Как воспитать вожатого-лидера

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
YB1KTdUH6zw.jpg

Отрядный вожатый - лидер детей. Вожатый - это мастер на все руки. Он должен многое уметь, причем, уметь делать то, чему не учат ни в школе, ни в колледже, ни в вузе: быть другом, мудрецом, артистом, спортсменом, затейником, интересным собеседником, приятным в общении человеком - обаятельным, остроумным, находчивым... Всех качеств не перечислить. Где же научиться вожатскому мастерству? Как опытные вожатые могут подготовить себе помощников и достойную смену? Путь один - передача мастерства из рук в руки.

При работе с детьми каждому члену педагогического коллектива необходимо пройти определенную подготовку и иметь определенный багаж знаний, но к сожалению, даже в Педагогическом ВУЗе, он не имеет возможности получить такие знания, которые давали бы ему возможность свободно и без трудностей работать с детьми в лагере. Помимо всевозможных методик воспитания и знаний психологических и возрастных особенностей детей вожатый должен уметь четко и своевременно организовывать деятельность и отдых детей в условиях временного коллектива.

Не многие знают, что детский оздоровительный лагерь естественным образом ориентирован не только на развитие детей, но и педагогических кадров, которые организовывают их деятельность. И именно в условиях детского оздоровительного лагеря вожатые получают личностный рост, в том числе и развитие лидерских качеств – основную движущую силу при работе в детском коллективе. Однако, помимо этого, непосредственно в должности вожатого, как успешного лидера, требуется до лагерная практическая подготовка.


1. Инструктивные семинары

Хорошей основой для воспитания вожатого-лидера служит выездной «Инструктивный семинар» для вожатых или выездной «инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых», цель которого заключается в интенсивном овладении практическими навыками, необходимыми при работе вожатого. Стоит отметить, что в реальности лидерство не существует само по себе, автономно от группового процесса. Оно является продуктом группового взаимодействия и теснейшим образом связано с целым рядом других процессов и обстоятельств групповой жизни. Именно выездные инструктивные семинары дают возможность всесторонне рассмотреть все аспекты жизнедеятельности в лагере, начиная от построения распорядка дня и заканчивая решением различного рода возникающих конфликтов.


2. Мотивация

Еще один немаловажный фактор в воспитании лидера — это мотивация. А истинное лидерство требует поддержания высокого уровня мотивации. И вам, как руководителю, необходимо этот уровень поддерживать.

Существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация, например, успехи в организации тематических дней или достижения в постановке творческих номеров, оценивается внешним миром, то есть педагогическим коллективом, администрацией и тд. Внутренняя мотивация, это в свою очередь, личностный рост, помощь окружающим, стремление изменить себя. И ключ к развитию истинного лидера — поддержание разумного баланса между внутренней и внешней мотивацией, а самое главное — признание и одобрение другими.

  • Хвалите своих вожатых. Похвала является важным условием для лояльности вожатых к руководству лагеря. Начальству не составит какого-то труда лишний раз сказать вожатому «спасибо» за выполненную работу.
  • Предоставляйте дополнительный отдых. Многие руководители могут подтвердить, насколько важным для вожатых может оказаться дополнительный отдых в виде предоставления дополнительных выходных или возможности просто побыть одному.
  • Вручайте памятные подарки. Значки, футболки, майки, ручки, блокноты с эмблемой лагеря могут оказаться очень действенным стимулом для хорошей работы.
  • Покажите перспективы карьерного роста. Довольно эффективная мотивация вожатых. Ведь перспективы карьерного роста способны вдохновлять и мотивировать на достижение отличных результатов в работе, способствуя успеху всего лагеря.
  • Возможность высказать свое мнение и быть услышанным. Вожатому важно чувствовать значимость своего вклада в общее развитие компании. Такой подход поможет выявлять различные спорные, слабые стороны в работе детского лагеря.
  • Доска почета. «Вожатый дня», «Лидер недели», «Лучший вожатый смены». Ставший лучшим вожатый будет стараться сохранить свое лидерство, а другие будут стремиться навязать конкуренцию и превзойти победителя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации.

Мотивация может компенсировать недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления работать и достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации и активности человека, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные сотрудники больше работают и достигают лучших результатов в своей деятельности.


3. Тренинги и игры

Широкое распространение тренингов по воспитанию лидерских качеств и игр на выявление лидера, также подтверждает то, что лидерству можно научиться, что это навык, который можно и нужно развивать. Многие вожатые, изначально практически не обладающие лидерскими качествами, могут и имеют возможность их развивать в ходе занятий, игр, тренингов. Поэтому, тренинги на лидерство непременно должны быть в арсенале старшего вожатого.