Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 34: Строка 34:        +
 +
Навыки, которые проще всего развить ИМЕННО в лагере
 +
 +
Лидерство
 +
 +
Часто можно услышать, что в школах идет "уравниловка", и потенциал развить сложно. Сейчас это не везде так, но учебный процесс или творческие секции и правда не заточены под проявление лидерских качеств. Лидер там обычно педагог, а детям нужно внимать и концентрироваться на освоении "hard skills". В лагере сложно отложить проявление лидерских качеств и отступить: время ограничено, учебы не много, а вожатые поддерживают инициативу.
 +
 +
Эффективная коммуникация
 +
 +
Этот навык можно освоить только в коллективе, который формируется грамотно, а отношениям внутри уделяется достаточно времени. В лагере каждую смену первые дни посвящены именно знакомству, а у педагогов непростая задача: у них есть короткий период, когда нужно создать благополучный и дружный коллектив и быстро исключить все проблемы. Этому учатся и дети: здесь не выйдет месяцами решать конфликт в классе, здесь нужно быстро овладевать инструментами общения, чтобы не испортить самому себе отдых.
 +
 +
Творчество в команде
 +
 +
Именно так, 2-в-1. Работать в команде можно научиться и в школе (или потом в институте), да даже с братьями и сестрами. Творчество тоже можно развить. Но лагерь — одно из лучших мест, чтобы научиться решать креативные задачи сообща. Это не так просто! В творчестве у каждого свое видение, и его сложно объяснить другим. Но в дружественной атмосфере, где нет давления и спешки, этому можно научиться. Тем более, что это не соревнования и не конкурс: здесь и правда важнее участие, а не "победа".
 +
 +
 +
 +
 +
== 5 важных вещей, которым меня научил детский лагерь. ==
 +
 +
Работа с детьми всегда полна неожиданностей, а работа в детском лагере тем более. Всегда найдешь чему поучиться. И вот чему научился за это время я.
 +
 +
1) Не бояться признавать собственную неправоту.
 +
 +
Темп жизни в лагере такой, что за всем уследить просто невозможно. Особенно когда у тебя в отряде 50 детей, а ты без напарника. Да, такие истории, к сожалению, не редкость. И порой бывает так, что результат нужен срочно, а времени рассусоливать нет. В таких случаях ты не всегда ведешь себя как добрый и понимающий взрослый. Чуть громче и резче чем стоило бы сказал и всё, ребенок расстроился.
 +
 +
В этом случае важно некоторое время спустя поговорить с ребенком и объяснить, что произошло и почему. И обязательно признать свою неправоту, если она была. Но не брать вину на себя целиком, потому что в конфликте всегда виноваты двое. Извиниться, договориться что вы оба больше так не будете и спокойно жить дальше.
 +
 +
Как показывает практика, потом из этих детей вырастают самые надежные товарищи, потому что они прошли с вами через конфликт и стали ближе, поскольку вы вели себя грамотно и показали им хороший пример разруливания не очень хорошей ситуации.
 +
 +
2) Верить в то что делаешь.
 +
 +
Дети довольно тонко чувствуют фальшь. Если ты сам не хочешь, не веришь, не горишь, то и они не станут. Бесполезно подбадривать, кричать слова поддержки и делать вид что происходящее важно, если внутри ты считаешь иначе. Мало того, что они это увидят, так еще и разочаруются в тебе.
 +
 +
Я для себя выбрал путь максимальной честности. Например, я не люблю делать отрядный уголок, но понимаю зачем он нужен и почему это важно.
 +
 +
Обычно я так и говорю: «Ребята, сегодня у нас мой самый страшный сон – нужно сделать отрядный уголок. Мои руки тут бесполезны, но фантазия нам поможет. У кого какие идеи, что мы можем сделать?» Если идей нет и дети такие же не рукастые попались, то мы просто делаем что-то чтобы украсить наше жилище, с такой задачей обычно все справляются.
 +
 +
Самый яркий пример был с речевками по пути в столовую. В рамках одного рабочего лета были 2 совершенно разные для меня смены. На первой я не хотел кричать, и дети не горели энтузиазмом. На последней я сочинял на ходу и наши радостные вопли были слышны на весь лагерь. Так что внутренний настрой решает очень многое.
 +
 +
3) Никто не обязан тебя уважать.
 +
 +
Казалось бы, очевидно, что авторитет нужно заслужить. Но часто я видел вожатых, которые считали, что дети обязаны их уважать просто по праву статуса. Это конечно глупости.
 +
 +
Дети сами решают уважать тебя или нет. Здесь есть два основных варианта: личное уважение и коллективное. Оба основываются на том что ты делаешь и как себя ведешь. Завоевать расположение ребенка довольно просто, делай хорошо и не делай плохо, повторить пару раз и ребенок тебя если не любит, то как минимум симпатизирует.
 +
 +
Есть конечно же исключения, но каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, потому что причины возникших на пути к доверию барьеров всегда разные.
 +
 +
4) Не отказываться от "безумных" идей.
 +
 +
Часто во время обсуждения дети генерируют самые неожиданные идеи. На первый взгляд многие из них кажутся довольно нелепыми и невыполнимыми, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что именно такие идеи оказываются самыми интересными. А если приложить достаточно усилий, то и вполне реальными.
 +
 +
Самые лучшие номера с детьми у меня появлялись как раз в потоке такого бреда. Да, не всегда эти номера были понятны публике, но всегда нравились самим детям из нашего отряда. А для меня это очень важный параметр, дети должны быть довольны своим творчеством, это подкрепляет их уверенность в себе и стимулирует к дальнейшему развитию.
 +
 +
5) Заботиться о себе.
 +
 +
Я уже упоминал, что скорость жизни в лагере просто космическая. В таком ритме очень легко забыть о себе и внезапно обнаружить, что сил не осталось. Всё круто, дети молодцы и еще есть тысяча идей, а сил нет. Происходит это потому, что кто-то забывал отдохнуть.
 +
 +
Сколько раз я сам наступал на эти грабли. Я бы сказал, что из всех граблей в детском лагере – эти, мои любимые.
 +
 +
Но последствия такой забывчивости весьма плачевные, поэтому следить за собой – первое дело. Всегда спать нужное количество времени, не забывать кушать и обязательно находить в течение дня время побыть наедине с собой. В хороших лагерях такая возможность предусмотрена, но подобных лагерей, увы, немного.
 +
 +
Собственно, дети - это очень психотерапевтично. Всё, что мне в них не нравится, скорее всего есть и у меня. Или они делают то, что я не мог себе позволить, но хотел, и это цепляет, расстраивает, сердит, обижает. (нужное подчеркнуть или вставить свой вариант).
 +
 +
В качестве заключения хочу отметить, что в повседневной жизни эти выводы тоже работают. И даже помогают делать её немного лучше.
 +
 +
 +
== Чему не учат в школе ==
 +
* Быть собой Принимать себя таким, какой ты есть, ценить свои лучшие качества, не равняться на сверстников, не гнаться за тем, что "в тренде".
 +
* Решать проблемы Принимать свои ошибки и не поддаваться панике. Понимать, что любая ошибка - это всего лишь часть пути, и решать ее можно и нужно. Самостоятельно или с помощью взрослых, но ни в коем случае не оставлять без внимания.
 +
* Спрашивать Не боясь показаться глупым или смешным, искать ответы на свои вопросы. Не молчать, а говорить. Не ждать, а действовать.
 +
*Идти до конца Не сдаваться, когда любимое хобби стало неинтересным, или дополнительные занятия оказались сложнее, чем ты предполагал. Делать на 5, а не на 3.
 +
*Искать свои интересы Каждый ребенок - в душе неисправимый исследователь. Но повседневная рутина напрочь лишает его возможности мечтать и фантазировать. Помогите ребенку найти свое предназначение в жизни. Не заставляя, а вдохновляя его на новые поиски.
 +
* Понимать чужие чувства Принимать и радость и гнев, и счастье и обиду других людей. Понимать, что каждый человек нуждается в поддержке, что бы с ним не случилось.
 +
* Уметь оставаться в одиночестве Не расстраиваться, если друг не пошел погулять, а маме пришлось уехать на работу. Уметь в любой ситуации занимать свое время с пользой.
 +
*Быть гибким Подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и не расстраиваться из-за сорвавшихся планов.
 +
* Искать информацию Не верить всему, что рассказывают друзья или пишут в интернете, а проверять, искать первоисточник.
          
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]

Навигация