Каким навыкам может научить детский лагерь

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
32455136YcRm.jpg

Детский лагерь – новая среда, новые люди, незнакомые вожатые, которые будут определять жизнь ребенка на протяжении всей смены. В детском лагере иные правила, традиции, которые со стороны могут казаться дикостью, пока ты в них не погрузился. И самое главное в детском лагере очень тяжело спрятаться за широкие родительские спины. Отправление ребенка в детский лагерь сравнима с моментом, когда птенцов выкидывают из гнезда, чтобы они полетели (заметьте разбитых птенцов, после такого ритуала природа еще не наблюдала, все птицы вставали на крыло).

Опыт показывает, что дети, которые посещали детские лагеря постоянно, более активны, коммуникабельны и открыты миру. Такие дети знают, как налаживать социальные связи и работать в команде. Детский лагерь дает уникальный опыт.

Каким же навыкам может научить детский лагерь?


1. Социальные навыки. Приезжая в детский лагерь, ребенок оказывается в незнакомой ему атмосфере, где существуют свои законы, правила и традиции. Ему предстоит узнать этот мир от начала и до конца. И этот познавательный процесс постоянно будет завязан на общение с другими людьми.

По приезду дети разделяются на отряды – команды, которые в течение смены будут жить по тем правилам, которым установят от части они сами, отчасти вожатые.

Пребывание в отряде является хорошим вызовом для испытания адаптивных и социальных навыков ребенка. В отряде, как правило, дети разделяются на 4 категории: активные, пассивные, лидер, аутсайдеры. Активисты готовы принимать участия во всех лагерных мероприятиях и открыты к работе в команде. Пассивные, будут все это делать, если им помогут адаптироваться вожатые и убедят, что это интересно. Лидеры сплачивают вокруг себя других ребят и являются помощниками вожатых. Аутсайдеры – это те дети, чьи адаптивные навыки находятся на низком уровне.

В течение смены дети часто переходят из одной категории в другую, лидеры устают и просто становятся активными, пассивные к середине смены становятся активными, а аутсайдеров вожатые подтягивают к общей команде, повышая их социальные и адаптивные навыки путем разъяснительных бесед как с глазу на глаз, так и в отряде. Таким образом, все дети попробуют как минимум 2 роли.


2. Коммуникативные навыки. Школа – замкнутая система, где через несколько лет все ребята достаточно друг друга узнают и коммуникация притупляется. В лагере же почти все друг друга не знают, что является хорошей платформой для тренировки коммуникативных навыков – налаживание новых знакомств, приобретение новых друзей, расширение мировоззрения и т.д. Ребенок начинает понимать, в каком большем мире он живет, и сколько еще бывает разных людей, с которыми приходится общаться.


3. Самостоятельность. Одним из важных факторов в детском лагере является то, что рядом нет родителей и, волей-неволей, приходится многие вопросы, которые раньше за ребенка решали родители, решать самому. Вожатый, конечно всегда рядом, но у него помимо отдельного ребенка есть еще от 20-30 человек. Вожатый только устанавливает нормы совместного проживания, а все остальные вопросы ребенок учится решать сам, что, безусловно, развивает его как самостоятельную личность.


4. Творческое мышление. Если вспомнить школу, то мы всегда знали, что если есть вопрос, то на него всегда есть правильный ответ, а все остальные неправильные. В лагере же дела обстоят по-другому. В течение смены детям предлагается множество задач, которые они должны решить – игры по станциям с разнообразными заданиями, капустники, КВН, интеллектуальные игры и многое другое, где нет единого правильного ответа. И ребята вместе с вожатыми пытаются творчески подойти к каждому заданию и решить его по-своему – именно это и является соревновательным моментом в жизни любого лагеря. Это учит детей мыслить более широко, нежели «Да или нет», «Правильно или неправильно».


5. Жизненный опыт. Имея возможность каждый день созерцать множество других людей, которые проживают свою жизнь по-своему, у ребенка есть шанс собрать большую базу данных человеческих отношений, выраженную в опыте. Частыми темами для разговоров становятся вопросы дружбы, ответственности, любви и взаимоотношений между людьми. И, сидя в своих комнатах, ребята постигают этот мир через общение, которого они бывают лишены в буднях города.


6. Новые навыки. Задачей большинства детских летних программ, особенно профильных, является снятие «барьера» - это явление, когда ребенок знает как делать, но пользоваться этими знаниями не может. Во многих школах детей хорошо учат всяким умениям, но совсем не учат, что с этими новыми знаниями потом делать. «Теория без практики слепа, а практика без теории глупа» в программе летней смены, мы (вожатые, инструкторы, кружководы) как раз даем возможность детям в среде, где не ставят оценки, не говорят, что ты неправ, попрактиковаться в новых умениях, почувствовать, как это бывает здорово и что бояться совершенно нечего.


Таким образом, после относительно короткой по временным меркам лагерной смены ребенок привезет огромный багаж знаний, эмоций, впечатлений и воспоминаний. задача же его родителей это всего лишь уделить ребенку некоторое время после смены, внимательно слушая, что ему пришлось пережить, это будет являться закрепляющим моментом всего того, что он узнал об этом сложном мире.