться увлекать. Если лицо вожатого выражает вдохновение, чувство симпатии и силу убеждения, то и ребенок будет заинтересован в информации, исходящей от такого вожатого.

Именно благодаря мимике вожатый может установить контакт с ребенком, если будет внимательно следить за тем, как себя ведет ребенок, и фиксировать согласие или несогласие со своим мнением.

Жесты, движения, походка могут сказать о намерениях, мыслях, чувствах детей гораздо больше, чем их слова. Поэтому успешный вожатый всегда найдет возможность и время не только беседовать с пионером, но и следить за его жестами.


2. Признаки контактности и неприятия

Признаками контактности, т.е. открытости ребенка к общению именно с вами, являются, прежде всего, жесты. Например, если ваш подопечный принимает те же позы, что и вы, так же жестикулирует, поворачивает голову в ту же сторону, что и вы, следит за вашим взглядом, т.е. невольно «отзеркаливает» ваши движения, значит, он настроен на контакт, согласен с вами и воспринимает ваши слова со всей серьезностью.

Используя данное правило, можно проверить, установлен ли контакт с ребенком. Примите какую-либо позу и удерживайте ее несколько секунд, как бы фиксируя. Затем смените позу как можно кардинальнее. Проследите за ребенком. Если при смене позы вами он сделал то же самое и его поза похожа на вашу, значит, он подсознательно с вами на одной волне, он вам доверяет.

Однако не ждите, что позы собеседника будут в точности копировать ваши, они могут быть лишь отдаленно похожими — поворот в ту же сторону, тот же наклон головы, руки расположены на том же уровне. Но и этого вполне достаточно для установления первоначального контакта.

Особенно внимательным следует быть к признакам неприятия, которое выражает ваш подопечный пионер. Он может продолжать улыбаться, быть дружелюбным, но на самом деле собирается развернуться и удрать при первой возможности. Если ребенку что-то не нравится в разговоре с вами, он обязательно проявит свое несогласие в жестах. Один из самых явных признаков скуки и несогласия — скрещенные на груди руки. Скрещивание ног — признак невнимательности, готовности уйти в себя.

Дети, не доверяющие словам вожатого, часто начинают фальшиво улыбаться и слишком часто кивать в ответ, при этом улыбка больше походит на ухмылку или усмешку. Такое может произойти, если ребенок сомневается в словах вожатого. О подозрительности также свидетельствуют руки в карманах.

Положение напротив ребенка по началу не всегда самое удачное для ведения беседы. В этом случае оба, и вожатый, и пионер, находятся в слишком открытых позициях, неудобных при общении с почти незнакомым человеком. Лучше всего расположиться немного по диагонали от своего подопечного.

Если вы говорите слишком много и долго, ребенок может начать слишком часто кивать. Значит, он хочет вас перебить. А вот если он отвел глаза в сторону и не реагирует на ваши слова — интерес пропал, появилась антипатия.

Жесты, говорящие о низком статусе:

  • чрезмерная улыбчивость;
  • слишком частые жесты головой в сторону детей.

Отталкивающие манеры самоуверенного вожатого:

  • нависает над ребенком;
  • занимает много пространства, входит в личное пространство ребенка;
  • отводит голову назад при разговоре.


3. Правила общения с подопечными пионерами

Основное правило ведения беседы с ребенком гласит: хорошие вожатые слушают столько же, сколько говорят. Не перебивайте ребенка, не спорьте с ним. Обязательно выслушайте все его пожелания и возражения, даже рассказы из жизни. Проявите внимание и заботу о своем пионере. Чем больше ребенок говорит, тем легче вам понять его потребности, мотивы его поступков.

Самый главный момент в беседе с подопечным — выяснить, зачем он подошел к вам, что именно ему требуется. Затем уже появляется возможность убедить ребенка в той мысли, которую надо вам до него донести. Говорите четко, грамотно, не используйте в речи слова-паразиты, будьте уверены в том, о чем говорите.

Если в процессе беседы вы почувствовали, что контакт с ребенком утерян, можно спросить его, что он думает о том, что вы только что рассказали ему. Это поможет восстановить контакт. Вообще, по ходу беседы чаще интересуйтесь мнением ребенка, не забывайте оценивать его реакцию на ваши слова.

Случается, что ваш подопечный дает понять, что он разбирается в озвученном вожатым не хуже самого вожатого. В этом случае не устраивайте между собой экзамена на то, кто что лучше знает. Лучше обсудите особенности обсуждаемого. Дайте возможность ребенку высказаться о том, что ему нравится, а что нет.

Если вы говорите с несколькими детьми сразу, убедитесь, что все вас слушают, обращайтесь ко всем, смотрите на каждого по очереди. Чтобы заинтересовать слушателей, важно ощущать себя свободно и естественно, использовать ораторские навыки, правильно жестикулировать. Помните, что дети наблюдают за вами.

Чтобы определить лидера в группе пионеров, есть специальный способ, основанный на языке жестов. Лидер, в том числе и неформальный, ведет за собой. Поэтому часто, когда такие лидеры меняют позу, все остальные делают то же самое. Лидер также задает больше уточняющих вопросов.

Не старайтесь выглядеть слишком угодливым. Это понижает ваш рейтинг в глазах детей, а значит, и рейтинг того, о чем вы им говорите.

Ошибка многих взрослых — выплескивать в беседу с детьми свои собственные эмоции. Всегда будьте приветливыми. Даже если ребенок груб, неопрятен, туго соображает, выглядит непрезентабельно — со всем этим набором качеств он все равно может вас понять.

Не отходите надолго от своего подопечного, пока беседа не закончена. Не сворачивайте беседу с одним вашим подопечным, когда появился другой, это негативно отразится на вашем имидже в глазах всех детей.

Не прощайтесь сухо, на прощанье скажите что-нибудь доброе.