Как делать шоу

Версия от 17:10, 14 декабря 2019; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
O15m.jpg

методика организации и проведения шоу-программ

Организация работы по созданию шоу-программы включает несколько этапов:

СТАРТ - получение задания;
1-й этап - определение цели и усвоение задач;
2-й этап - обеспечение работы (условия, средства, исполнители);
3-й этап - планирование работы и распределение обязанностей;
4-й этап - оперативное руководство (согласование, учет, контроль);
5-й этап - анализ эффективности и подведение итогов работы;
ФИНИШ - отчет о выполнении задания.


На каждом из этих этапов организатором выполняются определенные действия.

Организатору важно знать, что за чем следует, что нужно делать на каждом этапе. Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.

Правило 1. Получив задание, разберитесь в нем. Это значит, что необходимо:

  • хорошо представить себе, что должно быть на финише, чего следует добиваться;
  • усвоить содержание организаторской работы: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли ее выполнение привлечения помощников;
  • выделить главное, основное, увидеть вспомогательное;
  • определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы;
  • уточнить свое место, положение, каков круг ваших обязанностей;
  • «проговорить» задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято. Не считайте зазорным, получая задание, переспросить, если что-то оказалось непонятным.

Правило 2. Учитывайте возможности членов коллектива. Мысленно сопоставьте основные задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей.

Правило 3. Определите, что вам может понадобиться в работе. Если работа требует материальных средств, то необходимо решить: какие инструменты, материалы, снаряжение вам понадобятся, в каком количестве, где их можно достать, как получить и где хранить.

Правило 4. Работа должна быть понятна каждому. Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения.

Правило 5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

Правило 6. Будьте внимательны при завершении работы. Требуется отчетность о выполнении задания от всех, кому давались поручения.

Правило 7. Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем, потому что анализ позволяет выявить все ошибки и дает возможность избежать их в будущем. Это были общие правила любой организаторской работы, но, чтобы организовать массовое шоу-мероприятие, этого не достаточно.


С чего начать?

Есть много мнений по поводу того, с чего следует начать организацию любого мероприятия. Одни полагают, что первым делом надо написать сценарий. Другие считают, что сценарий - это не начало, а середина работы, и раньше нужно определиться с формой и содержанием. Третьи утверждают, что, прежде всего, следует составить план и распределить обязанности. Четвертые заявляют, что точкой отсчета служит приказ о назначении ответственного за организацию. А пятые - сторонники коллективной работы - уверяют, что сначала надо собрать «инициативную группу» или «совет дела». Сколько организаторов - столько и мнений.

Начинать организацию любого дела следует... с финала!

Финал мероприятия - тот результат, который мы достигаем (например: башня из песка или плакат на тему...), то эмоциональное состояние, настроение, в котором пребывают участники после того, как все завершилось. Далее формулируем цели и задачи намечаемого дела и продумываем средства реализации.

Для этого нужно использовать сценарный план мероприятия:

  1. Форма мероприятия.
  2. Название.
  3. Время проведения и место проведения.
  4. Цели и задачи.
  5. Распределение ответственных (за сценарий; за репетиции; за техническое обеспечение; за оформление; за музыку).
  6. Обязанности и роли.
  7. Декорации.
  8. Содержание мероприятия (настройка зала; текст (и ведущих, и действующих лиц); текст вызова отрядов (если предполагается).
  9. Финал и последействие.
  10. Анализ мероприятия


Что должен уметь педагог-организатор?

  1. Написание сценариев, чтобы все по правилам📝
  2. Организация процесса репетиций, чтобы все знали что, где, когда👌🏻
  3. Обрезать музыку - иногда нужна не вся композиция, а только часть🎶
  4. Обрезать видео или наложить простые эффекты📽
  5. Сделать афишу (уже не красками можно, а шаблоны использовать)🎨
  6. Реквизит сделать, когда хочется интересную фишку для программы👑
  7. Костюмы сшить - иногда просто ушить, а иногда нужно целый элемент🧵


Работа творческой группы

Мы все с вами прекрасно знаем, насколько заняты вожатые, как вечно не хватает ни на что времени. Нужно организовать время тридцати озорных непосед, ходить на планерки, да еще и готовить массовый досуг для всего лагеря. Понятно, что если всем вожатским отрядом каждый раз организовывать мероприятие, то это просто не логично, поэтому речь пойдет о творческой группе по подготовке дела (совет дела).

Самое оптимальное число человек, входящих в творческую группу, приблизительно 4 – 8, в зависимости от масштабности разрабатываемого дела. По количеству участников условно массовые мероприятия можно разделить следующим образом.

  1. Межлагерная форма. Включает те же виды мероприятий, что и общелагерная форма. Используется, когда один лагерь «приходит в гости к другому».
  2. Общелагерная форма. Мероприятие, в котором принимают участие все отряды
  3. Межотрядная форма. В мероприятиях участвуют, как правило, два - три отряда. Это может быть встреча «отряд в гостях у отряда», конкурс, соревнование между отрядами, лучше, если мы сделаем команды смешанными, например, при помощи жеребьевки. Тогда мы поможем ребятам расширить круг общения в лагере, установить контакт с другим отрядом, подружиться, несколько стеснительные дети смогут проявить себя в более доверительной обстановке.

Начать работу творческой группы стоит с определения основной темы, связывающей все, что происходит на сцене. Например, если мы выбрали морскую тематику, то соответственно все конкурсы, игры должны быть связаны с этой темой (конкурс песен о море, морская регата).


Как только тема выбрана, далее определяем вид мероприятия.

По способу подготовки и использованию импровизации можно выделить:

  • шоу, полностью подготовленные заранее и не предусматривающие импровизации. Это различные тематические конкурсы (конкурс песни, танца, инсценированной песни и т.п.), концерты (концерты вожатых, концерт творчества детей и прочее), спектакли. При выборе такой формы мероприятия необходимо помнить, что зал - активный участник шоу, и его нужно постоянно активизировать, включать в происходящее на сцене, задействовать (например, в паузах мы играем с залом);
  • шоу, сочетающие в себе как элементы, подготовленные заранее, так и элементы импровизации. Это КВН, «Мисс лагеря», «Конкурс пар» и другие;
  • шоу, не требующие подготовки участников и основанные исключительно на импровизации во время действия. Это конкурс актерского мастерства (КАМ), «Любовь с первого взгляда», «Театральный коридор» и т.п.

Необходимо заметить, что любая импровизация будет хороша лишь тогда, когда она хорошо подготовлена. Соответственно, обратим внимание на то, что шоу требует подготовки и участников, и организаторов, и ведущих.


Распределение обязанностей по блокам подготовки

Мы все прекрасно знаем, что любая работа группы будет более эффективна, если есть старший, который берет ответственность за подготовку мероприятия на себя и будет ее контролировать и помогать другим.

Вожатый, в зависимости от желания ребят распределяет их по видам деятельности, назначает ответственных (ответственные подбирают себе помощников 1-2 человек).

  1. Сценарная группа. В их обязанность входит разработка полного сценария предполагаемого дела, руководствуясь поставленными творческой группой целями и задачами, предоставляет его ответственному за данное мероприятие в данной смене или заместителю по воспитательной работе. Корректирует сценарий в случае его недостаточной проработки.
  2. Режиссерская группа - на основании разработанного сценария, выстраивает ход сценария, подбирает актеров, работает с непосредственными исполнителями, ведущими и т.п. Проводит необходимое (возможное) количество репетиций.
  3. Оформительская группа на основании разработанного сценария, разрабатывает эскиз оформления и предоставляет его ответственному за данное мероприятие в данной смене или заместителю по воспитательной работе. После утверждения эскиза, с помощью художника лагеря подготавливает и производит художественное оформление места проведения мероприятия. Разрабатывает и подбирает костюмы актерам и ведущим. Оформляет афишу, пригласительные билеты, рекламные плакаты (при необходимости).
  4. Организаторская группа - обеспечивает координацию и взаимосвязь предыдущих групп, разрабатывает рассадку зрителей в зрительных залах, руководит размещением или построением отрядов на площадках. Осуществляет приглашение администрации, специалистов и гостей лагеря, оповещая их персональным приглашением.
  5. Группа технического и музыкального оформления - занимается подбором со специалистами лагеря подбором необходимых фонограмм или видео-фрагментов, а также светового оформления.


Главная задача ответственного состоит в том, чтобы объяснить другим, как легче справиться с заданием, ответить на вопросы, рассказать все относительно сроков и порядка информации о ходе дела.


1. Разработка сценария

Эффективен вариант, когда разработка осуществляется путем использования техники «мозгового штурма». Все участники творческой группы собираются вместе и высказывают свои предложения, идеи, которые обсуждаются, перерабатываются, дополняются и дорабатываются. Все зависит от вашего желания и возможностей. Но при написании сценария необходимо учитывать возрастные, физические и психические особенности детей, исходя из которых, время, в течение которого можно удерживать внимание детской аудитории, составляет 1 час - 1 час 20 минут.

Этап написания сценария - один из самых сложных этапов подготовки мероприятия. Но любое задание выполнимо, если точно знать, что за чем надо подготовить.

Этапы написания сценария.

  1. Алгоритм развития действия (сюжет). Кто? (Чебурашка, Колобок, Карлсон) Куда? (в Африку, за сокровищами, на северный полюс, в баню) Зачем? (отдыхать, подальше от вас, нужно) Как? (пешком, строем, ползком). Ответив на эти вопросы, вы имеете перед собой сюжетную линию вашей постановки.
  2. Поиск образов героев (умный, хитрый, ленивый и т.д.). Выбирайте характерные, колоритные, типажные роли и персонажи, имеющие яркие внешние и внутренние черты. Найдите эти черты и попробуйте совершить обычные действия так, как будто вы - это выбранный персонаж.
  3. Монологи и диалоги героев в ходе развития действия.

Живите в выбранных образах, общайтесь друг с другом на заданную тему, воспроизводите реакции и мысли, посещающие вашего героя в ходе общения с другими героями. Так могут возникнуть реальные монологи и диалоги.

  1. Предварительная репетиция с дописью фраз, нюансов, действий и пр.

Главная задача ответственного за сценарий - конечно, написание текстов для ведущих, для актеров, для настройки зала, для вызова отрядов и т.д., а если ваше шоу - конкурсное, не забудьте придумать сами конкурсы.

Также необходимо продумать отбор участников. Существует несколько способов.

  1. Участников выбирают в отрядах. Например, победитель отрядного конкурса станет участником общелагерного конкурса. Но возможен и более простой способ. Отрядам сообщается, сколько мальчиков и девочек от них требуется для шоу. Желательно определить качества, ожидаемые от участников (например: артистичность или умение ставить палатку).
  2. Участники выбираются непосредственно из зала в процессе шоу.
    Способы:
    • приглашаются на сцену желающие (вариант сопряжен с опасностью пассивности или слишком большой активности со стороны зрителей: либо никто не выйдет, либо выйдет слишком много народу);
    • под сиденье в зале прикрепляются определенные знаки, о которых до вашего объявления никто не должен знать. В определенный момент ведущий сообщает, что под некоторыми стульями есть «счастливые билетики» и их обладатели приглашаются на сцену.

Можно придумать еще массу способов. Например: выбирать лучших в отрядах или при входе в зал все тянут билетики, по которым и определяются участники.

Исходя из формы шоу, заданий, возможен отсев участников в процессе конкурса. Необходимо четко продумать структуру отсева: после какого задания, сколько человек выбывает из игры и сколько остается и как проводить уходящих.

Если шоу требует выбора лучших, то, конечно, не обойтись без жюри. Кто может быть членом жюри? Жюри может стать весь зрительный зал. Формы выражения оценки: голосование с помощью поднятия цветных карточек, заранее розданных зрителям; тайное голосование (зрителям раздадут бюллетени). Последняя форма больше всего подходит для определения обладателя приза зрительских симпатий. Нельзя ни в коем случае определять победителя по аплодисментам. При зрительской оценке возможна необъективность, поэтому применять ее лучше в ограниченном количестве.

Основную оценивающую функцию следует возложить на жюри в классическом его понимании. Членами жюри могут быть кто угодно, главное, чтобы участники уважали их мнение.

Итак, мы подошли к самому приятному - награждению. Мы должны сделать так, чтобы ни один участник шоу не остался незамеченным, не ушел с ощущением неоцененности и непризнанности.


2. Реквизит.

Ответственный за этот блок должен предусмотреть все, что может понадобиться во время шоу: костюмы, декорации, освещение и т.д. Чтобы не получилось так, что во время мероприятия чего-то не хватает и все может пойти под откос из-за нехватки, например, маркеров или каких-то костюмов.


3. Музыкальное оформление мероприятия.

Музыкальное сопровождение должно быть согласовано с действиями на сцене, нелепо включать веселую музыку, когда главный герой плачет.

Даже если в лагере есть ди-джей, все равно один из членов творческой группы должен взять на себя ответственность за взаимодействие с ним. В обязанности ответственного за этот блок входит информирование ди-джея о необходимой музыке, месте и времени репетиций и самого шоу, контроль за работой ди-джея во время шоу и помощь ему.


4. Репетиции.

Любое мероприятие нуждается в репетиции. Человек, который ответственен за этот блок подготовки, должен построить график репетиций, заранее раздать текст участникам и информировать их о месте и времени репетиций, продумать мизансцену (т.е. нахождение участников на сцене) и прочее.

Важно не забыть следующие моменты: (сценарий должен быть на руках у каждого; репетируем сначала отдельные сцены, а затем соединяем все в одну картинку; музыкальное сопровождение репетируем вместе с действием на сцене; необходимо, чтобы участники на сцене не заслоняли друг друга, были хорошо освещены, говорили громко и глядя в зал, а не друг на друга).


5. Реклама.

Наше шоу, как и всякое другое настоящее шоу, требует рекламы. Для нее можно использовать все возможности лагеря: объявления по лагерному радио, анонс на общелагерном собрании (например, дискотеке и т.д.), объявления в отрядах, вывешивание рекламных плакатов и т.п. Главное - заинтриговать.

Теперь, когда каждый из творческой группы знает, за что он отвечает, подготовка пойдет полным ходом. В каждом деле важную роль играет четкая организация и продуманная структура мероприятия, и мы определили последовательность действий при подготовке шоу.


Структура шоу-мероприятия (ход мероприятия)

1. Настройка зала.

Настройка участников действия начинается еще до входа в зал. При входе их встречает заранее подготовленное оформление (плакаты-приветствия, люди в костюмах, специально подготовленных к шоу на входе, которые могут вручать участникам какой-нибудь элемент одежды, способствующий единению всех). Далее рассказывается вкратце, что будет сегодня происходить и по какому поводу все собрались. В это время в зале уже звучит музыка (веселая или грустная, в зависимости от мероприятия), сцена оформлена декорациями.

Чтобы перед действием воцарилась тишина, а зрители настроились на активное участие и сконцентрировали внимание на ведущем, необходимо использовать активные техники настроя зала:

  • игры с отбиванием ритма;
  • игры с повторяющимися движениями и текстом;
  • игры с использованием музыкального сопровождения;
  • игры с сознательным провоцированием аплодисментов.

2. Творческая завязка: создание интриги и мотивации на активное участие зрителей.

Типы интриг: смена пространства, световая, музыкальная, театральная паузы, легенда. Определяем красную линию - основную тему мероприятия, связывающую все, что происходит на сцене. Очень важно, чтобы эта красная линия прошла через все этапы мероприятия, т.е. все конкурсы были объединены в единый сюжет.

В творческой завязке ставится задача, которая должна привести к какому-нибудь необычному результату.

3. Действие с включением всех участников. Конкурсная программа, сценическая постановка, страничное выступление отрядов и т.д.

4. Работа со зрителями.

Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залом во время заполнения пауз между основными заданиями для остальных участников.

5. Особенности логического завершения мероприятия.

Логика завершения мероприятия в том, чтобы достичь цели, которая была объявлена со сцены. Сюжет завершается словами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необходимого результата, например, нашли «ключи от Города солнца» или «нашли дверь в Страну спорта».

6. «Жирная» эмоциональная точка.

И, естественно, необходимо продумать эмоциональную точку всего мероприятия. Какая она может быть? Яркая (веселая), в соответствии с логикой шоу, лирическая, загадочная...

Отдельно хочется остановиться на двух очень важных составляющих шоу:

Правила поведения на сцене:

  • высокая эмоциональность (она должна быть выше, чем у зала);
  • четкость и громкость речи;
  • эмоциональная окрашенность речи;
  • открытая поза;
  • большая амплитуда движений;
  • не загораживать друг друга;
  • говорить поверх голов зрителей;
  • контакт глаз с залом;
  • адекватная и раскрепощенная мимика и пластика.

Внешний вид, костюмы героев:

  • чистота костюма, опрятность;
  • соответствие костюма образу;
  • костюм должен сидеть прочно;
  • костюмы могут быть «полные», а могут быть только элементы костюма, но легко узнаваемые и утрированные.